Биологические и социальные факторы в формировании личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:33, реферат

Краткое описание

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Все определения личности обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С одной стороны, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом не играет значительной роли. С другой стороны, личность- это некий продукт, который формируется в ходе социального опыта.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 4
3. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 7
4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ХАРАКТЕРА 20
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ФАКТОРЫ 22
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

          Биологическое наследие дополняется врожденными потребностями человеческого существа, включающие потребности в воздухе, пище, воде… Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Можно иметь  хорошую наследственность, но оставаться при этом ненужностью. Однако биологический  фактор нужно учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей, во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, то есть неповторимое, уникальное создание.

     Человек рождается с определенными наследственными  задатками.

Большинство из них многозначны: на их основе могут  быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль играет процесс воспитания. Однако возможности воспитания связаны с наследственными особенностями индивида. Наследственная основа человеческого организма определяет его анаотомо-физеологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

      В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психологического развития.

      Генотип индивида определяет схему его индивидуального  развития. Разные стадии развития контролируются разными генами, но их активация  осуществляется не спонтанно, а под  влиянием внешних воздействий. В настоящее время устанавливаются закономерности развертывания генетической программы во времени. Процесс психического развития детермирован не только социально, но и генетически. И эти детерминанты связаны между собой. Чем сложнее формирующаяся функция, тем теснее взаимосвязь природного и социального.

      Каждая  стадия развития создает основу для  последующего развития. Но только активность человека делает его субъектом развития. Психические особенности человека определяют предпочитаемые им средовые воздействия. Модифицируя среду, человек создает наилучшие условия для реализации своей генотипической программы. На ранних этапах развития формируются преимущественно общевидовые формы поведения, а на более поздних - индивидуальные.

      Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Биологическое в человеке  нельзя понимать как наличие в нем какой – то низшей структуры. Даже природные биологические задатки человека являются человеческими задатками. Человек от рождения имеет высочайшую биологическую организацию, в которой генетически заложены возможности его универсального развития. Сама биология человека социально детермирована - обусловлена его общественно- историческим развитием.

      Современные научные данные свидетельствуют о том, что определенные биологические факторы могут выступать в качестве условий, затрудняющих или облегчающих формирование тех или иных психологических качеств человека. Как известно, ядро биологической клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением и Х- и У – хромосом. Но встречаются люди с хромосомными аномалиями (с частотой 1: 500), которые имеют в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом. Индивиды с лишней Х – хромосомой отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной агрессивностью. Лишняя  У – хромосома обуславливает снижение уровня воли и интеллекта. Конечно, хромосомную аномальность нельзя трактовать как наличие у отдельных людей «генов преступности». Благоприятная система воспитания, учитывающая биологические особенности данного индивида, нейтрализует отрицательные стороны хромосомной аномалии.

      Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика - исследует взаимосвязь  генотипа и условий среды, проявляющуюся  в особенностях поведения индивида. При  этом используется метод близнецов (предложенный Ф.Гальтоном еще в 1876 году), позволяющий уравнять наследственный фактор и выявить специфическую роль среды и наследственности. Генотип у монозиготных (однояйцовых) близнецов идентичен.

      Для каждого развивающегося индивида существуют свои наследственно - средовые ограничения. Среда может стимулировать проявление генетического потенциала.

      В основе типологии индивида как представителя  биологического вида могут лежать три  различных критерия: генетический, нейроморальный и врожденные особенности типа высшей нервной деятельности (нейротип). По нейрогуморальным особенностям, по особенностям реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) на воздействия среды выделяют три поведенческих типа:

      1). А-тип (адреналовый)

      2). НА- тип (норадреналовый)

      3). А+НА-тип (смешанный)

      Представители А-типа отличаются тревожностью, повышенной  ответственностью, самокритичностью, тяжело переносят нервные перегрузки, подвержены сердечно- сосудистым заболеванием. ( Среди мужщин доля А типа составляет более 30 %, среди женщин – 30 %). Представители НА – типа отличаются постоянной повышенной напряженностью. Это серьезные, замкнутые, немногословные, скрытые и властные люди. Они целеустремленны и деятельны, способны  к преодолению трудностей, но тяжело переживают неудачи, склонны к нервным срывам. (НА - тип среди мужчин составляет                     17 %, среди женщин – 26 %.)

      Представители А + НА – типа (смешанного) отличаются крайней повышенной эмоциональностью, резкой сменой настроений, эмоциональной неустойчивостью. Это люди истероидного типа – они артистичны, любят быть в центре внимания, высокочувствительны, остро сопереживают другим людям, склонны от неприятностей « уходить в болезнь».

      Особенно  остро нейрогуморальные особенности  людей проявляются в экстремальных обстоятельствах. Вышеназванные типы отличаются между собой также по биохимическим, иммунологическим и другим соматическим показателям.

      Биологические особенности индивида модифицируются в процессе его социализации.

      С древних времен и до 17 века, способностями души назывались все возможные психологические качества присущие человеку. Это было наиболее широкое и неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика способностей, как таковых на фоне других психологических свойств человека.

      Когда было доказано, что не все способности  являются врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания, способностями стали называть лишь такие психологические свойства, которые человек приобретает  в процессе жизни. Это произошло  в 18-19 веках. Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в XX веке.

      Психология  начала XX века была сложным и противоречивым явлением, где наряду продолжающимися попытками чисто механического объяснения человеческой психики большое место занимали философские рационалистические спекуляции о сознании как о чистом духе, способном в принципе до конца просветить самое себя и окружающий мир.

      Психология  полагала, что любое психическое переживание, в конечном счете, определяется закрепленными за ними нервными процессами, и всякая высшая психическая форма, может быть без остатка разложена на эти процессы. Сознание отождествлялось со своего рода машиной, не имеющая никаких врожденных структур и содержаний, при его описании применялись механические и математические образы, напоминающие явления внешнего мира. Душевная жизнь представлялась механической мозаикой из каких-то душевных «камешков», которые назывались ощущениями, представлениями и т.д.

      Считалось, что никто не знает самого себя, свои внутренние потайные пружины и  мотивы так, как сам человек, который  может дать о них полный отчет. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В этой работе я  постаралась раскрыть тему: личность и ее формирование.

Что такое личность?

          Личность- это тот же человек, а человек – существо социальное.

Человеческое  существо формируется как человек, только в человеческом обществе. И  многие человеческие факторы формируются  только в раннем детстве. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голос, нервная система, но научиться мыслить и говорить он может только в обществе.

Были случаи, когда человеческое дитя попадая  в джунгли, жили по законам джунглей. Они физически напоминали животных. Их обоняние и слух были очень развиты. Ученые пытались их обучить человеческому поведению, научить их разговаривать, но попытки были малоуспешными. Дети, которые развивались вне человеческого общества, никогда не станут подобием личности.

          Таким образом, в результате развития идет становление человека как биологического вида и социального существа. Биологическое наследие каждого человека формируется в человеческую особь, индивида, личность. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков. С помощью наследственности человеку передаются от родителей внешние признаки, характер, обмен веществ. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства.

Каждый индивид  становится человеком в той мере, в какой он овладевает общечеловеческой культурой. Весь мир человек воспринимает как мир человечески значимых предметов, взаимодействует с ними на основе социально выработанных понятий.

          Все в мире человек соотносит со своим внутренним духовным миром: испытывает душевное волнение при созерцании далеких звезд, восторгается красотой лесов, гор, и морей, ценит гармонию красок, форм и звуков, добропорядочность личностных отношений и возвышенные проявления человеческого духа.

          Человек деятельно взаимодействует с миром – он стремится познать и целенаправленно преобразовывать действительность.

          Человек способен соизмерять настоящее с прошлым и будущим, задумываться над смыслом жизни, отражать не только окружающий мир, но и самого себя.

          Человек наделен таким социально сформированным психическим регулятором, как совесть - способностью контролировать свое поведение с помощью общесоциальных мерок, оценивать свое собственное «Я» глазами  других людей.  
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

Божович Л.И. Личность и ее формирование в  детском возрасте. -1986 г.

Герасимович Г. И., Делец М.И. и др. Энциклопедия молодой семьи,1987 г.

Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности, 1979 г.

Дружинина В.Н.  Психология. Учебник для экономических вузов.- 2000 г.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов ,1999 г.

Ильенков  Э.В., Что такое личность? -1991 г.

Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп.-М., «Просвещение», 1969 г.

Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.-М.:

 «Просвещение»,1980 г. 

Леонтьев  А.Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности. М., 1975 г.

Прыкин  Б.В. Новейшая теоретическая экономика. М., Издательское объединение «Юнити» 1998 г.

Рубинштейн  С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. Психология личности. Под ред. Пузырея А.А., Гиппенрейтер Ю.Б. М. 1982 г.

Столяренко  Л.Д. Основы психологии. Издательство «Феникс»,1997 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Биологические и социальные факторы в формировании личности