Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:17, аттестационная работа
Поступление ребенка в школу — важный и ответственный момент для всей семьи. Родители часто волнуются не меньше, чем будущий первоклассник, а то и гораздо сильнее. Между тем именно в руках пап и мам находятся широкие возможности для подготовки будущего ученика к новому этапу жизни — школьному.
Очень важно, чтобы будущий первоклассник обладал богатым словарным запасом, мог свободно высказывать свою точку зрения по разным вопросам, говорить на любую доступную возрасту тему, выражать с помощью речи свои мысли, чувства, желания. Ребенок на седьмом году жизни пользуется сложными предложениями, употребляет пословицы, поговорки, фразеологические обороты, метафоры, сравнения. Должны правильно употребляться предлоги, различные формы слов.
И теперь он делом занят: Ходят стрелочки по кругу
Громко-громко барабанит. И хотят догнать друг друга.
Смирнова Е.Б.
Примеры стихов для комплексов артикуляционной гимнастики.
Комплекс для звука [P]
- «Улыбка»:
Рано утром мы проснемся, Мы от радости немножко
Маме с папой улыбнемся. Поиграем на гармошке.
- «Заборчик»:
В окно выглянем во двор Встанем дружно на карниз,
И увидим там забор.
- «Маляр»:
Чтобы дома было чисто, Из кустов колючих вдруг
Потолок покрасим кистью. Выскочил болтун индюк.
- «Вкусное варение»:
А теперь мы отдохнем, Он рассказывает нам
Чай с варением попьём. Про свой новый барабан.
- «Лошадка»:
По дорожке узкой, гладкой Ну, мы тоже не скучаем,
Мы поскачем на лошадке. На балалаечке играем.
- «Грибок»:
У дорожки есть дубок
Под дубком растерт грибок.
Сказка о Веселом Язычке.
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой – снег, и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел.
Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой дом в порядок.
Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь – губы, вторая дверь – зубы. В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щеки.
А потолок был твердый и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка – нёба заканчивается маленькими бугорками. Это – альвеолы. Они расположены за верхними зубами. Сзади потолок переходил в занавеску с маленьким язычком-увуля.
Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное – не было сквозняков.
Сказочная история из жизни Язычка.
«Язычок и лошадка».
Как-то летом Язычок, выглянув в дверь (движение языка), увидел на лужайке маленькую симпатичную лошадку. Она пощипывала травку (губы в улыбке, зубы покусывают кончик языка) и весело помахивала хвостом (движения языка из стороны в сторону).
Язычок выбежал из дома и протянул лошадке кусок подсоленного хлебца.
Та осторожно взяла его мягкими губами (движение губами).
На спине у лошадки было широкое седло (упражнение «Чашечка»), и Язычок решил покататься верхом. Он ловко вскочил в седло, и лошадка поскакала! (Дети руками «держат поводья» и звонко цокают языком – упражнение «Лошадка».)
Время от времени Язычок натягивал поводья (дети имитируют движение) и останавливал лошадку: «Тпр-р-р…» (Подуть на губы, а затем на губы и язык – упражнение «Кучерское межзубное Р-Р-Р». Названные упражнения повторить несколько раз, чередуя.)
Пример конспекта подгруппового занятия в старшей логопедической группе по развитию навыков фонематического анализа и обучению грамоте.
Тема: Звук и буква О.
Цели: 1. Знакомство со звуком [O], его характерными особенностями, с гласной буквой «О».
2. Совершенствование умения выделять звук[O] на слух и в произношении из ряда других звуков, слогов, слов.
3. Формирование умения выполнять схему и анализ звуковых слияний, читать 2-3 буквенные сочетания из гласных букв.
4. Развитие зрительного внимания и памяти.
5. Воспитание культуры поведения на занятии.
Оборудование: зеркала, фриз с буквой «О», предметные картинки (окна, окунь, обувь, осень, овощи, ослик, облако, клен, банка, лев, учитель), наборы для звукового анализа слов, демонстрационная карточка буквы «О», раздаточные листы «Рабочего букваря» с буквой «О», цветные карандаши, карточки для чтения, конверт с письмом, презентация с заданиями, компьютер.
План занятия:
I. Организационный момент.
Логопед приветствует детей, предлагает им присесть за столы.
Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но это мы сделаем чуть позже. А сейчас, как всегда поставим зеркала и выполним гимнастику для язычка.
II. Артикуляционная гимнастика.
Логопед с помощью презентации проводит артикуляционную гимнастику:
- «Улыбка»:
Рано утром мы проснемся, А теперь мы отдохнем,
Маме с папой улыбнемся. Чай с варением попьём.
- «Заборчик»:
В окно выглянем во двор По дорожке узкой, гладкой
И увидим там забор.
- «Маляр»:
Чтобы дома было чисто, Встанем дружно на карниз,
Потолок покрасим кистью. С парашютом прыгнем вниз.
- «Индюк»:
Из кустов колючих вдруг
Выскочил болтун индюк.
III. Выделение звука [O] из начала слов, наблюдение за звучанием и артикуляцией, характеристика звука[O].
Логопед: Ребята, ко мне вчера пришло письмо от знакомой девочки Оли. Они с мамой отправились в отпуск на озеро. Озеро очень красивое, большое. А посередине – небольшой остров.
Когда я читала письмо, заметила, что в нем встречается много слов, начинающихся со звука, который мы с вами будем сегодня учить. Послушайте эти слова и скажите, какой звук у них первый: ОТПУСК, ОЗЕРО, ОСТРОВ, ОТДЫХ.
Дети слушают слова, выделяют первый звук. Затем логопед предлагает произнести его, глядя в зеркало. Совместными усилиями дается характеристика звука[O] – гласный, потому что он «поется» и во рту нет преград.
Логопед: Ребята, найдите и положите перед собой звук [O].
Дети достают красный квадрат, кладут перед собой на стол. Нажимают на него пальцем и произносят: «О-о-о».
IV. Выделение звука [O] на слух (хлопками):
А) из ряда гласных: О, А, У, О, О, И, А, О, У, О,И
Б) из ряда слогов: АХ, ОХ, УМ, ИТ, ОН, ОП, УФ
В) из ряда слов: ОСЕНЬ, УТКА, ОВОЩ, БАНТ, ТАПКИ, ОБУВЬ, ОЛЬГА, ВАТА, БИНТ, ОЗЕРО.
Дети внимательно слушают, а, услышав звук [O], хлопают в ладоши.
V. Звуковой анализ слияний гласных звуков.
Логопед: Молодцы. А сейчас послушайте и скажите, сколько звуков я назвала. ОИ (ОАУ). Давайте, вместе выполним схему этих слияний.
Дети вместе с логопедом анализируют звуковой состав слияний, рассказывают о количестве и характере звуков, называя звуки поочередно.
VI. Выделение звука [O] в произношении по картинкам (презентация):
Детям предлагается выбрать картинки со звуком [O], попутно объясняя свой выбор.
VII. Игра на внимание «Чего не стало?» ( на панно выставляются те же картинки, что и в презентации)
Логопед: А теперь с выбранными вами картинками мы поиграем в игру на внимание «Чего не стало?». Закройте глаза. Я спрячу одну из картинок. Вы откроете глаза и должны будете вспомнить, какой картинки не хватает.
VIII. Физминутка
«Ветер и деревцо»
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер – тише, тише, тише. Приседают, опускают руки
Деревцо – все выше, выше. Становятся на носочки, поднимают руки вверх.
IX. Знакомство с буквой «О»
Логопед: Гласный звук [O] обозначается на письме буквой «О»:
Погляди на букву «О»-
Ну совсем как колесо.
До того она кругла,
Укатиться бы смогла.
- Ребята, на что похожа буква «О»?
Дети отвечают: На колесо, на бублик…
X. Чтение слияний гласных букв по карточке:
Логопед: А теперь попробуем прочитать эти сочетания:
ОА, УО, ОИ, АОУ, ОУИ, УИО, ОУА.
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием!
XI. Работа на листочках «Рабочего букваря»
Логопед: Ребята, чтобы вы лучше запомнили букву «О», давайте её раскрасим. Каким цветом мы будем раскрашивать буквы? Почему?
XII. Итог занятия.
Логопед: Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Назовите слова с этим звуком.
Примерный конспект индивидуального занятия
по автоматизации звука [Л’].
1. Артикуляционная гимнастика (комплекс звуков [Л, Л’]):
УЛЫБКА– ЗАБОРЧИК – ЛОПАТКА - ЧАШЕЧКА – ВКУСНОЕ ВАРЕНИЕ – ИНДЮК – БАРАБАН – МЫШКА СЫР ГРЫЗЕТ.
2. Пальчиковая гимнастика:
«Кулак – ребро – ладошка» Ребенок поочередно кладет на стол руку: сжатую в кулак, на ребро, ладошкой вниз. Упражнение выполняется под руководством логопеда.
3. Упражнение на дыхание: «Ветерок – Ветер» ( с осенними листьями) Ребенок дует на листок, привязанный к нитке, с разной силой.
4. Отрывисто и многократно произнести звук [Л’] Выполняется с помощью иллюстрации «Маленький самолет летит по небу».
5. Произнести слоги с изменением ударения:
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ ЛИ – ЛИ - ЛИ
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ ЛИ – ЛИ - ЛИ
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ ЛИ – ЛИ – ЛИ
6. Проговорить слоги и слова по 2-3 раза:
ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИМОН ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИСТВА
ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИСА ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИСТОПАД
ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИЦО ЛИ-ЛИ-ЛИ - ЛИМУЗИН
ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИПА ЛИ-ЛИ-ЛИ - ЛИЛИПУТ
ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИАНА ЛИ-ЛИ-ЛИ – ЛИНЯТЬ
7. Игра «Запомни – повтори» по картинкам:
ЛИСА – ЛИМОН – ЛЕНТА
ЛЕВ– ЛЕБЕДЬ – ЛЕС
ЛИПА – ЛИСТ – ЛЕТО
В процессе игры меняем картинки местами.
8. Отработка умения образовывать множественное число имен существительных в игре «Один – много»:
ЛИПА – ЛИПЫ, ЛИСТ – ЛИСТЬЯ, ЛЕС – ЛЕСА, ЛЕБЕДЬ – ЛЕБЕДИ, ЛИЦО – ЛИЦА, ЛИМОН – ЛИМОНЫ, ЛИАНА – ЛИАНЫ, ЛЕНТА –ЛЕНТЫ, ЛИНИЯ - ЛИНИИ, ЛИЛИПУТ – ЛИЛИПУТЫ.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
«Осенние листья или Ветерок-ветер»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние листья, привязанные на ниточке.
Ход игры: Педагог предлагает детям взять листочки за ниточку.
- Представьте, что в лесу подул тихий, слабый ветерок. Но потом он стал сильнее.
Информация о работе Коррекция звукопроизношения у дошкольников