Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современного состояния правового регулирования обращения иностранной валюты в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

3) совершение отдельных категорий валютных операций и связанных с этим юридических действий (условия ввоза-вывоза валюты, упрощенный порядок таможенного оформления товаров и валюты и др.);

4) межгосударственные отношения с драгоценными камнями и драгоценными металлами (межгосударственные поставки камней и драгметаллов и др.);

5) сотрудничество в области валютного и экспортного контроля;

6) сотрудничество в борьбе с нарушениями валютно-финансового законодательства.

3.Региональный18.

Валютное регулирование  реализуется через механизм валютного  контроля (рассматривается в пункте 2.3).

Методы валютного регулирования: прямые (административные); экономические или косвенные19.

Прямые: 1) лицензирование деятельности коммерческих банков; 2) установление режима счетов: А) валютный счет: текущий; транзитный; клиринговый счет; ссудный счет); 3) установление валютного коридора по изменению курса ин валюты (волонтильность, изменение в рамках); 4) установление лимитов на открытую валютную позицию (ОВП).

Экономические или косвенные: метод валютной интервенции ЦБ РФ на ММВБ; учетные операции ЦБ (изменение ставки рефинансирование); операции ЦБ РФ на открытом рынке, ревальвация / девальвация.

Способы валютного  регулирования можно разделить  на два основных вида:

- принудительно-властные, или административные (императивные), направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от них;

- экономические (диспозитивные), при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия в сделке или операции.

Инструментами валютного регулирования и валютного контроля являются сами лицензии, импортные и экспортные пошлины, установление квот, штрафы, пени, неустойки.

Валютный контроль – ограничение обращения иностранной  валюты в целях устранения дефицита платежного баланса и предотвращения потоков «горячих денег», дестабилизирующих курс национальной валюты20.

В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

1) приоритет  экономических мер в реализации  государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение  неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней  и внутренней валютной политики РФ;

4) единство системы  валютного регулирования и валютного  контроля;

5) обеспечение  государством защиты прав и  экономических интересов резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций21.

К режимам валютного регулирования относятся: режим валютной монополии, режим валютных ограничений (именно в рамках данного режима осуществляет функционирование система валютного регулирования и контроля, действующая в настоящий момент в РФ), а также режим отсутствия валютных ограничений (свободной конвертируемости валюты)22.

1.2Понятие и содержание валютных ограничений

 

Целью государственного воздействия на валютные отношения  является защита национальной валюты от вытеснения ее из обращения валютами иностранных государств.

Следовательно, задачи, определенные законодательством  для достижения вышеуказанной цели, предусматривают государственное принуждение, на котором основан процессуально-правовой механизм.

Механизм процессуально-правового  принуждения в валютных отношениях наиболее ярко проявляется через валютные ограничения23.

Валютные ограничения  – устанавливаемая в законодательном  и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями (регулирование ввоза и вывоза, переводов валюты, запрещение свободной продажи, государственный контроль над валютными операциями, обязательная продажа части валютной выручки предприятий)24.

В России введение валютных ограничений обусловлено  необходимостью защиты экономической безопасности государства (Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)») (ст. 6).

Целями валютных ограничений  являются: выравнивание платежного баланса; поддержание валютного курса; концентрация валютных ценностей у государства.

Валютные ограничения  характеризует система признаков.

Во-первых, правовая природа валютных ограничений корреспондирует понятию «валютное регулирование».

Во-вторых, валютные ограничения устанавливаются в  качестве барьеров на пути осуществления валютных операций.

В-третьих, очевидна международно-правовая основа валютных ограничений.

В-четвертых, валютные ограничения являются составной частью, «фоном» иных публично-правовых режимов.

В-пятых, валютные ограничения  являются частью системы валютных барьеров, и могут быть: административными и экономическими, временными и постоянными, применяться к разным категориям субъектов.

В-шестых, соблюдение валютных ограничений обеспечивается мерами государственного принуждения: контрольного, пресекательного характера  и мерами юридической ответственности25.

Установленные российским законодательством валютные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Указание в  ст. 6 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» на недискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Россией принятых на себя обязательств, предусмотренных Статьями Соглашения Международного валютного фонда, в частности обязательства избегать дискриминационной валютной практики26.

В российском законодательстве валютные ограничения не имеют законченного перечня и по своей юридической природе являются административно-финансовыми запретами.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» выделяет четыре группы валютных операций, правовой режим которых включает различные типы сочетаний запретов, дозволений, позитивных обязываний27. Это валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

Мерами финансово-правового  регулирования, оказывающими прямое влияние  на валютные правоотношения, являются запреты.

Косвенными  мерами выступают лицензирование, введение института уполномоченных банков, лимитирование  ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и т. д.28

Среди валютных ограничений, предусмотренных ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», выделяются следующие основные меры: прямой запрет на осуществление валютных операций (ст. 9 и 14); проведение купли-продажи иностранной валюты и чеков только через уполномоченные банки (ст. 11); ограничения относительно открытия и ведения счетов резидентов в иностранных банках (ст. 12); ограничение для нерезидентов относительно открытия счетов в банках на территории РФ (ст. 13); требование о репатриации валютной выручки (ст. 19); количественные валютные ограничения (ст. 14 и 15); лицензирование валютных операций коммерческих банков; отдельные меры валютного контроля (ст. 23)29.

Следует различать формы валютных ограничений по сферам их применения.

1.Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса: блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей этими средствами; обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или уполномоченным банкам; ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля); ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты30.

2.Валютные ограничения по операциям, связанным с движением капитала, могут быть направлены как на стимулирование притока капитала, так и на его дестимулирование.

2.1.При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты: лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставление кредитов; контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом, привлечение иностранных кредитов при условии получения предварительного разрешения от органов валютного контроля с тем, чтобы они не оказывали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении; полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу31.

2.2.При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым операциям: депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков; запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам; обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке; запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте; введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте. В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или, что более вероятно, банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает государственному учреждению — центральному банку; ограничение ввоза валюты в страну; ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам; применение принудительных депозитов32.

Введение валютных ограничений  часто сопровождается установлением  множественности валютных курсов, то есть введением дифференцированных курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам и регионам.

Поскольку валютное регулирование осуществляется принудительно-властными  способами, то инструментами валютных ограничений выступает законодательное или административное запрещение или лимитирование объемов иностранной валюты в собственности у резидентов и использование собственности в любой форме для получения доходов за границей.

 

1.3Правовой  статус органов валютного регулирования

 

К числу органов валютного регулирования, которые имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования, как уже ранее отмечалось, относятся ЦБ РФ и Правительство РФ. Основным органом валютного регулирования в России является ЦБ РФ33.

Выступая в  качестве органов валютного регулирования, ЦБ РФ и Правительство РФ обладают, как уже отмечалось, нормотворческой функцией, т. е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию ЦБ РФ, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию ЦБ РФ и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на российской территории, в том числе специальных счетов, устанавливает ЦБ РФ (ч. 1,2 ст. 13 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Акты валютного  законодательства принимаются ЦБ РФ в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ — в форме постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений34.

ЦБ РФ вправе издавать нормативные акты, устанавливающие: порядок и условия биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»); единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (ч. 4 ст. 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»); порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»); порядок осуществления нерезидентами между собой валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории РФ (ч. 2 ст. 10 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»); требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (ч. 2 ст. 11 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»); порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов и вкладов нерезидентов (ч. 2 ст. 13 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»); порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом - резидентом валютных средств из РФ и в РФ без открытия банковского счета (ч. 2, 3, ст. 14 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»); порядок открытия и ведения специальных брокерских счетов для нерезидентов (ч. 8 ст. 14 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»); единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (ч. 1 ст. 20 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»)35.

Информация о работе Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации