Арт-терапия как средство коррекции агрессии у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания средствами искусства. В системе образования искусство традиционно рассматривается как важнейшее средство эстетического развития и формирования школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы арт-терапевтических методов 6
1.1 Арт-терапия: история возникновения термина и его составляющие 6
1.2. Влияние арт-терапии на формирование и развитие психических процессов детей с ограниченными возможностями 10
Выводы по главе 1: 13
Глава 2. Использование арт-терапии в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15
Выводы по главе 2: 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

диплом для передачи на сайт.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования: Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания средствами искусства. В системе образования искусство традиционно рассматривается как важнейшее средство эстетического развития и формирования школьников. В фундаментальном процессе развития личности эстетическому воспитанию принадлежит исключительно важная роль, поскольку оно закладывает основы мироощущения, мирочувствования и миросозерцания за счет положительных эстетических эмоций как фундамента мировоззрения. В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики нарушений и сохранения здоровья учащихся, защиты детской психики от агрессивных воздействий среды.

Известно, что в последние годы данной проблеме уделялось большое внимание. Психологи, социальные педагоги, врачи, а теперь и музейные работники занимаются реабилитацией и адаптацией детей с ограниченными возможностями средствами арт-терапии. Многие исследования и публикации посвящены этой проблеме. Наиболее полно адаптационные процессы детей с ограниченными возможностями основанные на методе арт-терапии описаны в работах Галкина Н., Куроленко Е.М., Сахибзадаевой Г.Р. Арт-терапевтические направления и особенности их применения особо полно отражены в учебном пособии по психотерапии под редакцией Б.Д. Карвасарского, а также в книге Платоновой О.В., Жвитиашвили Н.Ю. «Арт-терапия в художественном музее».

Однако, несмотря повышенный интерес к данной проблеме, следует отметить, что многие ее аспекты так и остаются нераскрытыми: влияние арт-терапии на развитие психических процессов, возможность включения этого метода в официальную медицину и т.д.

Цель: изучение метода арт-терапии на основе практической коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.

Объект: арт-терапия как метод реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Предмет: Эффективность использования метода арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями.

Гипотеза исследования: работа, направленная на реабилитацию детей с ограниченными возможностями средствами арт-терапии будет эффективной, если:

  • происходит активное включение детей с ограниченными возможностями в творческую деятельность;

  • обеспечивается взаимодействие с разными образовательными структурами (Домами детского творчества, музеями, школами и т.д.);

  • осуществляется формирование мотивационно-ценностного отношения ребёнка к себе, как к личности.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические  основы метода арт-терапии.

2. Рассказать о  практическом использовании арт-терапевтических  программ в коррекционно-развивающей  работе с детьми с ограниченными  возможностями.

3. Проанализировать  влияние арт-терапии на формирование  и развитие психических процессов  детей с ограниченными возможностями.

4. Освятить работу  музея-заповедника «Томская Писаница»  по реабилитации детей с ограниченными  возможностями.

5. Разработать программу  по реабилитации детей с ограниченными  возможностями средствами арт-терапии.

Методы исследования:

Критический анализ и изучение литературы позволили выявить основные составляющие метода арт-терапии.

Системный и сравнительный анализы применялись при теоретическом изучении опыта работы учреждений образования, больниц и социально-реабилитационых центров по адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями средствами арт-терапии.

Эмпирические и диагностические методы (наблюдение, изучение продуктов деятельности, опрос и эксперимент) использовались в нашей практической деятельности. Посредством этих методов был определен уровень сформированности эстетической воспитанности детей с ограниченными возможностями.

 

 

Глава 1. Теоретические основы арт-терапевтических методов

 

1.1 Арт-терапия: история возникновения термина  и его составляющие

 

Терапия искусством - относительно новый и малоизвестный метод психотерапии, активно развивающийся в последнее время. «Лечение искусством» появилось тогда же, когда и само искусство. Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней и состояний использовались: музыка, пение, танец, рисование, скульптура и многое другое. В настоящее время чаще принято под понятием творческой терапии иметь в виду такие методы, как танцевальная терапия, библиотерапия, драматерапия, музыкотерапия, ландшафтотерапия, этнотерапия и пр. А под термином «арт-терапия» понимается чаще всего лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938г. при описании своих занятий с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал использоваться по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья, хотя многие специалисты считают такое определение слишком широким и неточным [Психотерапия; 351].

В настоящее время существует огромное количество трактовок термина «арт-терапия», но наиболее точным является определение арт-терапии как метода психологической работы, использующего возможности искусства для достижения положительных изменений на пути развития личности.

Арт-терапия - это «гибкий» (вариативный) метод, способный подстраиваться под любую возрастную категорию. Занятия по арт-терапии можно проводить с одним пациентом, с супругами, со всей семьей, в коллективе и группе [психотерапия; 357].

Преимущество арт-терапии заключается в возможности более глубоко оценить поведение ребенка, составить мнение, на каком этапе жизни он находится – в рисунках в поделках могут находить отражения не только сиюминутные мысли, но и относящиеся к его будущему и прошлому, - а также в выявлении подавленных и скрытых переживаний, причем все это, выраженное в изобразительной форме, может стать ярким дневником жизни и лечения [Психотерапия; 359].

В последнее время отмечается смещение акцента с индивидуальной психотерапии к разработке системы групповой психотерапии, которая позволяет более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности и перестраивать их путем воздействия на все основные компоненты отношения – познавательный, эмоциональный и поведенческий. Групповая психотерапия больше, чем какой-либо другой метод психосоциального воздействия, способствует восстановлению системы отношений детей-инвалидов с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентаций в соответствие с образом жизни, т.е. решению тех первоочередных задач, без которых невозможна успешная социальная адаптация.

В арт-терапии пациентам предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, батик, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения в группе для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения – с другой. В настоящее время в арт-терапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт, инсталляция, перформанс, компьютерное творчество, где визуальный контакт коммуникации играет ведущую роль.

Несмотря на достаточно большой фактический материал, арт-терапия в теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений. Нет общепринятой теории, объясняющей целительное действие арт-терапии, это связано со сложностью, многофакторностью относящихся к арт-терапии предпосылок и сравнительно коротким сроком ее научного изучения [Психотерапия; 352].

Обзор литературы по артерапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов, таких как:

Изотерапия – основное направление арт-терапевтической работы. Оно включает в себя все виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, графику и т.д.). Изотерапия, позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.Достоинство этого направления заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций, что способствует развитию чувственно-двигательной координации.

Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Музыкотерапия - чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Оно способно воздействовать на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Педагоги, работающие по данному направлению, используют безграничные возможности музыки, применяют разнообразные формы и методы подачи учебного материала: от слушания музыки, пения, танцевальных, игровых движений до практического обучения игре на каком-либо инструменте, ансамблевого музицирования и коллективных музыкальных постановок [Куроленко; 32].

Библиотерапия – лечение книгой. Направление, основанное на литературе: самовыражение через творческое «писание», сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем и многое другое [Платонова; 9].

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Оно включает элементы музыки, изобразительного искусства и танца. Драма-терапия использует форму театрального искусства и делает ее доступной для детей с ограниченными возможностями, чтобы они смогли укреплять свое здоровье и справляться со своими расстройствами и проблемами. Таким образом, ее можно использовать и в целях предупреждения и в целях лечения. Драма-терапия не является чем-то новым: ее можно увидеть в древних ритуалах исцеления и театральных представлениях многих цивилизаций. Все компоненты театрального искусства – голос, движения, ролевая импровизация, работа с текстом и само исполнение, наряду с использованием масок, костюмов, освещения и постановки – являются неотъемлемыми составляющими этого направления [Дженнингс; 25].

Эстетотерапия – невербальная психотерапия, основанная на терапевтическом, корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств [Платонова; 9].

Маскотерапия - работа с куклами и марионетками.

Сейчас в отдельное направление арт-терапии выделяется сказкотерапия, то есть использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Сказка очень эффективна при работе с детьми с ограниченными возможностями, так как у ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и что позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя [Психокоррекционнаяраб.; 147].

Таким образом, все вышеперечисленные направления рассматриваются в качестве составных частей арт-терапии. Все они призваны сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с ограниченными возможностями со здоровым окружением, способствовать созданию условий включения всех детей в образовательную среду. Следовательно, целесообразным будет рассмотреть практический опыт применения этих методик в учреждениях образования, больницах и социально-реабилитационных центрах.

 

 

1.2. Влияние  арт-терапии на формирование и  развитие психических процессов  детей с ограниченными возможностями

 

Развитие детей с ограниченными возможностями коренным образом отличается от развития их сверстников, воспитывающихся в нормальных семейных условиях и не имеющих отклонения в развитии. В результате жизни в полуизолированном мире дети с ограниченными возможностями приобретают такие нежелательные черты, как трудности в общении, замкнутость, недоверчивость, неспособность строить отношения с окружающими людьми и т.д.

Дети, с интеллектуальной недостаточностью, связанной с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства, но обладающие потенциально сохраненными интеллектуальными способностями, страдают нарушениями школьной адаптации с проявлениями патологии поведения [8].

Барьерами на пути развития детей «с проблемами» являются: социально педагогическая запущенность из-за воспитания в конфликтных семьях, где отсутствует один из родителей, или в таких приемных семьях, где создаются условия безнадзорности, и отсутствие творческих форм работы с детьми, направленных на самораскрытие личности. Неразвитость воображения, неспособность к долгому сосредоточению, скудный запас слов создают у этих детей трудности в вербальном самовыражении. Именно поэтому они нуждаются в тренировке способности к социальной адаптации, которая расширяет возможности приспособления личности, т.е. активной перестройки в связи с новыми, постоянно меняющимися требованиями, и выработки соответствующих адекватных форм поведения [2].

Информация о работе Арт-терапия как средство коррекции агрессии у дошкольников