Коррекция звукопроизношения у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:17, аттестационная работа

Краткое описание

Поступление ребенка в школу — важный и ответственный момент для всей семьи. Родители часто волнуются не меньше, чем будущий первоклассник, а то и гораздо сильнее. Между тем именно в руках пап и мам находятся широкие возможности для подготовки будущего ученика к новому этапу жизни — школьному.
Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания. Ребенок на седьмом году жизни пользуется сложными предложениями, употребляет пословицы, поговорки, фразеологические обороты, метафоры, сравнения. Должны правильно употребляться предлоги, различные формы слов.

Файлы: 1 файл

опыт работы Коррекция звукопроизношения у дошкольников.doc

— 993.00 Кб (Скачать)

И теперь он делом  занят:                       Ходят стрелочки по кругу

Громко-громко барабанит.                     И хотят догнать друг друга.

Смирнова Е.Б.

 

Примеры стихов для комплексов артикуляционной гимнастики.

Комплекс для звука [P]

- «Улыбка»:                                           - «Гармошка»:

Рано утром мы проснемся,                 Мы от радости немножко

Маме с папой улыбнемся.                    Поиграем на гармошке.

- «Заборчик»:                                         - «Парашют»:

В окно выглянем во двор                     Встанем дружно на карниз,

И увидим там забор.                            С парашютом прыгнем вниз.

- «Маляр»:                                              - «Индюк»:

Чтобы дома было чисто,                     Из кустов колючих вдруг

Потолок покрасим кистью.                Выскочил болтун индюк.

- «Вкусное варение»:                            - «Барабан»:

А теперь мы отдохнем,                       Он рассказывает нам

Чай с варением попьём.                     Про свой новый барабан.

- «Лошадка»:                                        - «Балалайка»:

По дорожке узкой, гладкой               Ну, мы тоже не скучаем,

Мы поскачем на лошадке.                 На балалаечке играем.

- «Грибок»:

У дорожки есть дубок

Под дубком растерт грибок.

Сказка о Веселом Язычке.

 

      Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой – снег, и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел.

       Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой дом в порядок.

       Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь – губы, вторая дверь – зубы. В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки.

      А потолок был твердый и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка – нёба заканчивается маленькими бугорками. Это – альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком-увуля.

     Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное – не было сквозняков.

 

 

Сказочная  история  из  жизни  Язычка.

«Язычок и лошадка».

Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают кончик языка) и весело помахивала хвостом (движения языка из стороны в сторону).

      Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца.

Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губами).

     На спине у лошадки было широкое седло (упражнение «Чашечка»), и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками «держат поводья» и звонко цокают языком – упражнение «Лошадка».)

    Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение) и останавливал лошадку: «Тпр-р-р…» (Подуть на губы, а затем на губы и язык – упражнение «Кучерское межзубное Р-Р-Р». Названные упражнения повторить несколько раз, чередуя.)

 

 

Пример конспекта подгруппового занятия в старшей логопедической группе по развитию навыков фонематического анализа и обучению грамоте.

 

Тема: Звук и буква О.

Цели: 1. Знакомство со звуком [O], его характерными особенностями, с гласной  буквой «О».

           2. Совершенствование умения выделять звук[O] на слух и в произношении из ряда других звуков, слогов, слов.

           3. Формирование умения выполнять схему и анализ звуковых слияний, читать 2-3 буквенные сочетания из гласных букв.

           4. Развитие зрительного внимания и памяти.

           5. Воспитание культуры поведения на занятии.

Оборудование: зеркала, фриз с буквой «О», предметные картинки (окна, окунь, обувь, осень, овощи, ослик, облако, клен, банка, лев, учитель), наборы для звукового анализа слов, демонстрационная карточка буквы «О», раздаточные листы «Рабочего букваря» с буквой «О», цветные карандаши, карточки для чтения, конверт с письмом, презентация с заданиями, компьютер.

 

План    занятия:

 

I. Организационный момент.

     Логопед приветствует детей, предлагает им  присесть  за столы.

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но это мы сделаем чуть позже. А сейчас, как всегда поставим зеркала и выполним  гимнастику для язычка.

II. Артикуляционная гимнастика.

     Логопед с помощью презентации проводит артикуляционную гимнастику:

- «Улыбка»:                                            - «Вкусное варение»:                                        

Рано утром мы проснемся,                 А теперь мы отдохнем,                      

Маме с папой улыбнемся.                    Чай с варением попьём.                    

- «Заборчик»:                                         - «Лошадка»:                               

В окно выглянем во двор                     По дорожке узкой, гладкой              

И увидим там забор.                            Мы поскачем на лошадке.

- «Маляр»:                                                - «Парашют»:                                                 

Чтобы дома было чисто,                     Встанем дружно на карниз,                             

Потолок покрасим кистью.                С парашютом прыгнем вниз.                           

 

      - «Индюк»:                                                                - «Барабан»:

Из кустов колючих вдруг                                    Он рассказывает нам                                                                                                                                                    

Выскочил болтун индюк.                                    Про свой новый барабан.                                                                                        

III. Выделение звука [O] из начала слов, наблюдение за звучанием и артикуляцией, характеристика звука[O].

Логопед: Ребята, ко мне вчера пришло письмо от знакомой девочки Оли. Они с мамой отправились в отпуск на озеро. Озеро очень красивое, большое. А посередине – небольшой остров.

Когда я читала письмо, заметила, что в нем встречается много слов, начинающихся со звука, который мы с вами будем сегодня учить. Послушайте эти слова и скажите, какой звук у них первый: ОТПУСК, ОЗЕРО, ОСТРОВ, ОТДЫХ.

Дети слушают слова, выделяют первый звук. Затем логопед предлагает произнести его, глядя в зеркало. Совместными усилиями дается характеристика звука[O] – гласный, потому что он «поется» и во рту нет преград.

Логопед: Ребята, найдите и положите перед собой звук [O].

Дети достают красный квадрат, кладут перед собой на стол. Нажимают на него пальцем и произносят: «О-о-о».

IV.  Выделение звука [O] на слух (хлопками):

А) из ряда гласных: О, А, У, О, О, И, А, О, У, О,И

Б) из ряда слогов: АХ, ОХ, УМ, ИТ, ОН, ОП, УФ

В) из ряда слов: ОСЕНЬ, УТКА, ОВОЩ, БАНТ, ТАПКИ, ОБУВЬ, ОЛЬГА, ВАТА, БИНТ, ОЗЕРО.

Дети внимательно слушают, а, услышав звук [O], хлопают в ладоши.

V.  Звуковой анализ слияний гласных звуков.

Логопед: Молодцы. А сейчас послушайте и скажите, сколько звуков я назвала. ОИ (ОАУ). Давайте, вместе выполним схему этих слияний.

Дети вместе с логопедом анализируют звуковой состав слияний, рассказывают о количестве и характере звуков, называя звуки поочередно.

VI. Выделение звука [O] в произношении по картинкам (презентация):

  Детям предлагается выбрать картинки со звуком [O], попутно объясняя свой выбор.

VII. Игра на внимание «Чего не стало?» ( на панно выставляются те же картинки, что и в презентации)

  Логопед: А теперь с выбранными вами картинками мы поиграем в игру на внимание «Чего не стало?». Закройте глаза. Я спрячу одну из картинок. Вы откроете глаза и должны будете вспомнить, какой картинки не хватает.

VIII. Физминутка

      «Ветер и деревцо»

Ветер дует нам в лицо.                            Дети машут руками в лицо

Закачалось деревцо.                                Поднимают руки, качаются из                 стороны в сторону

Ветер – тише, тише, тише.                      Приседают, опускают руки

Деревцо – все выше, выше.                    Становятся на носочки,      поднимают руки вверх.

IX. Знакомство с буквой «О»

Логопед: Гласный звук [O] обозначается на письме буквой «О»:

  Погляди на букву «О»-

  Ну совсем как колесо.

  До того она кругла,

  Укатиться бы смогла.

- Ребята, на что похожа буква «О»?

Дети отвечают: На колесо, на бублик…

X. Чтение слияний гласных букв по карточке:

Логопед: А теперь попробуем прочитать эти сочетания:

ОА, УО, ОИ, АОУ, ОУИ, УИО, ОУА.

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием!

XI. Работа на листочках «Рабочего букваря»

Логопед: Ребята, чтобы вы лучше запомнили букву «О», давайте её раскрасим. Каким цветом мы будем раскрашивать буквы? Почему?

XII. Итог занятия.

Логопед: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

  Назовите слова с этим звуком.

 

 

 

 

 

Примерный  конспект  индивидуального занятия

по автоматизации звука [Л’].

 

1. Артикуляционная  гимнастика (комплекс звуков [Л, Л’]):

УЛЫБКА– ЗАБОРЧИК – ЛОПАТКА - ЧАШЕЧКА – ВКУСНОЕ  ВАРЕНИЕ – ИНДЮК – БАРАБАН – МЫШКА СЫР  ГРЫЗЕТ.

2. Пальчиковая гимнастика:

«Кулак – ребро – ладошка» Ребенок поочередно кладет на стол руку: сжатую в кулак, на ребро, ладошкой вниз. Упражнение выполняется под руководством логопеда.

3. Упражнение на дыхание: «Ветерок – Ветер» ( с осенними листьями) Ребенок дует на листок, привязанный к нитке, с разной силой.

4. Отрывисто и многократно произнести звук [Л’] Выполняется с помощью иллюстрации «Маленький самолет летит по небу».

5. Произнести слоги с изменением ударения:

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ              ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ                ЛИ – ЛИ - ЛИ

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ              ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ                ЛИ – ЛИ - ЛИ 

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ              ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ                ЛИ – ЛИ – ЛИ

6. Проговорить слоги и слова по 2-3 раза:

ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИМОН                   ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИСТВА   

ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИСА                       ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИСТОПАД

ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИЦО                       ЛИ-ЛИ-ЛИ - ЛИМУЗИН

ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИПА                       ЛИ-ЛИ-ЛИ - ЛИЛИПУТ

ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИАНА                    ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИНЯТЬ

7. Игра «Запомни – повтори» по картинкам:

ЛИСА – ЛИМОН – ЛЕНТА

ЛЕВ– ЛЕБЕДЬ – ЛЕС

ЛИПА – ЛИСТ – ЛЕТО

В процессе игры меняем картинки местами.

8. Отработка умения образовывать множественное число имен существительных в игре «Один – много»:

ЛИПА – ЛИПЫ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ, ЛЕС – ЛЕСА, ЛЕБЕДЬ – ЛЕБЕДИ, ЛИЦО – ЛИЦА, ЛИМОН – ЛИМОНЫ, ЛИАНА – ЛИАНЫ, ЛЕНТА –ЛЕНТЫ, ЛИНИЯ  - ЛИНИИ, ЛИЛИПУТ – ЛИЛИПУТЫ.

 

 

 

 

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

 

«Лети, бабочка!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

 

«Ветерок»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

 

 

 

«Осенние листья или Ветерок-ветер»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние  листья, привязанные на ниточке.

Ход игры: Педагог предлагает детям взять листочки за ниточку.

- Представьте, что в лесу подул тихий, слабый ветерок. Но потом он стал сильнее.

Информация о работе Коррекция звукопроизношения у дошкольников