Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:33, реферат
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Все определения личности обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С одной стороны, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом не играет значительной роли. С другой стороны, личность- это некий продукт, который формируется в ходе социального опыта.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 7
4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА 20
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФАКТОРЫ 22
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Биологическое наследие дополняется врожденными потребностями человеческого существа, включающие потребности в воздухе, пище, воде… Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.
Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом ненужностью. Однако биологический фактор нужно учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей, во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, то есть неповторимое, уникальное создание.
Человек
рождается с определенными
Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анаотомо-физеологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В
биологической организации
Генотип индивида определяет схему его индивидуального развития. Разные стадии развития контролируются разными генами, но их активация осуществляется не спонтанно, а под влиянием внешних воздействий. В настоящее время устанавливаются закономерности развертывания генетической программы во времени. Процесс психического развития детермирован не только социально, но и генетически. И эти детерминанты связаны между собой. Чем сложнее формирующаяся функция, тем теснее взаимосвязь природного и социального.
Каждая
стадия развития создает основу для
последующего развития. Но только активность
человека делает его субъектом развития.
Психические особенности
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой – то низшей структуры. Даже природные биологические задатки человека являются человеческими задатками. Человек от рождения имеет высочайшую биологическую организацию, в которой генетически заложены возможности его универсального развития. Сама биология человека социально детермирована - обусловлена его общественно- историческим развитием.
Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психологических качеств человека. Как известно, ядро биологической клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением и Х- и У – хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1: 500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом. Индивиды с лишней Х – хромосомой отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной агрессивностью. Лишняя У – хромосома обуславливает снижение уровня воли и интеллекта. Конечно, хромосомную аномальность нельзя трактовать как наличие у отдельных людей «генов преступности». Благоприятная система воспитания, учитывающая биологические особенности данного индивида, нейтрализует отрицательные стороны хромосомной аномалии.
Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика - исследует взаимосвязь генотипа и условий среды, проявляющуюся в особенностях поведения индивида. При этом используется метод близнецов (предложенный Ф.Гальтоном еще в 1876 году), позволяющий уравнять наследственный фактор и выявить специфическую роль среды и наследственности. Генотип у монозиготных (однояйцовых) близнецов идентичен.
Для каждого развивающегося индивида существуют свои наследственно - средовые ограничения. Среда может стимулировать проявление генетического потенциала.
В основе типологии индивида как представителя биологического вида могут лежать три различных критерия: генетический, нейроморальный и врожденные особенности типа высшей нервной деятельности (нейротип). По нейрогуморальным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) на воздействия среды выделяют три поведенческих типа:
1). А-тип (адреналовый)
2). НА- тип (норадреналовый)
3). А+НА-тип (смешанный)
Представители А-типа отличаются тревожностью, повышенной ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечно- сосудистым заболеванием. ( Среди мужщин доля А типа составляет более 30 %, среди женщин – 30 %). Представители НА – типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА - тип среди мужчин составляет 17 %, среди женщин – 26 %.)
Представители А + НА – типа (смешанного) отличаются крайней повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью. Это люди истероидного типа – они артистичны, любят быть в центре внимания, высокочувствительны, остро сопереживают другим людям, склонны от неприятностей « уходить в болезнь».
Особенно остро нейрогуморальные особенности людей проявляются в экстремальных обстоятельствах. Вышеназванные типы отличаются между собой также по биохимическим, иммунологическим и другим соматическим показателям.
Биологические особенности индивида модифицируются в процессе его социализации.
С древних времен и до 17 века, способностями души назывались все возможные психологические качества присущие человеку. Это было наиболее широкое и неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика способностей, как таковых на фоне других психологических свойств человека.
Когда
было доказано, что не все способности
являются врожденными, что их развитие
зависит от обучения и воспитания,
способностями стали называть лишь
такие психологические
Психология начала XX века была сложным и противоречивым явлением, где наряду продолжающимися попытками чисто механического объяснения человеческой психики большое место занимали философские рационалистические спекуляции о сознании как о чистом духе, способном в принципе до конца просветить самое себя и окружающий мир.
Психология полагала, что любое психическое переживание, в конечном счете, определяется закрепленными за ними нервными процессами, и всякая высшая психическая форма, может быть без остатка разложена на эти процессы. Сознание отождествлялось со своего рода машиной, не имеющая никаких врожденных структур и содержаний, при его описании применялись механические и математические образы, напоминающие явления внешнего мира. Душевная жизнь представлялась механической мозаикой из каких-то душевных «камешков», которые назывались ощущениями, представлениями и т.д.
Считалось,
что никто не знает самого себя,
свои внутренние потайные пружины и
мотивы так, как сам человек, который
может дать о них полный отчет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой работе я постаралась раскрыть тему: личность и ее формирование.
Что такое личность?
Личность- это тот же человек, а человек – существо социальное.
Человеческое существо формируется как человек, только в человеческом обществе. И многие человеческие факторы формируются только в раннем детстве. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голос, нервная система, но научиться мыслить и говорить он может только в обществе.
Были случаи, когда человеческое дитя попадая в джунгли, жили по законам джунглей. Они физически напоминали животных. Их обоняние и слух были очень развиты. Ученые пытались их обучить человеческому поведению, научить их разговаривать, но попытки были малоуспешными. Дети, которые развивались вне человеческого общества, никогда не станут подобием личности.
Таким образом, в результате развития идет становление человека как биологического вида и социального существа. Биологическое наследие каждого человека формируется в человеческую особь, индивида, личность. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков. С помощью наследственности человеку передаются от родителей внешние признаки, характер, обмен веществ. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства.
Каждый индивид становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир человек воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий.
Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор, и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа.
Человек деятельно взаимодействует с миром – он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.
Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, отражать не только окружающий мир, но и самого себя.
Человек наделен таким социально сформированным
психическим регулятором, как совесть
- способностью контролировать свое поведение
с помощью общесоциальных мерок, оценивать
свое собственное «Я» глазами других
людей.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -1986 г.
Герасимович Г. И., Делец М.И. и др. Энциклопедия молодой семьи,1987 г.
Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности, 1979 г.
Дружинина В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов.- 2000 г.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов ,1999 г.
Ильенков Э.В., Что такое личность? -1991 г.
Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп.-М., «Просвещение», 1969 г.
Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.-М.:
«Просвещение»,1980 г.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности. М., 1975 г.
Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. М., Издательское объединение «Юнити» 1998 г.
Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. Психология личности. Под ред. Пузырея А.А., Гиппенрейтер Ю.Б. М. 1982 г.
Столяренко
Л.Д. Основы психологии. Издательство «Феникс»,1997
г.
Информация о работе Биологические и социальные факторы в формировании личности