Коррекция звукопроизношения у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:17, аттестационная работа

Краткое описание

Поступление ребенка в школу — важный и ответственный момент для всей семьи. Родители часто волнуются не меньше, чем будущий первоклассник, а то и гораздо сильнее. Между тем именно в руках пап и мам находятся широкие возможности для подготовки будущего ученика к новому этапу жизни — школьному.
Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания. Ребенок на седьмом году жизни пользуется сложными предложениями, употребляет пословицы, поговорки, фразеологические обороты, метафоры, сравнения. Должны правильно употребляться предлоги, различные формы слов.

Файлы: 1 файл

опыт работы Коррекция звукопроизношения у дошкольников.doc

— 993.00 Кб (Скачать)


Введение.

 

Поступление ребенка в школу — важный и ответственный момент для всей семьи. Родители часто волнуются не меньше, чем будущий первоклассник, а то и гораздо сильнее. Между тем именно в руках пап и мам находятся широкие возможности для подготовки будущего ученика к новому этапу жизни — школьному.

Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания. Ребенок на седьмом году жизни пользуется сложными предложениями, употребляет пословицы, поговорки, фразеологические обороты, метафоры, сравнения. Должны правильно употребляться предлоги, различные формы слов.

Но не менее важным является наличие у ребенка правильного произношения. Нарушенное звукопроизношение представляет серьезную проблему, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Кроме того, недостатки произношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения со своими сверстниками и со взрослыми.

Своевременное удаление недостатков произношения помогут предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи, а также развить языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему ребенок неправильно произносит звуки?

  Каковы    причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить:

• ухудшение экологической обстановки;

• особенности уральского региона по йодо - и фтор - дефицитности;

• увеличение числа патологий беременности;

• увеличение количества родовых травм;

• ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

• различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановится на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.                                                       Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно четко, объем их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук. Классический пример таких нарушений — картавость, — когда ребенок произносит звук [р] не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого нёба — языка. В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует.

Нарушение произношения звуков может быть вызвано также и снижением слуха. Даже небольшое снижение слуха затрудняет слуховой контроль за речью, а вследствие тугоухости нарушения звукопроизношения бывают самыми разными, особенно это касается свистящих, шипящих звуков, звонких и глухих, мягких и твердых звуков. Поэтому во всех случаях нарушения звукопроизношения нужно обязательно проверить слух ребенка, обратиться к врачу-сурдологу, сделать аудиометрическое исследование слуха, пройти лечение. Иначе работа по исправлению звукопроизношения может оказаться недостаточно эффективной.

При затруднении в распознавании и различении звуков, которые различаются тонкими акустическими признаками (звонкие и глухие), причиной является недостаточное развитие фонематического слуха. Но наличие в речи ребенка замен и смешений представляет опасность еще и тем, что в дальнейшем, при обучении грамоте, может отразиться на письме и привести к появлению ошибок.

К сожалению, иногда сами родители способствуют возникновению и закреплению нарушений произношения звуков. Сюсюканье, попытки подделаться под трогательную речь малыша приводят к стойким нарушениям, избавиться от которых оказывается не так просто.

Порой ребенок перенимает манеру неправильного произношения от своих младших братьев и сестер или от кого-то из взрослых, имеющих дефекты речи. Поэтому родители должны сделать свою речь образцом и по произношению, и по темпу, и по содержанию. Ведь если вы сами говорите торопливо, нечетко, да еще и с дефектами произношения — чего же ждать от маленького человека, который вам подражает во всем? Кроме того, необходимо обращать внимание на то, как говорит ваш ребенок, чтобы нарушения произношения можно было вовремя исправить.

Опасным для правильного произношения может являться и билингвизм — использование для общения в семье двух, а то и более языков. Нормы произношения в разных языках могут быть различны, что затрудняет процесс овладением звукопроизношением и создает почву для возникновения нарушений, смешений, ошибок.

 

 

 

 

 

Коррекция звукопроизношения является  одной из главных составляющих работы логопеда. Этой проблемой занимались многие ученые: Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичева и другие.  Много написано книг, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения  у детей. Определена  последовательность в работе над звуком.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

I. Подготовка артикуляционного аппарата и постановка звука.

II.                     Автоматизация звука в слогах, словах и во фразе, в спонтанной речи

III.                  Дифференциация смешиваемых звуков.

Каждый этап имеет свои задачи, содержание работы. На всех этапах

развиваем мелкую моторику рук, внимание, память, логическое мышление, фонематический слух, корректируем грамматическую сторону речи, помогаем овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап первый -  подготовка артикуляционного аппарата и постановка звука.

     На этом этапе работа  идет одновременно по нескольким направлениям:

- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

- формирование направленной воздушной струи;

  И затем, по прошествии некоторого времени, когда движения органов артикуляционного аппарата  у ребенка становятся более точными и уверенными, занимаемся постановкой звука.

              В самом начале работы над звуками необходимо познакомить детей с органами артикуляционного аппарата. Для этого  есть много интересных сказок о Веселом язычке. Уже несколько лет я использую историю, которую придумала С. Карельская. Эту сказку и несколько занимательных комплексов артикуляционной гимнастики я нашла в журнале «Дошкольное воспитание» №5, 1998года, в статье «Поможем Буратино заговорить».

     После того, как дети наглядно познакомились с органами речевого аппарата, продолжаем  коррекционную работу над звуком.

    Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений губ, языка, необходимых для звука, над которым проводится непосредственная работа. Очень важно, чтобы работа над ними проводилась целенаправленно и качественно, так как от их выполнения во многом зависит постановка звука.

    Для своих занятий я использую комплексы артикуляционной гимнастики из  пособия  Мальцевой М.А. и Костыгиной В.Н. «Мой логопедический альбом», в котором  они представлены в виде игры «Возращение звука домой» с помощью картинок. Похожий альбом есть в логопедическом уголке группы, по которому дети ежедневно утром и вечером после сна под контролем воспитателя  выполняют артикуляционную гимнастику.

   Сначала упражнения выполняем вместе с детьми в полном объеме, перед зеркалом, которое используется как зрительный контроль для достижения необходимого результата. Постепенно снижаем объем показа-образца, предоставляя ребенку возможность самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику. С помощью  наводящих вопросов помогаем малышу определить, что делает его язычок (губы), где он находится, какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность сделать свои первые "открытия", вызовет интерес к упражнениям.

   Кроме этого повысить интерес к артикуляционной гимнастике, а также помочь запомнить последовательность упражнений  могут небольшие стишки, примеры которых можно найти в приложении.

     Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.

   Во время выполнения упражнений по выработке правильного речевого дыхания необходимо обращать внимание на следующие моменты:

— во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны;

— грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;

— живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе — опускаться;

— во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;

— вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным;

— сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание;

— говорить только на выдохе.

Для развития дыхания ребенка существует много методов, игр. Некоторые из них можно найти в приложении.

  Для развития длительного, плавного речевого выдоха можно предложить детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счет с загибанием пальцев, назвать ребят своей группы по именам). Упражнение проводится в форме игры «Кто больше скажет без передышки?».

   Дальнейшая цель первого этапа – постановка звука. Это значит получить правильное нормативное произношения звук изолированно, а не в слогах, словах и фразах. Каждый звук можно поставить при помощи трех способов: по подражанию, при помощи различных приспособлений и смешанный.

1. Итак, первый способ постановки звука — по подражанию.

Вы объясняете ребенку, с помощью каких артикуляционных органов произносится данный звук, какие артикуляционные движения нужно выполнить для правильного звучания, каким должно быть положение артикуляционных органов. Затем показываете. Ребенок наблюдает вашу артикуляцию, перед зеркалом пытается имитировать ваши движения и положение произносительных органов, внимательно слушает, как вы произносите звук, учится контролировать произношение с помощью различных ощущений, например тактильных, когда при произношении звука [ш] ладонь, поднесенная ко рту, контролирует поток воздуха изо рта.

2. При помощи различных приспособлений.

Часто бывает так, что попытки ребенка повторить за взрослым правильную артикуляцию оказываются безуспешными. Тогда при помощи различных приспособлений или даже предметов быта можно помочь артикуляционным органам принять нужное для произношения данного звука положение и произвести необходимые движения. Например, для того, чтобы ребенку было легче произнести звук [ш], вы той частью ложки, которую держат в руках (подходит ложка без острых, угловатых краев и украшений), поднимаете язык ребенка к верхним передним зубам и помогаете удержать его там во время артикуляции [ш].

3. Смешанный.

При этом способе вы просите ребенка произнести нужный звук (сопровождая свои объяснения демонстрацией артикуляции), одновременно воздействуя на произносительные органы ребенка той же самой ложечкой. Часто в своей работе я пользуюсь именно этим способом.

Существует несколько мнений о том, как правильно ставить звуки, в какой очередности это нужно делать.

Богомолова А.И. рекомендует проводить постановку звука в такой последовательности: шипящие, свистящие, аффрикаты, сонорные, если у ребенка нарушено несколько групп звуков. Т.Б. Филичева рекомендует исправлять недостатки звукопроизношения с учетом   появления  звуков в онтогенезе: свистящие, шипящие, сонорные.  Авторы не рекомендуют  брать для одновременной постановки те звуки, артикуляция которых характеризуется  прямо противоположным укладом. Также не рекомендуют  одновременно  работать над  трудными звуками «р», «ш», потому что это ведет к большой затрате энергии, к быстрому утомлению.

Но кроме коррекции звукопроизношения, логопеду необходимо работать  и над другими сторонами речи. Поставленные  в сложные условия, логопеды ищут наиболее эффективные пути обучения  ребенка, нередко нарушая  «логопедические постулаты». Приходиться при сложных речевых нарушениях, когда у ребенка страдают все группы звуков, «идти от ребенка», учитывая, что путь к правильному звуку  у каждого ребенка индивидуален. Поэтому я начинаю работать одновременно над несколькими нарушенными звуками. В игровой форме, через артикуляционные упражнения, начинаю формировать уклады нарушенных звуков, пробую постановку.  Сразу проясняется картина, видна возможность  постановки того или иного звука. Вырисовывается  план работы, какой звук  ставить в первую очередь, а который потом. Не происходит  взаимного торможения движений органов артикуляции. Так, при одновременной постановке нескольких звуков, нередко даже с противоположным укладом, слежу за состоянием ребенка, дозирую нагрузку, чередую с отдыхом. Над трудными звуками «Р», «Ш» тоже работаю одновременно, учитывая, что  их артикуляционные  уклады очень близки. Отрабатывая  артикуляционные упражнения на два этих звука, пробую  их постановку. Как только «пошел» один из звуков, начинаю его закреплять, а другой продолжаю вызывать. Если у ребенка  свистящие межзубные, то их постановкой и автоматизацией  занимаюсь в последнюю очередь, так как  они очень долго автоматизируются и чаще остаются на стадии «кабинетной речи».

Информация о работе Коррекция звукопроизношения у дошкольников