Биологические и социальные факторы в формировании личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:33, реферат

Краткое описание

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Все определения личности обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С одной стороны, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом не играет значительной роли. С другой стороны, личность- это некий продукт, который формируется в ходе социального опыта.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 7
4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА 20
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФАКТОРЫ 22
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 144.50 Кб (Скачать)
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: педагогика и психология

                     на тему: биологические и социальные факторы

                                   в формировании личности 

 

  
 
 
 

            Выполнила: студентка Амельченкова К. К.

                         Факультет Мировая экономика

                            
               
               
               
               
               
               
               

Москва 2007 
 
 
 
 
 
 
 

    Биологические факторы формирования личности

    Содержание 

  1. ВВЕДЕНИЕ    3
  2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ    4       
  3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ    7
  4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА   20
  5. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФАКТОРЫ   22
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ    28
  7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    30
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Вероятно, в истории человечества, наиболее запутанной является загадка человеческой природы. Ведь до сих пор нет ясного и точного ответа. Трудность состоит  в том, что между нами очень  много различий, которые усложняют решение задачи по установлению того общего, что объединяет нас человеческой расы. Не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей.

     Личностное  развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Все определения личности обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С одной стороны, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом не играет значительной роли. С другой стороны, личность- это некий продукт, который формируется в ходе социального опыта.

     Но  все психологические теории личности едины в одном: личностью, человек  не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это означает, что  личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а они формируются и развиваются.

     Формирование  личности – это, как правило, начальный  этап становления свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся принадлежность индивидуума к определенной культуре, уникальной для каждого семейной среде. К внутренним относятся: генетические, биологические и физические факторы. 

      ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 

     Понятие личности, так же и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся…

     Личность  – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны.

          Формирование личности есть процесс  sui generic, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

        Человек – с одной стороны  существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее  речью, способностью трудиться;  с другой стороны человек –  существо общественное, ему необходимо  общаться и взаимодействовать с другими людьми. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются. Однако, не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность. Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из  его приспособительной деятельности, как и сознание человека, так и его потребности.

     Особенности,  характеризующие одно единство (индивида), не просто

переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так , особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности. Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.

    Индивид – единичный представитель человеческого  рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей… 

    Личность  как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования,  которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными, например: характер.

Другие ученые  считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность.

         Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая, которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить члено раздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались,  выли, спали на голом полу.

       Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

          У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек – существо биологическое и социальное. 

      Теории личности 

      З. Фрейд  являлся известным австрийским основоположником психодинамической теории личности. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь. Наблюдая патологические отклонения в психике, он пришел к выводу о наличии в сознании человека особой бессознательной сферы, некого бездонного потаенного резервуара переживаний, который в принципе не может быть до конца просветлен светом разума, и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его внешнее поведение. Начиная с раннего детства многие переживания человека, забываются сознанием и вытесняются в бессознательное продолжая там жить всю оставшуюся жизнь, беспокоя и мучая человека, иногда разрастаясь до серьезных психических расстройств порождая страх, комплексы, суеверия.

      Фрейд полагал, что психиатрия должна лечить не тело, а личность. Метод психоанализа состоял в раскапывании у пациента его бессознательного, пытаясь добраться  до тех «забытых» переживаний, которые  когда-то потрясли психику и ушли в позсознание, но продолжают мучить человека. Как только эти переживания осознаются, вспоминаются, они перестают давить на психику.

      Фрейд выделяет три основных блока или  инстанции личности:

    1. ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;
    2. эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго – это структура , которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
    3. суперэго («сверх-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

      Ид, эго и суперэго находятся в  постоянной борьбе за психическую энергию. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. 

      У каждого человека есть свой набор  защитных механизмов, сформированных в детстве. В психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков и защитных механизмов.

      На  поставленный контрольный вопрос «Почему  одни люди более агрессивны, чем  другие?» В рамках теории классического  психоанализа можно ответить следующим образом: потому что в самой природе человека содержатся агрессивные влечения, а структуры эго и суперэго развиты недостаточно, чтобы им противостоять.                                                                                                                                  

    К. Юнг являлся известным швейцарским представителем аналитической теории личности. Главным источником личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно - индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии. Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

      По  мнению Юнга, личность формируется  в течение всей жизни. Свобода  воли личности ограничена. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

      В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы личности:

      1. Коллективное бессознательное –  основная  структура личности, в  которой сосредоточен весь культурно  – исторический опыт человечества, представленный в психике человека  в виде унаследованных архетипов.

      2. Индивидуальное бессознательное  – совокупность «комплексов», или  эмоционально заряженных мыслей  и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса   может  служить «комплекс власти», когда  человек всю свою психическую  энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

Информация о работе Биологические и социальные факторы в формировании личности