Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современного состояния правового регулирования обращения иностранной валюты в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Часть 4 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые (копии которых) имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля, а ч. 5 статьи устанавливает требования к представлению документов агентам валютного контроля. Перечень таких документов ограничен их относимостью непосредственно к проводимой валютной операции. Копии представляемых документов должны быть удостоверены нотариально либо самим агентом валютного контроля после ознакомления с их подлинниками. Все документы должны быть действительными на день их представления, надлежащим образом заверены переводы на русский язык, а документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы66.

Согласно ч. 5 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в случае непредставления резидентом или нерезидентом требуемых документов либо представления им недостоверных документов уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции.

Главной обязанностью органов и агентов валютного  контроля является сохранение коммерческой, банковской и служебной тайны, ставшей  им известной при осуществлении их полномочий (ч. 8 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»)67.

Режим банковской тайны законодательно установлен ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а налоговая тайна охраняется п. 1 ст. 102 НК РФ.

Наряду с  установлением обязанностей органов  валютного контроля ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет и меры ответственности за их нарушение, а именно: за неисполнение функций, установленных ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов68.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение своих  функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по валютному контролю, а также за совершение противоправных действий (бездействия) должностные лица органов и агентов валютного контроля могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

2.4Ответственность  за нарушение валютного законодательства

 

В соответствии со ст. 25 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность резидентов и нерезидентов основывается на общих правилах недействительности сделки согласно кодексу РФ (далее - ГК РФ) и заключается в недействительности сделок, совершенных с нарушением положений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст. 168 ГК РФ), и применении последствий недействительности таких сделок69.

Административная  ответственность за нарушение валютного  законодательства предусмотрена ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» и ст.16.4 «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ» Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)70. Так, осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в  банках, расположенных за пределами территории РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1500 руб.; на должностных лиц - от 5 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ).

Невыполнение  обязанности по обязательной продаже  части валютной выручки, а равно  нарушение установленного порядка  обязательной продажи части валютной выручки, влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц и юридических  лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке (ч. 3 ст. 15.25 КоАП РФ)71.

Невыполнение  резидентом в установленный срок (предусмотренный внешнеторговым договором) обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ)72.

Невыполнение  резидентом в установленный срок (предусмотренный внешнеторговым договором) обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданную информацию, или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

Несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ)73.

Порядок, сроки  формы учета установлены Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И (ред. от 12.08.2008 г.)74.

Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки  в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг  в документарной форме, за исключением  случаев, предусмотренных  ст. 16.3 и ст.16.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб.; на должностных лиц - от 1 до 2 тыс. руб.; на юридических лиц - от 5 до 10 тыс. руб.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, рассматривают органы валютного контроля; от их имени указанные дела в соответствии с ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ вправе рассматривать: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители; 2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители; 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители75.

Меры административной ответственности за нарушения валютного  регулирования применяются по результатам проведенных проверок в порядке, установленном КоАП РФ. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ, должностные лица органов и агентов валютного контроля вправе в соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Дела об указанных административных правонарушениях согласно положениям ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают: судьи районных судов - в случае, если производство по делам осуществляется в форме административного расследования; мировые судьи - в остальных случаях. Если лицо, привлеченное к ответственности, в течение тридцати дней не уплатило штраф, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. При этом постановление по делу об административном правонарушении валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ)76.

За нарушение валютного законодательства и совершение незаконных действий с валютными ценностями предусмотрена уголовная ответственность. Статьей 188 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду, то есть перемещение в крупном размере (более 250 тысяч рублей - часть 2 ст. 169 УК РФ) через таможенную границу РФ товаров или иных предметов (в том числе валюты и ценных бумаг), совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием77. Частью первой статьи 188 УК РФ за контрабанду предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере иного дохода осужденного от 1 до 2-х лет либо в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Если контрабанда совершена организованной группой лиц, они привлекаются к ответственности в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом (или без) в размере до 1 миллиона рублей или в размере иного дохода осужденного за период до 5 лет.

Следует отметить, что 27 мая 2008 года Конституционный суд  РФ (далее - КС РФ) огласил Постановление № 8-П по делу о проверке конституционности положений части 1 ст. 188 УК РФ. Суд признал оспоренную норму не соответствующей Конституции РФ и указал на то, что федеральный законодатель должен сформулировать норму таким образом, чтобы при признании размера недекларированной или недостоверно декларированной валюты как крупного из всей суммы ввозимой валюты подлежала исключению та ее часть, которая законом разрешена к ввозу без декларирования (10000 долл. США.). До этого момента размер недекларированной (недостоверно декларированной) валюты признавался крупным, исходя из всей перемещаемой суммы. После оглашения Постановления КС РФ, нормативное положение части 1 ст. 188 УК РФ утратило силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежали пересмотру78.

Статьей 193 УК РФ предусматривается ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ - лишение свободы на срок до трех лет. Деяние, предусмотренное данной статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает тридцать миллионов рублей.

Заключение

 

Анализ действующего законодательства показывает, что оно не дает определения валютного регулирования.

Единой чертой всех существующих определений валютного регулирования (относительно его содержания) следует считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из направлений государственного регулирования.

Объектом валютного регулирования выступают порядок и условия проведения операций в валютах, операций и сделок с другими платежными средствами, которые выражены в валютах, валютными ценностями.

Субъекты валютного  регулирования - резиденты (юридические  и (или) физические лица); нерезиденты (юридические и (или) физические лица); эмиссионные (центральные) банки; исполнительные органы, регулирующие объемы внутренних и внешних заимствований; девизные (уполномоченные) банки; экспортеры и импортеры; инвесторы (резиденты и (или) нерезиденты).

Валютное регулирование  осуществляется путем издания нормативных  актов. Уровни валютно - правового регулирования: национальный; межгосударственный; региональный.

Валютное регулирование  реализуется через механизм валютного  контроля.

Методы валютного регулирования: прямые (административные), экономические или косвенные.

Способы валютного  регулирования можно разделить  на два основных вида: принудительно-властные, или административные (императивные); экономические (диспозитивные).

В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определение валютного контроля отсутствует, но в статье 3 прописаны его принципы.

Валютные ограничения  – устанавливаемая в законодательном  и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями (регулирование ввоза и вывоза, переводов валюты, запрещение свободной продажи, государственный контроль над валютными операциями, обязательная продажа части валютной выручки предприятий).

Целями валютных ограничений  являются: выравнивание платежного баланса; поддержание валютного курса; концентрация валютных ценностей у государства.

К числу органов валютного регулирования, которые имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования относятся ЦБ РФ и Правительство РФ.

Валютные операции — это установленная валютным законодательством совокупность действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой или валютными ценностями, как правило, в форме сделок, характерным признаком которых выступает движение валюты и валютных ценностей в виде перехода права собственности на них и (или) их физического перемещения. Объектами валютных операций выступают валюта РФ, внутренние ценные бумаги и валютные ценности.

Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода операций с иностранной валютой. Однако, несмотря на большое количество общих положений у резидентов и нерезидентов по осуществлению валютных операций, у каждой из этих категорий есть и свои отличительные особенности.

Информация о работе Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации