Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:44, контрольная работа
Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия. В работе рассмотерены все основные категории педагогики.
1. Основные категории педагогики
Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И третья группа – категории, интегрирующие основные педагогические средства. Это педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие.
1.1 Личность и индивидуальность
Как известно,
в человеке выделяют три грани: наряду
с биологическим основанием (индивид)
и социальным (личность) выделяют третью
грань – «человеческое в
Понятие «индивид» обозначает принадлежность к представителям вида Homo sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врождённого и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт.
Личность отражает социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Личность есть живая система отношений между поведениями, отношений, в конечном итоге, общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность – это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и так далее, а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Это сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности – это развитие своих способностей. личность определяется совокупностью устойчивых качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственное и безразличное отношение к людям, делу, природе; доброжелательность и агрессивность и т.п.).
Индивидуальность
– это то, что отличает человека
от животного и социального мира.
Она дает возможность проявиться
человеку как свободному независимому
существу (И.Кант). В индивидуальности
скрыт источник его деяний. Она
рассматривается как высокий
уровень развития человеческого
в человеке. Индивид, у которого развита
индивидуальность, полностью опирается
и надеется на свои силы, он не только
свободный, но и самостоятельный
человек. Индивидуальность определяется
основными ее сферами: интеллектуальной,
мотивационной, волевой, предметно-практической,
саморегуляции и
Личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусматривать и воспитание личности, и развитие индивидуальности.
1.2 Образование и социализация человека
Сегодня
в качестве наиболее широкой педагогической
категории рассматривают
Образование
предполагает формирование социальности
человека, которая включает культуру,
воспитанность и
Образованный человек – это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.
Социализация
– это взаимодействие человека с
окружающей средой, предполагающее усвоение
и воспроизводство социальных норм
и культурных ценностей, а также
саморазвитие и самореализацию личности
в том обществе, к которому он
принадлежит. Этот процесс происходит
в условиях стихийного взаимодействия
с окружающей средой, а также в
ходе целенаправленного, педагогически
организованного воспитания. Суть социализации
состоит в том, что она формирует
человека как члена того общества,
к которому он принадлежит. Это двусторонний
процесс, включающий в себя, с одной
стороны, усвоение индивидом социального
опыта путем вхождения в
Социализация
выступает как элемент
Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе общественных отношений. П.Н. Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности…, не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый – под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния».
В первой половине ХХ века психологи Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатывается концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.
Социализация – это процесс, которой позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. По Ж.Пиаже, социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определённого уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.
В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автономизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является общественная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.
В деятельности личность все новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера социализации – самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).
Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.
Социализация ребенка – это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека.
На социализацию
ребенка существенное влияние оказывает
и характер отношений с педагогами,
родителями и другими детьми. В
этом плане значим правильный выбор
педагогических средств, который, с
одной стороны, помогает ребенку
реализовать себя, с другой –
присвоить социальный опыт и соответственно
определить свой способ поведения в
структуре социального и
1.3 Развитие, воспитание, обучение
Развитие – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняется общим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек и как он может ответить на эти требования).
Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.
Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются источниками развития личности:
- противоречие между потребителями детей и возможностями их удовольствия;
- противоречие между возможностями ребенка и требованиями общества;
- противоречия
между целями, которые ставит
перед собой ребенок, и
Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.
Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:
- «уровень
актуального развития» - отражает
наличные особенности
- «зону
ближайшего развития» - отражает
возможности достижений
Существенное значение для социализации человека имеет воспитание.
Воспитание
– одна из основных категорий педагогики.
Проблема определения сущности этого
понятия является одной из самых
древних. Раньше оно рассматривалось,
исходя из социальных установок и
актуальных задач общества, которое
при этом чаще заботилось о своей
стабильности, чем о развитии потенциалов
человека. Изменения социально-
Рассматривая различные трактовки понятия «воспитание», можно определить общие признаки, которые выделяются большинством исследователей:
- целенаправленность воздействий на воспитанника;
- социальную
направленность этих
- создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
- освоение
человеком комплекса
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и сущность изменяется в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество.
Одной из
главных задач воспитания человека
является его социальное самоопределение,
которое зависит от реализации двух
важнейших условий. Первым из них
является обеспечение включенности
молодых людей в реальные отношения,
т.е. возникновение у них