Арт-терапия как средство коррекции агрессии у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: Социальные процессы, происходящие в современном российском обществе в начале нового тысячелетия, ставят перед отечественной педагогикой новые задачи в области образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания средствами искусства. В системе образования искусство традиционно рассматривается как важнейшее средство эстетического развития и формирования школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы арт-терапевтических методов 6
1.1 Арт-терапия: история возникновения термина и его составляющие 6
1.2. Влияние арт-терапии на формирование и развитие психических процессов детей с ограниченными возможностями 10
Выводы по главе 1: 13
Глава 2. Использование арт-терапии в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15
Выводы по главе 2: 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

диплом для передачи на сайт.docx

— 49.07 Кб (Скачать)

Интегративный и комплексный подход в процессе психокоррекции и социальной реабилитации и развитии детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата имеет эффективность и выражается в положительных изменениях двигательной, познавательной ,эмоционально- личностной сфер. [1]

В работах Г. В. Кузнецовой (1990, 2000) показано, что у детей, двигательные нарушения которых вызваны ДЦП, изобразительная деятельность не формируется без специального обучения. Это затрудняет школьное обучение детей, ведет к ограничению эмоционального опыта. Специальная коррекционная работа средствами изобразительной деятельности может сыграть огромную роль в профилактике у таких детей не только нарушений школьных навыков, но и в преодолении нарушений личностного развития. [10]

Еще одним направлением в коррекционной работе средствами искусства при двигательных нарушениях является музыкальное воспитание и музыкальная терапия. Особую важность это направление имеет в тех случаях, когда патология связана с нарушениями мышечного тонуса — специально подобранное музыкальное воздействие способствует нормализации нарушенного тонуса. [11]

Но самым важным направлением в работе с этим контингентом, несомненно, является кинезиотерапия. Кинезитерапия включает в себя все формы лечения движением и состоит из средств, непосредственно восстанавливающих двигательные функции (ЛФК, лечебная гимнастика, движения в воде, электростимуляция, массаж и др.) В психолого-педагогической практике используют следующие виды кинезиотерапии: танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику. В языке жеста, мимики, в позах, движениях всегда отражается внутреннее эмоциональное, душевное состояние ребенка, происходит развитие и нормализация нарушений двигательной сферы.

У детей с ДЦП ритмические упражнения под музыку очень важны для стабилизации нормального положения головы, развития умения расслаблять мышцы и подавлять патологические синергии и синкинезии и др. Они создают положительный эмоциональный настрой.

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом разных видов кинезитерапии. О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса, состояния тела указывал И. М. Сеченов. В связи с этим использование танцетерапии, коррекционной ритмики в работе с дошкольниками с нарушениями опорно - двигательного аппарата обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. При этом танец и ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения, так как зачастую дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата ограничены в процессе самовыражения, стесняются неуклюжести и своих ограниченных двигательных возможностей. создание благоприятных условия для выражения себя в танце или других ритмических движениях позволяет им преодолеть данные проблемы. В занятия могут быть включены также элементы хореографической гимнастики, формирующие правильную осанку тела. [3]

Другим видом арттерапии, дающим положительные результаты в психокоррекционной работе с дошкольниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата используемым в специальном образовательном учреждении, является музыкотерапия (рецептивная, активная, интегративная).

Музыкально-терапевтические сеансы, проводимые психологом, могут осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой (3-5 чел.) формах. Рецептивная музыкотерапия, используется в работе с дошкольниками, которые имеют эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, переживают состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества, отличаются повышенной тревожностью, импульсивностью.

Занятия средствами рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с проблемами направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, катарсис, выход посредством восприятия музыки из психотравмирующей ребенка ситуации. Для активизации зрительных образов можно использовать различную медитативную музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: «Морской прибой», «Волшебство леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Искрящийся ручей» и др. После прослушивания в беседе с ребенком психолог выясняет, что «видел», чувствовал, «делал» ребенок в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ребенка ситуации. Исследования показывают, что восемь-десять целенаправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют получить значительное улучшение психоэмоционального состояния, ослабления мышечного напряжения, снять гиперкинезы у ребенка.[9]

Активно на занятиях с детьми имеющими проблемы в развитии двигательной сферы используется сказкотерапия. Она позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Психологи, применяющие сказки, часто отмечают, что на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.

Сказкотерапевтический процесс предполагает включение разных видов народных и авторских сказок: дидактических (в которых одушевляются абстрактные символы — буквы, цифры, звуки, арифметические действия и т. д.); психотерапевтических (раскрывающих глубинный смысл происходящих событий, помогающих ребенку увидеть ситуацию со стороны); психокоррекционных(положительно влияющих на поведение ребенка); медитативных (направленных на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», на улучшение детско-родительского взаимодействия, отношения к окружающему, раскрывающих личностный потенциал ребенка).[1]

Перечисленные варианты сказок моделируются психологом с учетом актуальной ситуации и подаются в разной интерпретации: анализ, сочинение, рассказывание с последующим рисованием сюжета, с его инсценированием с помощью кукольного персонажа, разыгрывание сказки в песочнице и др.).[12]

Изотерапия в коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выполняет широкий спектр задач- способствует решению эмоциональных проблем (страхи, неуверенность в себе, тревожность) способствует развитию навыков рисования, творческих способностей, а также развивает мелкую моторику рук. Практический опыт показывает, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. [16]

Проведение рисуночной терапии с детьми осуществляется психологом в форме специальных занятий, где детям предлагаются различные задания. О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий, используемых в практике проведения рисуночной терапии: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность.

Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.

Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребенка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».

Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции — задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».

Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм и их уничтожение по типу игр «разрушение—строительство»).

Задания на совместную деятельность — могут включать задания всех четырех указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений. Проведение рисуночной терапии реализуется на занятиях с психологом в директивной и не директивной формах. При директивной — перед ребенком ставится задача в прямой форме, в виде темы рисования и оказывается помощь на этапе поиска формы выражения темы.

При не директивной форме ребенку предоставляется свобода в выборе темы и формы изображения и эмоциональная поддержка, а при необходимости, в силу ограничения двигательных способностей данной категории детей — техническая помощь в придании выразительности детскому рисунку. [9]

В специальную группу методов обучения можно выделить применение технических средств обучения, среди которых — магнитофонные устройства, видеоаппаратура, киноаппаратура, музыкальные центры, электропроигрыватель, диапроектор, диапозитивы, диафильмы, радио- и телепередачи, компьютерные программы.[11]

В настоящее время в практику специального образования входят все новые формы развития детей средствами искусства, одно из значительных достижений в этой сфере и принадлежит художнику Красному Ю.Е., который разработал и внедрил в практику концепцию творческого развития детей средствами анимационного кино (так называемую «анимационную педагогику»). Он разработал курс творческого развития для детей, больных церебральным параличом, успешно осуществил ряд международных проектов по социализации детей-инвалидов. В его студии успешно решаются задачи приобщения детей к миру искусства, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер детей, приобщение к процессу развития детей родителей. Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата создавая рисунки вместе с родителями, социализируются в обществе здоровых сверстников, которые создают мультфильмы с использованием их рисунков.[8]

Эти средства расширяют возможности педагога, позволяют сделать педагогический процесс ярким, зрелищным, убедительным. Кроме того, не всем детям доступно посещение театров, музеев, картинных галерей. Особенно технические средства незаменимы, если речь идет о произведениях мировой художественной культуры.

Таким образом, в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наряду с традиционными методами психокоррекции целесообразно, а иногда и единственно возможно использовать разнообразные методы арттерапии.

Интегративный и комплексный подход в процессе использования на занятиях аттерапевтических методов, представляется мне наиболее оптимальной формой работы с данной категорией детей, так как обеспечивает эффективность коррекции и развития и выражается в положительных изменениях двигательной, познавательной ,эмоционально- личностной сфер, и процессе социальной реабилитации.

 

 

Выводы по главе 2:

 

В результате изучения метода арт-терапии можно сделать вывод, что это сравнительно новое направление, активно развивающееся в последнее время. В основном метод арт-терапии используется в работе с людьми-инвалидами, социально дезадаптированными или же имеющими отклонения в психическом развитии. Но, как показывает изучение и анализ психолого-педагогической литературы, такому важному аспекту проблемы, как разработка педагогической технологии использования арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями, уделяется недостаточно внимания. Возникает противоречие между фундаментальными теоретическими исследованиями и реальной практикой образования. Отсутствие педагогических технологий и методик использования арт-терапии с целью активизации процессов «самости» у детей с ограниченными возможностями - самопознания, саморазвития, самотерапии средствами искусства, как профилактики и самокоррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний, существенно затрудняет практическое использование арт-терапевтического и психокоррекционного потенциала искусства.

Следовательно, можно сделать вывод, что вопросы, рассмотренные в данной работе, являются очень значимыми как для дальнейших теоретических, так и для практических исследований. Особенно вопросы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией детей с ограниченными возможностями средствами искусства. Данная проблема находит отражение и в нашей практической деятельности.

 

Заключение

 

Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Эффективность использования нетрадиционных методов в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой того или иного метода, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.  Ребенку зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность. С помощью нетрадиционных методов специальное коррекционное воздействие направляется косвенно (опосредованно) - на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений с взрослыми сверстниками.

В работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наряду с традиционными методами психокоррекции целесообразно, а иногда и единственно возможно использовать разнообразные методы арттерапии. Отечественные и зарубежные авторы рекомендуют использовать в коррекционной работе с такими детьми различные виды искусства. В современной психолого-педагогической литературе выделяются следующие методы эстетического воздействия на ребенка: музыкотерапия, кинезитерапия, изотерапия, библиотерапия, имаготерапия, цветотерапия. Но наряду со значением выше перечисленных методов особое значение в процессе работы с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата играют метод кинезиотерапии, способствующий развитию и нормализации нарушений двигательной сферы. В психолого-педагогической практике используют следующие виды кинезиотерапии: танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику.

Информация о работе Арт-терапия как средство коррекции агрессии у дошкольников