Возможности арт-терапевтических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 23:14, реферат

Краткое описание

Различные ученые по-разному понимают основные факторы лечебного воздействия в арттерапии и применяют несколько различные приемы работы. Тем не менее они, конечно же, разделяют общие принципы, лежащие в основе арт-терапевтической деятельности, что позволяет говорить об арт-терапии как самостоятельном методе и сфере профессиональной деятельности.

Оглавление

1. Арт-терапия: европейская модель развития 2
2. Арт-терапевтические исследования 7
2.1. Как люди рисуют 8
2.2. Что люди рисуют 12
3.3. Почему люди рисуют 13
3. Качественные исследования 15
4. Значимость терапевтических результатов 17
Литература 21

Файлы: 1 файл

Арт-терапия.doc

— 234.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

 

        1. Арт-терапия: европейская модель развития

       Различные ученые по-разному понимают основные факторы лечебного воздействия в арт-терапии и применяют несколько различные приемы работы. Тем не менее они, конечно же, разделяют общие принципы, лежащие в основе арт-терапевтической деятельности, что позволяет говорить об арт-терапии как самостоятельном методе и сфере профессиональной деятельности.

       Эти принципы заключаются в следующем:

  1. Арт-терапия связана с использованием клиентом разнообразных изобразительных материалов и средств визуальной. пластической экспрессии с целью выражения с их помощью содержаний своего внутреннего мира.
  2. Работа клиента с изобразительными материалами и различными средствами визуальной, пластической экспрессии протекает в определенных условиях (кабинете психотерапевта, художественной студии или ином предназначенном для этого помещении), помогающих создать у него ощущение безопасности и способствовать свободному выражению содержаний своего внутреннего мира.
  3. Работа клиента с изобразительными материалами и средствами визуальной пластической экспрессии протекает, в большинстве случаев, в присутствии специалиста, обладающего достаточным знанием природы художественного творчества и в то же время способного понимать психологическое содержание изобразительной продукции клиента и выступать в качестве посредника в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией.
  4. Арт-терапевтическая деятельность предполагает использование психотерапевтом определенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженные в его изобразительной продукции содержания своего внутреннего мира.

       При всем этом частные формы и техники арт-терапевтической работы могут существенно друг от друга отличаться. Так, они могут отличаться друг от друга способом вовлечения клиента в изобразительную деятельность, мерой структурированности и управления со стороны специалиста; метолом осуществления функции «посредника» в «диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией; использованием или отказом от вербальных интерпретаций и иных форм психотерапевтических интервенций; значением, придаваемым фигуративным материальным и эстетическим особенностям изображения и т. д.

       Все это определяется системой взглядов специалиста, характером психотерапевтического запроса клиента и условиями, в которых осуществляется арт-терапевтическая работа, в частности ее социально-экономическим, политическим, правовым. культурным контекстами.

       Это становится очевидно при знакомстве с разными национальными и региональными арт-терапевтическими школами. Являясь частью глобального и общеевропейского информационого, культурного и, в значительной мере, социально-экономического и политического «пространства», эти школы в то же время отражают своеобразие местных культур и укладов, а также разную степень «зрелости» самого метода в той или иной части мира. Не секрет, что между отдельными группами специалистов внутри профессионального сообшества арт-терапевтов могут порой существовать настолько глубокие различия. что они ставят под сомнение само существование этого сообщества и могут приводить к серьезным внутренним конфликтам.

       Анализируя разные точки зрения на арт-терапию и используя при этом социологические представления. Д. Уэллер предлагает использовать «процессуальную» модель профессии, в соответствии с которой эти точки зрения и конфликты внутри сообщества использующих арт-терапевтические приемы специалистов являются факторами осознания ими своей социальной миссии и того, что становление и развитие арт-терапии представляет собой сложный, эволюционный процесс.1

       Различные сегменты (профессионального сообшества арт-терапевтов) могут обладать разной идентичностью, разным пониманием своего прошлого и целей своей дальнейшей работы, включаясь в то же время в разные виды организованной совместной деятельности, помогающей им отстоять свои позиции и реализовать свою социальную миссию. Соревнование и конфликты между разными сегментами профессионального сообщества приводят к изменениям в профессиональных позициях. Благодаря использованию этой модели, можно было бы показать, как конфликты в арт-терапевтическом движении, часто воспринимаемые как потенциально разрушительные, в конце концов могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на новый уровень его развития»

       Более того, если говорить о развитии современной психотерапии, к которой, несомненно, относится и арт-терапия, то  существование множества ее форм и направлений с характерными для них и далеко не всегда согласующимися системами взглядов, является вполне естественным и отвечающим реалиям современного общества и плюралистическому контексту психотерапии на нынешнем этапе ее исторического развития, выступающему в качестве предпосылки профессионального диалога и синтеза разных систем взглядов, а также тем принципам, которые обозначены в Страсбургской декларации по психотерапии

       Таким образом, часто произносимый в последнее время лозунг «Единство в многообразии», отражающий активно протекающие интегративные процессы разного уровня, в полной мере соответствует современному этапу развития европейской арт-терапии, для которой характерно стремление специалистов разных стран сопоставить свои точки зрения и создать условия для наиболее продуктивной профессиональной коммуникации.

       Наличие разных точек зрения на арт-терапию в европейском контексте представляется тем более естественным, что она является относительно молодой специальностью, появившейся в результате объединения опыта передовых врачей-психиатров, художников и арт-педагогов. искусствоведов и психоаналитиков.

       Дальнейшее развитие европейской арт-терапии невозможно без создания перспективной и отвечающей реалиям XXI столетия организационной и методологической базы, что, в свою очередь, связано с решением трех основных задач.

  1. Эффективный обмен информацией между региональными и национальными арт-терапевтическими сообществами в том, что касается организационных, теоретических и практических вопросов арт-терапии, а также разных аспектов профессиональной политики в этой области (что связано с переводом и публикацией зарубежных арт-терапевтических изданий, подготовкой совместных книг, созданием транснациональных профессиональных периодических изданий, развитием электронных средств коммуникации).
  2. Развитие научных исследовании в области арт-терапии и формирование научнообоснованной системы представлении и приемов практической работы. Немаловажная роль в этом может принадлежать двусторонним и многосторонним исследовательским проектам арт-терапевтов разных стран, международным конференциям и другим мероприятиям.
  3. Создание международных, в частности общеевропейских образовательных стандартов в области арт-терапии, которые позволят готовить специалистов высокого уровня, способных оказывать профессиональные арт-терапевтические услуги в любом европейском государстве. В настоящее время существуют региональные и национальные образовательные стандарты, однако обшеевропейские стандарты еще не выработаны. Основным препятствием на пути решения этой задачи можно считать автономизацию национальных и региональных учебных программ и весьма значительные различия между местными законами, регулирующими деятельность в сфере профессионального арт-терапевтического и психотерапевтического образования и практики.

       Обсуждая вопросы формирования общеевропейских стандартов в области арт-терапевтического образования и практики, в качестве некоторых важнейших условий можно назвать:

  1. европейскую интерактивность, позволяющую арт-тера-певтам работать с представителями разных культурных сообществ, различающихся по признакам их расовой, этнической, классовой, религиозной и половой принадлежности;
  2. европейскую самокритичность, связанную со способностью специалистов критически оценивать свои взгляды и профессиональные позиции;
  3. европейскую мобильность и ориентированность специалистов в правовых, этических и административных вопросах арт-терапевтической деятельности в разных странах;
  4. европейский профессионализм — способность специалистов гибко взаимодействовать с членами арт-терапевтических и мультилисциплинарных бригад, состоящих из специалистов разных стран Европы;

       Современная европейская мультикультурная арт-терапия, по сути, является антидотом любым монистическим подходам. Конечно, европейская, в частности наша отечественная, история богата примерами построения различных теорий, неизменно выдаваемых за «панацею» в решении проблем того или иного рода. Все они достаточно убедительны на бумаге, но, увы, обнаруживают свою несостоятельность при соприкосновении с многомерной человеческой реальностью. Два наиболее характерных примера этого типа — марксизм и психоанализ. Обе эти доктрины имели определенное влияние и на европейскую арт-терапию. Обе они стремились объяснять феномены разного уровня путем использования жестких моделей детерминизма. Первая — принципом экономического, вторая — сексуального детерминизма. Обе эти системы оказались связаны с практикой  разделения людей.

       Интеграция отечественных специалистов в европейское арт-терапевтическое сообщество, потребует весьма болезненного пересмотра собственных установок и взглядов и развития способности к работе в условиях многомерной неопределенности.

       Арт-терапии, как молодой специальности, возникшей в результате синтеза разных подходов к изучению психических явлений и природы творческой деятельности, посчастливилось избежать явной редуктивности и сохранить то внутреннее богатство и противоречивость, которые столько ценны для любого развития.

       Притягательность и сила европейской арт-терапии как раз заключается в ее способности быть отражением того многоликого целого, которое именуется Большой Европой, и выступать в качестве инструмента творческой коммуникации — внутри-личностной, межличностной и межкультурной. Идея о том, что творческая деятельность обладает способностью исцелять людей и помогать им в решении различных вопросов своего бытия. тесно связана с европейской культурной традицией. В то же время, эта идея в настоящее время дополняется признанием того, что современные условия жизни, в частности механизация человеческой деятельности и отношений, негативно сказываются на состоянии людей, что требует более активного использования их креативного потенциала в целях гармонизации и исцеления. Однако использование этого потенциала, в частности на основе арт-терапевтического подхода, вряд ли может быть осуществлено в форме неких универсальных технологических приемов. Европейская арт-терапия отнюдь не стремится вырабатывать стандартные подходы и способы решения проблем. Она больше ориентирована на исследование разнообразных содержаний внутреннего мира людей и системы их отношений. Она вырастает из местных культур, без которых она являлась бы не более чем эрзацем исцеления либо очередной утопией. Использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей. их проблем и психического опыта отличает современную европейскую арт-терапию, развитие которой определяется историей и культурой народов Европы в их взаимодействии друг с другом и мировой цивилизацией.

       2. Арт-терапевтические исследования

       Среди ученых, занимающихся анализом арт-терапевтических исследованиий, существует мнение, что,  несмотря на многочисленные данные о достоинствах и недостатках диагностического использования художественного творчества пациентов, в этом вопросе все еще много неясностей. В своих публикациях они заявляют, что подобная ситуация напоминает мне средневековые дебаты, когда монахи спорили, сколько же зубов имеет лошадь, не пытаясь их просто пересчитать. В этом вопросе, руководствуясь прагматическими соображениями, можно поставить вопрос: «Какого рода исследования, связанные с изобразительным творчеством, вообще возможны?» При этом, нужно принимать во внимание, что подобные исследования должны проводиться на клинической основе. Помню о теории, нельзя упускать из вида ничего, что можно наблюдать в процессе практической работы. Никакая даже самая изощренная теория не сможет помочь нам, если она не может объяснить того, что создают пациенты, в условиях использования методов арт-терапии.

       Следует руководствоваться не взаимоисключающими формулировками, а такими, которые служат инструментом сопоставления. Любое дидактическое заключение следует рассматривать в определенном контексте. В арт-терапевтических исследованиях акцент на художественных образах следует делать далеко не всегда, так же как и, напротив, не следует во всех без исключения случаях делать акцент на вербальных отчетах пациентов о создаваемых ими образах. В действительности обе эти стороны дополняют и усиливают друг друга.

       Одной из наиболее актуальных проблем арт-терапии является то, насколько возможно исследование художественного творчества. Решив этот вопос, можно будет определить приоритеты и подобрать наилучшие методы. Эта проблема, связана с вопросами, как, что и почему люди рисуют, а также с получаемыми при этом терапевтическими  результатами.

       2.1. Как люди рисуют

       Существуют, по-видимому, тысячи исследований, стремящихся ответить на этот вопрос. Когда рисунок или скульптура созданы, они пребывают в своем законченном, неизменном виде, а потому их можно исследовать, не слишком углубляясь в проблему многозначности их символического содержания. Можно изучать определенный художественный материал с той или иной позиции, а пять лет спустя попытаться использовать иной подход. Это напоминает ситуации, с которыми сталкиваются культурные антропологи, исследуя, например. произведения постмодернистов, либо когда антропологи пытаются считать зубы у останков человека.

Информация о работе Возможности арт-терапевтических исследований