Коррекция звукопроизношения у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:17, аттестационная работа

Краткое описание

Поступление ребенка в школу — важный и ответственный момент для всей семьи. Родители часто волнуются не меньше, чем будущий первоклассник, а то и гораздо сильнее. Между тем именно в руках пап и мам находятся широкие возможности для подготовки будущего ученика к новому этапу жизни — школьному.
Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания. Ребенок на седьмом году жизни пользуется сложными предложениями, употребляет пословицы, поговорки, фразеологические обороты, метафоры, сравнения. Должны правильно употребляться предлоги, различные формы слов.

Файлы: 1 файл

опыт работы Коррекция звукопроизношения у дошкольников.doc

— 993.00 Кб (Скачать)

Особое внимание  заслуживает увулярный звук «Р». Хотя он не влияет на письменную речь, желательно  над этим звуком тоже работать. Надо дать ребенку шанс, поставить ему этот звук, так как примерно 20% детей берут его в спонтанную речь. Чаще это бывает в тех случаях, когда мягкий звук  произносится верно, а твердый искаженно.

    Учитывая, что продолжительность этих занятий не должна превышать  20-25 минут, потому что дети быстро утомляются, я использую это время в основном на коррекцию звукопроизношения, добавляя небольшие задания на закрепление материала по другим сторонам речевого развития.

              При коррекции нарушений звукопроизношения, если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звук для определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук «С». Затем, отталкиваясь от него ставят звук «З», после этого переходят к мягким звукам «С’» и «З’»; последним в группе свистящих ставят звук «Ц». В группе шипящих прежде всего исправляют звук «Ш». Затем на основе его артикуляции ставят звуки «Ж», «Ч», «Щ».

       Существует множество методов и приемов постановки звуков. Интересные, а главное эффективные методы предлагает в своей книге «Популярная логопедия» Анна Герасимова. Этими приемами я успешно пользуюсь в своей работе по постановки звуков последние годы.

               

      Исправление нарушений произношения свистящих звуков.

 

При межзубном произношении может помочь артикуляция звука [и], а также сочетание ИЕ, при котором положение языка очень похоже на требующееся для [с] и [з]. Внимание ребенка нужно обратить на то, что язык не должен высовываться между зубами, то есть на первых порах нужно даже смыкать зубы, чтобы поставить на пути языка «заборчик».

При призубном произношении нужно попробовать кончиком шпателя или специальным зондом опустить язык к центральным нижним зубам. Пусть ребенок почувствует новое положение языка, почувствует ощущение прохождения по нему воздуха. Если же присутствуют замены на [т] и [д], начинать нужно с развития умения различать звуки [с-т] и [з-д] на слух, а уже затем переходить к работе над легким и длительным выдохом, затем развивать умение удерживать кончик языка у нижних центральных зубов, а губы — в улыбке. Опираемся на звуки [и], [ф]. Очень полезно дать ребенку почувствовать температуру выдыхаемого воздуха (для этого поднесите ладонь ребенка вначале к своему рту и произнесите [с] длительно — воздушный поток будет холодным).                                                                     При губно-зубном произношении перед постановкой звука развиваем умение различать и сравнивать звуки [с] и [ф], [з] и [в]. Используем упражнения для губ, полезна «улыбочка». Компенсаторное движение нижней губы вверх, которым пользовался ребенок, нужно затормозить — для этого используем сочетание ИЕ и звук [и]. Одновременно учим удерживать язык у нижних центральных зубов. Иногда можно придерживать непослушную губу пальцем.                                                                 При боковом произношении разрабатываем язык, то распластывая его, то заостряя, пытаемся удерживать широкий язык на нижней губе. Обязательно нужно тренировать выдох, идущий по центру языка. В качестве опоры можно использовать звуки [ф] и [и], звук [ф] пригодится для выработки необходимой воздушной струи, а [и] поможет отработать правильную позицию языка. Иногда продольный желобок, нужный для произношения, можно создать при помощи палочки или спички, которую располагают по центру языка и слегка надавливают. Когда желобок усвоен, потихонечку укладываем кончик языка у нижних зубов.                                                                                     При шипящем произношении в начале надо помочь ребенку различать и сопоставлять звуки [с] и [ш], [з] и [ж]. Когда это будет сделано, используем межзубное произношение для того, чтобы обратить внимание ребенка на язык. Важно вырабатывать умение удерживать широкий язык у нижних зубов. Опорой могут служить звуки [ф] и [и], например, ребенок должен произносить [ф] с языком в положении между зубами и постепенно заводить язык за нижние зубы, пока не получится [с] и [з].

При постановке мягкой пары — [с'], обратите внимание ребенка на большее, чем при [с], напряжение языка, его выгибание к нёбу, большую активность кончика языка.

             

      Исправление нарушений произношения шипящих звуков.

При межзубном произношении учим ребенка поднимать язык к верхним зубам при полуоткрытом рте и дуть на поднятый язык. В качестве опоры можно использовать звук [т]. При это нужно стараться удлинять струю выдыхаемого воздуха, а касания альвеол заменять на движение подъема к ним. Можно помочь ребенку механически — когда он будет произносить межзубный звук кончиком шпателя отвести язык вверх и приоткрывать при этом рот. Выдох не должен при этом прекращаться.                      При призубном произношении можно также с механической помощью отвести язык при артикуляции вверх, за верхние центральные зубы. В случае замен [ш] — [т], [ж] — [д] перед началом работы надо научить ребенка различать и сравнивать эти звуки на слух, а также сопоставлять их по другим признакам — по длительности потока выдыхаемого воздуха. Опорой может служить звук [с] — подъем языка при его артикуляции приведет к получению звука [ш].                                                                         При губно-зубном произношении начинать нужно с различения и сравнения на слух звуков [ш] и [ф], [ж] и [в]. Затем снимаем компенсаторное движение нижней губы, придерживая при необходимости губу пальцами, вырабатываем движения подъема языка вверх и его удержания там. Можно ставить [ш] и от [с], отводя язык к верхним зубам и за них, а можно поставить звук по подражанию, тогда ребенок будет следить за движениями нижней губы в зеркале.                                                                                 При боковом произношении нужно научить ребенка поднимать язык вверх и удерживать его у неба при полуоткрытом рте. Выдыхаемый воздух должен проходить по средней линии языка, поэтому используем упражнения по сдуванию и задуванию, с предметами и приспособлениями. Опорой могут быть звуки [с] и [т], при произношении которых можно отодвигать язык вверх, поднимать его к верхним центральным зубам и продлевать выдох. С помощью шпателя удерживаем язык у альвеол, ребенок в это время произносит звук [с], а шпатель зажат между зубами.

При свистящем произношении — начинаем с различения и сравнения на слух звуков [с] — [ш] и [з] — [ж]. Затем сравниваем ощущения от температуры выдыхаемого при артикуляции воздуха — при [с] — прохладная, при [ш] — теплая. Ребенок должен научиться поднимать язык к верхним зубам и за них, удерживать и дуть на язык. Здесь полезно подражание перед зеркалом, тогда ребенку легче будет контролировать себя. Если не получается по подражанию, тогда помогаем механическим путем с помощью шпателя от звука [c].

 

              Исправление нарушений произношения звука [л].

При отсутствии звука [л] в речи, его межзубном или носовом произношении прежде всего отрабатываем движение подъема языка вверх, стараемся укрепить мышцы языка, активизировать его движения. В случае носового произношения нужно научить ребенка выдыхать ртом и чувствовать разницу между ротовым и носовым выдохом, что можно сделать, используя тактильный контроль, дуть на бумажки, ватки, свечки и т. д.

Полезны будут упражнения для губ, дутье по сторонам прикушенного языка, чтобы воздух проходил по бокам, а кончик оставался закушенным. Ребенок должен научиться распластывать язык, закусывать его, не напрягая и не суживая. Это удобно делать перед зеркалом.

Когда межзубное положение языка будет усвоено, а в случае изначально межзубного произношения оно доступно, ребенку предлагаем закусить широкий язык зубами, улыбаться и «гудеть». Далее нужно тянуть гласные [а], [ы], [у] при закушенном языке. Затем, не переставая тянуть гласный, ребенок должен прикусывать и отпускать язык поочередно, получается сочетание ал-ал-ал. Не нужно произносить слишком быстро, а вот за языком надо следить, не позволять ему втягиваться в рот. Постепенно в результате повторения получатся слоги ла-ла-ла.

Усвоив межзубное произношение, ребенок может переходить к правильному, зазубному. Язык нужно поднять за верхние центральные зубы, прижать к альвеолам и произносить сочетание лы многократно. Очень полезно выполнять это перед зеркалом.

При произношении вместо [л] звука [в] используем упражнения для языка, губ, упражнения на дутье. Нужно научить ребенка различать и сравнивать звуки [л] и [в] на слух, дифференцировать их. Затем перед зеркалом показываем ребенку правильное положение артикуляторов для звука [л], стараемся затормозить компенсаторные движения нижней губы. Прежде всего надо научиться опускать губу и удерживать ее в положении, когда нижние зубы открыты. Затем чередуем подъемы и опускания губы. При необходимости нижнюю губу можно подержать пальцем.                                                                             При произношении вместо [л] звука [у] ребенку надо разъяснить разницу между звуками [а] и [у], научить распознавать и сопоставлять их на слух. Затем нужно объяснить, что для того, чтобы правильно произносить звук [л], не надо двигать губами — только языком. Здесь нужен зрительный контроль за артикуляцией. Ребенок будет анализировать свои движения при артикуляции [л] и сравнивать с правильной артикуляцией взрослого с помощью зеркала. Губы придется удерживать в улыбке, а язык закусывать зубами, высовывать изо рта.                  При произношении вместо [л] звука [й] потребуется активизация кончика языка — применяем вылизывание, слизывание, облизывание, упражнения для языка, губ. Ребенок должен научиться распознавать и различать звуки [л] и [й] на слух. Учим ребенка высовывать язык между зубами и удерживать его там перед зеркалом.

Нарушение произношения звука [л'] обычно не вызывает затруднений при исправлении — этот звук легко ставится от [л], путем показа артикуляция, объяснения позиции губ (более широкая, чем при [л], улыбка), позиции языка (он приподнят выше и напряжен сильнее, более активен кончик языка), а также по подражанию.

 

Постановка звука [р] — одна из самых тяжелых задач в работе над звукопроизношением.

И все-таки в  большинстве случаев дети успешно справляются с произношением звука [р] — но, конечно, тогда, когда приходит время, когда созданы благоприятные условия, когда правильно проводится коррекционная работа и, конечно, когда у ребенка есть желание, стремление научиться правильно говорить.

Как в случае отсутствия, дефектного произношения, так и при заменах [р] другими звуками применяется единая схема коррекции, но с некоторыми особенностями в отношении каждого нарушения.

Начать работу следует, конечно, с артикуляционных упражнений — упражнений для языка и губ. Ребенок должен научиться поднимать язык к нёбу, удерживать его в этом положении при полуоткрытом рте, выдвигать кончик языка, укреплять его, чтобы в дальнейшем получилась вибрация.

Используем упражнения на изменение формы и тонуса языка: широкий — узкий, напряженный — расслабленный. Широкий язык учим поднимать на верхнюю губу и прижимать язык к губе, удерживая несколько секунд. Нижняя губа и челюсть при этом не двигаются!

Языком надо совершать разнообразные движения, облизывать губы, «колоть» щеки, касаться углов рта и т.п. Если язык плохо поднимается вверх — можно помочь ему кончиком шпателя или пальцем. Присасывания, прищелкивания, отлепливания конфет от твердого нёба будут очень полезны. Необходимо следить, чтобы основная нагрузка падала на кончик языка — ведь ему предстоит вибрация, поэтому его надо как следует подготовить.

Опорными звуками для постановки [р] нам послужат несколько звуков, во-первых, [д] и [д]. Ребенка можно положить на кровать или диван без подушки (если позволяют условия), попросить сильно подуть на кончик поднятого к альвеолам языка и произнести сочетание тр-р-р. Бывает так, что вибрация при этом получается сразу, и тогда ребенок выдает полноценное тр-р и даже др-р. Можно при этом помочь ребенку, быстро проводя специальным приспособлением из стороны в сторону под языком, стимулируя вибрацию.

Еще один прием постановки предполагает произнесение перед зеркалом сочетания дн-дн-дн, в то время как вы пальцем (без маникюра!) или специальным зондом быстро проводите под языком ребенка, стимулируя вибрацию. Проводить пальцем (зондом) под языком можно и во время произнесения цепочки слогов да-да-да, до-до-до, та-та-та, то-то-то.

Есть еще опорные звуки — [з] и [ж]. Ребенку нужно длительно тянуть [джжжжжжж], а вы в это время легко нажимаете на кончик языка или водите под языком.

Следует обратить внимание и еще на один момент. Если у ребенка не получается сочетание тр-р, попробуйте подвести под боковые края языка большой и указательный пальцы и зафиксировать с их помощью края языка, кончик же остается свободным для вибрации. Это будет способствовать попаданию воздуха на кончик языка.

Если звук [р] заменен другим, прежде всего надо научить ребенка различать и сопоставлять звук [р] и его заменитель. Затем используются артикуляционные упражнения для языка и губ. При замене на [г] надо проверять, не образуется ли звук [р] в результате вибрации язычка вместо кончика языка. Если звук [р] заменен на [в], не подойдет прием с проторным звуком, так как по способу образования [в] и [р] проторный похожи. При двугубном произношении нужно перед зеркалом показать ребенку разницу в артикуляции, затормозить движения губ и вырабатывать вибрацию кончика языка с помощью описанных приемов.

Звук [р'] нарушается значительно реже, чем [р], обычно его несложно поставить от твердого [р], для этого нужно объяснить ребенку, что кончик языка должен вибрировать не у альвеол, как для [р], а у верхних центральных зубов, сам язык более напряжен, спинка его выгнута, губы шире раздвинуты и сильнее напряжены. Полезно продемонстрировать ребенку правильную артикуляцию. Помогает и проговаривание [р] через «ступеньку», то есть с мягким знаком и гласным: рья, рье, рью, рьё и т. д.

 

 

 

 

Этап автоматизации звука.

 

Если звук поставлен, это не значит, что теперь ребенок будет правильно произносить его в свободной речи. Постановка звука предполагает, что данный звук правильно произносится изолированно от других, т.е. вне слова и предложения. Для того, чтобы закрепить произношение звука, нужно его автоматизировать.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

Информация о работе Коррекция звукопроизношения у дошкольников