Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современного состояния правового регулирования обращения иностранной валюты в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках50.

Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых  на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает ЦБ РФ.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов, а также осуществлять переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов с территории РФ и получать на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов51.

Наряду с  особенностями, присущими исключительно  резидентам либо нерезидентам, существуют права и обязанности, которыми наделены либо, соответственно, обременены как резиденты, так и нерезиденты (ст. 24 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»)52.

Общими для  резидента и нерезидента являются обязанности:

- представление  органам и агентам валютного  контроля документов и информации, предусмотренных ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

- ведение в  установленном порядке учета  и составление отчетности по  проводимым валютным операциям,  обеспечение сохранности соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

- выполнение предписаний  органов валютного контроля об  устранении выявленных нарушений  актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного регулирования;

- выполнение иных обязанностей, предусмотренных валютным законодательством и нормативными правовыми актами органов валютного регулирования53.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» уравнял права резидентов и нерезидентов на перемещение иностранной валюты через таможенную границу РФ54.

Ввоз в Россию иностранной  валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

При единовременном ввозе  в РФ физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долл. США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Физические лица — резиденты  и физические лица — нерезиденты  имеют право вывозить из РФ иностранную валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в РФ55.

Физические лица — резиденты  и физические лица — нерезиденты  имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10000 долл. США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ была ранее ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, равной в эквиваленте 3000 долл. США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долл. США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ56.

Единовременный  вывоз из РФ физическими лицами — резидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долл. в США, не допускается, за исключением ранее ввезенной или переведенной в РФ.

2.3Валютный контроль, органы и агенты валютного контроля

 

Валютный контроль является формой государственного (административного) принуждения, применяемой в целях побуждения резидентов и нерезидентов к исполнению установленных правил совершения валютных операций, предупреждения, пресечения валютных правонарушений и наказания правонарушителей.

Основными направлениями  валютного контроля являются:

а) определение  соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству государства и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);

б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;

в) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями национального законодательства57.

Формами валютного  контроля с точки зрения способа  обеспечения исполнения установленного порядка и правовых последствий могут быть: предупредительные меры, меры пресечения, меры ответственности58.

Предупредительные меры носят профилактический, предупредительный характер, применяются ко всем хозяйствующим субъектам и не связаны с конкретными правонарушениями.

К предупредительным  мерам относятся: оформление резидентами паспорта сделки в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и валютного контроля; обязанность резидентов иметь подтверждающие документы по валютным операциям; обязанность хозяйствующих субъектов представлять подтверждающие документы в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ и ЦБ РФ; обязанность агентов валютного контроля осуществлять контроль за соблюдением валютного законодательства; предварительная регистрация счетов и сделок вывоза, пересылки валюты и ценных бумаг, предусматривающая обязанность хозяйствующего субъекта представить необходимые документы, а агента валютного контроля - проверить соответствие документов законодательству и принять решение по делу - выдать регистрационный документ или мотивированно отказать в выдаче; уведомление об открытии счетов резидентов в иностранных банках и представление отчетности о движении средств.

Пресекательные  меры направлены на принудительное прекращение  противоправных действий и создание условий для привлечения виновных к ответственности.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрены следующие пресекательные меры: выдача органами валютного контроля предписаний, обязывающих хозяйствующие субъекты устранить выявленные нарушения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 2 ст. 23); отказ уполномоченными банками своим клиентам в осуществлении валютных операций, а также в открытии счета в случае непредставления установленных документов или представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23)59.

Значительная  часть пресекательных мер реализуется  органами и агентами валютного контроля в процессе проверок соблюдения валютного законодательства. Часть пресекательных норм регулируется КоАП.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля, агентами валютного контроля.

В РФ органами валютного контроля являются: а) ЦБ РФ; б) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ.

Функции органов  валютного контроля в России осуществляют: Минфин России, Росфиннадзор, Росфинмониторинг60.

Агенты валютного  контроля — организации, которые  в соответствии с национальным законодательством  наделены определенными полномочиями в сфере валютного контроля.

В России агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы61.

В качестве органа валютного контроля от лица Правительства  РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, им уполномоченный. В настоящее время таким органом является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая осуществляет функции органа валютного контроля (п. 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (сокращенно - Росфиннадзор) находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Именно этот орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений62.

Кроме того, Росфиннадзор осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ. Представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Еще одним основным органом валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 и ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» является ЦБ РФ. Положение о том, что ЦБ РФ является органом валютного регулирования и валютного контроля, закреплено также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 54). Организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ валютного регулирования и валютного контроля п. 12 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлены в качестве одной из функций Банка России.

На нем лежит  контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, являются агентами валютного контроля. Банковская система является центральным звеном валютного контроля63.

Федеральная таможенная служба осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу валюты и ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств.

Федеральная налоговая  служба как агент валютного контроля ведет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Части 4 и 5 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» разграничивают компетенцию органов и агентов валютного контроля по контролю за осуществлением валютных операций в зависимости от вида лиц, осуществляющих эти операции:

- за осуществлением  валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами контроль осуществляет Центральный банк РФ. Данное положение распространяется и на осуществление валютных операций уполномоченными банками, несмотря на то что они являются агентами валютного контроля;

- за осуществлением  валютных операций иными резидентами  и нерезидентами контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля64. Следует отметить, что при этом сделана оговорка «в пределах своей компетенции». Положение ч. 5 не означает того, что если резидент или нерезидент, не являющийся кредитной организацией или валютной биржей, осуществляет валютную операцию, то контроль за ее осуществлением может осуществлять любой федеральный орган исполнительной власти, являющийся органом валютного контроля, или любой агент валютного контроля.

Полномочия  органов валютного контроля можно  разделить на 2 группы: полномочия, осуществляемые и органами, и агентами валютного контроля; исключительные полномочия органов валютного контроля65.

Часть 1 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет общие права органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц. Помимо проведения соответствующих проверок, они имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня получения запроса лицом, которому адресован запрос.

Информация о работе Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации