Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:17, аттестационная работа
Поступление ребенка в школу — важный и ответственный момент для всей семьи. Родители часто волнуются не меньше, чем будущий первоклассник, а то и гораздо сильнее. Между тем именно в руках пап и мам находятся широкие возможности для подготовки будущего ученика к новому этапу жизни — школьному.
Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания. Ребенок на седьмом году жизни пользуется сложными предложениями, употребляет пословицы, поговорки, фразеологические обороты, метафоры, сравнения. Должны правильно употребляться предлоги, различные формы слов.
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах, например: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. В начале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
Затем звук автоматизируется в связных текстах, разговорной речи.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Очень большую помощь в автоматизации звуков оказывают мне воспитатели моей группы. В начале года, после проведения диагностики я заполняю «Экран по звукопроизношению», который меняется в течение учебного года по мере исправления речи у детей. Этот «Экран» находится в группе у воспитателей. В итоге они хорошо осведомлены о состоянии звукопроизношения каждого ребенка и следят за правильным произношением звуков на своих занятиях и в течение дня во всех режимных моментах.
Этап дифференциации звуков.
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б - п, д - т, г - к, з - с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.
В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов, например при дифференциации с – з: са-за-са, за-са-са и т.д. Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова, отличающиеся фонетически сходными звуками (кольцо – кольсо, ласточка – ластощка и т.д.).
Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков,
2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука с необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Сравнивается звучание звука со свистом ветра.
2. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Например, логопед называет слоги, включающие заданный звук и не имеющие его. Дети должны поднять кружок или букву, хлопнуть в ладоши, если в слоге слышится заданный звук.
3. Формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемыми в произношении. Изучаемый звук необходимо связать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, зависящей от положения его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, что может служить дополнительной трудностью при овладении слитным чтением слогов и слов, а также правильным воспроизведением структуры слова на письме.
Для определения звука в слове можно предложить детям следующие задания: поднять букву на заданный звук; отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук; подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; придумать слова на заданный звук.
4. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
5. Выделение слова с данным звуком из предложения
По данному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа – различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.
Чтобы подготовить детей к дифференциации сложных звуков, с начала октября в группе проводятся занятия по развитию навыков фонематического анализа и обучению грамоте. На них дети обучаются слышать и различать простые по звучанию звуки, определять их позицию в словах и т.д. А также знакомятся с графическим изображением звука – буквой.
Заключение.
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников – это сложный процесс, в ходе которого ребёнок учится управлять своими органами речи, осуществлять контроль за правильным произношением звуков в спонтанной речи.
Чтобы добиться желаемых результатов и помочь ребенку до поступления в школу овладеть правильным произношением звуков, занятия по коррекции звукопроизношения проводятся мною систематически, не менее двух-трех раз в неделю с каждым ребенком индивидуально. Кроме того, эта работа продолжается на подгрупповых занятиях, где речевые задания для детей подбираются с учетом их индивидуальных возможностей. Еще одним из правил успешной коррекции звукопроизношения является последовательная проработка материала, которая выражается в том, чтобы сначала предлагать ребенку исполнять легкие задания и упражнения, опираясь на его возраст и способности, и постепенно по мере освоения материала перейти к выполнению более сложных заданий. При этом нужно помнить, что нельзя пропускать отдельные этапы работы, так как пропуски и недоработки сказываются на качестве исправления. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала. Большим залогом успеха при развитии звукопроизношения детей является также заинтересованность ребенка, которую должны обеспечить родители и сам логопед. Это нужно для развития у ребенка не только звукопроизношения, но и памяти, мышления, звукобуквенного анализа и позитивного отношения к самим занятиям. Я на своем опыте убедилась, что если ребенок сам хочет научиться говорить правильно, то исправление звуков происходит быстро и эффективно. И наоборот, если ребенок не заинтересован в этом, да еще и находит «поддержку» в семье, то процесс коррекции нарушения звукопроизношения затягивается надолго.
Но, если работа построена методически правильно, если Вы и ребенок хотите добиться успеха, то вы сможете исправить дефекты речи, а также развить языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Консультации для родителей.
Значение артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.
Как проводить артикуляционную гимнастику?
Артикуляционную гимнастику надо проводить ежедневно, в течении 3-5 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность, плавность движений, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Упражнения артикуляционной гимнастики подбираются, исходя из правильной артикуляции звуков, поэтому их объединяют в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.
Материалы для занятий.
Стихи для артикуляционной гимнастики.
«Денискина зарядка»
Качели.
Язычок вверх и вниз – Кончик языка в зубки
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
Барабанщик.
Недавно бабушка Анфиса У Дениса есть часы
Купила барабан Денису. Удивительной красы!
Информация о работе Коррекция звукопроизношения у дошкольников