Педагогика,как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:32, реферат

Краткое описание

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.

Оглавление

Методологический раздел педагогики. 3

Педагогика как наука. 3

История возникновения педагогики. 4

Связь педагогики с другими науками. 6

Принципы педагогики, и ее функции. 8

Предмет и задачи педагогики. 10

Семейная педагогика. 11

Дидактика (теория обучения)17

Содержание и форма дидактики. 17

Основные методы и формы обучения. 18

Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович. 19

Теория воспитания. 28

Основные направления теории воспитания и их содержание. 28

Специфика принципов воспитания. 28

Личность как объект и субъект воспитательного процесса. 29

Методы воспитания. 32

Взаимодействие коллектива и личности. 32

Особенности самовоспитания школьников. 34

Литература:38

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 69.88 Кб (Скачать)

 

2. Личность характеризуется  таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять  собственным поведением и деятельностью.  Способность обдумывать свои  поступки и отвечать за них  - существенный и главный признак  личности.

 

А.И.Кочетов в своей  книге “Организация самовоспитания школьников” говорит, что как  всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неиз-бежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне  вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в  самовоспитании личности являются определенные противоречия.

 

В настоящее время в  науке накоплен достаточный фактический  материал, позволяю-щий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет сле-дующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общест-венными  критериями, готовит себя к жизни  в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего  мира. Между указанными факторами  самовос-питания существуют сложные  взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает  несоответствие и т.д. и не всегда противоречия мо-гут быть разрешены  усилиями самого воспитанника.

 

В своей работе А.И.Кочетов  определяет параметры самовоспитания:

 

а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.

 

б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

 

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

 

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные  и вспомогатель-ные).

 

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается  в том, что надо сформировать те положительные  качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, на-правленность, умение управлять собой и т.д.

Нравственный идеал и  самовоспитание.

 

В условиях интенсивного общественного  развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В  мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал  побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитан-ной  личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:

 

·     трудолюбие;

 

·     творческое отношение  к труду;

 

·     высокая культура поведения.

 

В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко  дают некоторые полезные советы:

 

   работа по нравственному  воспитанию учащихся результативна  при системном подходе, предполагающем  педагогическую диагностику; использование  разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные  и внутри коллективные отношения;  интенсивное привлечение к деятельности  с учетом имеющихся у него  положительных ка-честв и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике само-стимуляции  положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

 

   Психологическая подготовка  к нравственному самовоспитанию  предполагает форми-рование социального  эталона личности в учебно-воспитательной  работе школы, организа-цию жизни  коллектива на принципах гуманистической  морали и включение каждого  уче-ника в процесс своего нравственного  самосовершенствования.

От воспитания к самовоспитанию.

 

В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственно-сти, коллективизма и связано с  приучением ребенка к регулярному  и добросовестному вы-полнению учебных  заданий.

 

А.И.Кочетов предлагает правила  способствующие самовоспитанию:

 

Пять “надо”:

 

1. Всегда помогать родителям.

 

2. Выполнять требования  учителей учиться добросовестно.

 

3. Быть честным.

 

4. Подчинять личные интересы  коллективным.

 

5. Всегда и всюду проявлять  добросовестность.

 

Пять “можно”:

 

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

 

2. Забывать обиды, но  помнить, кого и за что ты  обидел сам.

 

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится  !

 

4. Учиться у других, если  они лучше тебя трудятся.

 

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься  сам.

 

Это нужно тебе самому!

 

1. Быть честным! Сила  человека в правде, слабость его  - ложь.

 

2. Быть трудолюбивым! Не  бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач соз-даст  успех, из поражений выкует  победу.

 

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо  относиться, если ты к другим  хорошо относишься.

 

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой,  закаляйся, мойся до пояса холодной  водой каждый день, следи за  чистотой рук, час в день  выделяй на про-гулки и еще  час отдай труду или спорту.

 

5. Быть внимательным, тренировать  внимание! Хорошее внимание оберегает  от ошибок в учении и неудач  в игре, труде, спорте.

 

Этого делать нельзя!

 

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

 

2. Грубить и драться  со сверстниками, обижать младших.

 

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат.  Будь сильней своих сла-бостей.

 

4. Проходить мимо, когда  рядом обижают малыша, издеваются  над товарищем, нагло лгут в  глаза честным людям.

 

5. Критиковать других, если  сам страдаешь подобным же  недостатком.

 

Пять “хорошо”:

 

1. Уметь владеть собой  (не теряться, не трусить, не  выходить из себя по пустякам)

 

2. Планировать каждый свой  день.

 

3. Оценивать свои поступки.

 

4. Сначала думать, а потом  делать.

 

5. Браться вначале за  самые трудные дела.

 

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пя-тью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются  повышенные требования при выпол-нении  именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через  некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно  сложнее для понимания и приучения.

Литература:

 

1.    Давыдов В.В.  Проблемы развивающегося обучения -М.,1986.

 

2.    Кочетов А.И.  Организация самовоспитания школьников, Мн., Нар. асвета, 1990

 

3.    Педагогика: учеб. пособие для студентов фак.  педагогики и методики нач.  Обучения пед. Ин-тов. / под ред.  С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. – 352 с.

 

4.    Шаталов В.Ф.  Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика. 1979.

 

5.    Шаталов В.Ф.  Педагогическая проза. – М.: Педагогика. 1980.

 

6.    Шаталов В.Ф.  Точка опоры. – М.: Педагогика. 1987.

 

7.    Шаталов В.Ф.  Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика. 1989.

 

8.    Шаталов В.Ф.  Точка опоры. Организационные  основы экспериментальных исследований. – Минск: Изд-во Университетское, 1990

 

9.    Харламов и.  Ф. Педагогика: Учеб. пособие для  студентов ун-тов и пед. ин-тов.  – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.

 

 


Информация о работе Педагогика,как наука