Биологические и социальные факторы в формировании личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:33, реферат

Краткое описание

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Все определения личности обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С одной стороны, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом не играет значительной роли. С другой стороны, личность- это некий продукт, который формируется в ходе социального опыта.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 7
4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА 20
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФАКТОРЫ 22
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

          Принципиальное отличие деятельностной  теории от поведенческой заключается в том, что средством научения  здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации,  благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта.  Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъективность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.

          Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется, прежде всего, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях.

          Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он – активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения.

          Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания. В рамках деятельностного подхода  в качестве элементов личности выступают отдельные свойства. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого.

          В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль. Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной.

          Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков.

          На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» последователи этой теории могли бы ответить следующим образом: потому что у этих людей в процессе их деятельности (учебной, трудовой и т. д.) в определенной социальной среде сформировались целенаправленно – осознанные намерения наносить другим людям физический или психический вред, а механизмы самоконтроля оказались не развитыми.                                            

          Диспозициональная теория имеет три основных направления: «жесткое», «мягкое» и промежуточное - формально-динамическое.

Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие- со стороны среды.

          «Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами – с другой. При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так, немецкий исследователь Э. Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.

          «Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако, от таких именно и насколько – не входит в круг их исследовательских задач.

Среди исследователей данного направления наиболее известным  является Г. Оллпорт - основоположник теории черт. Черта – это предрасположенность  человека вести себя сходным образом  в различное время и в различных  ситуациях. Помимо черт Оллпорт выделял у человека особую надличностную структуру – проприум ( собственно, «я сам»). В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека.

          И.П.Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1. силу процессов возбуждения и торможения;

2. уравновешенность  процессов возбуждения и торможения;

3. подвижность  процессов возбуждения и торможения.

По силе нервных  процессов И.И. Павлов различал сильную  и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он подразделял  на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

  1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой»)
  2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный»)
  3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный»)
  4. слабый тип («слабый»)

          Формально- динамическое направление представлено в основном работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня личностных свойств - формально – динамический и содержательный.

Согласно диспозициональной  теории, человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека детермировано эволюционными и  генетическими факторами, а также  темпераментом и чертами. 

          В.С.Мерлин полагал, что темперамент представляет особый самостоятельный психодинамический уровень в структуре индивидуальности, который существенно отличается от личности.

Таким образом, в рамках диспозиционального подхода  личность – это сложная система формально- динамических свойств (темперамента), черт и социально - обусловленных свойств проприума.

          С точки зрения представителей диспозиционального подхода, ответ на контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» будет таков: потому что у этих людей имеются определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства проприума являются недостаточно зрелыми. 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ХАРКТЕРА

          При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Поэтому введение личности в психологию представляет собой необходимую предпосылку для объяснения психических явлений.

          Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности – это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность.

          В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека.

          Личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям, Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его.

          Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни.    Значительность личности определяется не только самими по себе свойствами, но и значительностью тех общественно исторических сил, носителем которых она выступает…

          В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая категория.

          Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами - и природными, а не только общественными, - является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях.

          В число этих наук входит психология, потому что нет личности без психики, более того – без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная  жизненная  функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей.

          Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему.

          Человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо.

          Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия по отношению ко всему общественно значимому.

          Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности.

          В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, применяемые человеком в качестве принципов, на основе которых им производится оценка своих и чужих поступков, определяемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности.

          Характер человека – это закрепленная в индивиде система обобщенных побуждений. Говорят, что поведение человека, мол, исходит из каких- то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых ), потому что таков его характер. На самом деле таким выступает отношение характера и мотивов.          Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера человека и ключ к его формированию – в побуждениях и мотивах его деятельности. Исследование характера и его формирования, до сих пор мало продвинутое. В педагогическом плане определяется и основная линия воспитательной работы по формированию характера.

          Все в психологии формирующейся  личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Законы внешне обусловленного развития личности – это внутренние законы.

Формирование личности и их факторы

          Формирование  личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания образуют кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели.

          Внутренние движущие силы этого процесса лежат  в исходной действительности связей субъекта с миром – предметной деятельностью и общением. В условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного, не направляемого самосознанием складывания личности. На этом этапе, продолжающемся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности, однако, не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.

          В педагогической и психологической литературе постоянно указывается то младший дошкольный, то подростковый возрасты как переломные в этом отношении. Личность действительно рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются соподчиненность его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.

          Формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Поэтому, прослеживая последовательные его сечения, мы замечаем лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него как бы с некоторого удаления, то переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход последующего психического развития.

Знания, представления  о себе накапливаются уже в  раннем детстве.

          Человек становится личностью, а не рождается. Личность  существует в сети взаимных отношений. Процесс развития человека осуществляется как биологического существа. Биологическое развитие, как и развитие в целом, обуславливает фактор наследственности. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой наследственный фонд, благодаря которому возникают и развиваются его индивидуальные качества. В основе биологических процессов лежат качественные наследственные факторы, а вот внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым  для реализации наследственного начала. Приобретенные в течение всей жизни навыки и свойства не передаются по наследству.   Родившийся  ребенок обладает громадным запасом задатков,   развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения,  забот и усилий родителей и желание самого человека. По наследству передаются не только внешние признаки, но и многие биохимические особенности организма, а так же некоторые болезни. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родословную, иметь представления о влиянии вредных факторов на развитие внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний.

Информация о работе Биологические и социальные факторы в формировании личности