Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современного состояния правового регулирования обращения иностранной валюты в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Введение

 

В условиях повсеместной интернационализации хозяйственной жизни в современном мире, валютное регулирование традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших инструментов регулирующего воздействия на экономические отношения, что объясняется взаимной обусловленностью процессов проистекающих в валютно - финансовой сфере и экономики в целом.

Государственное регулирование валютных отношений  представляет собой комплекс мер  направленных на предотвращение масштабных колебаний валютного рынка, ограничение оттока значительных валютных ресурсов из национальной экономики и способствующих их концентрации в руках государства в целях финансирования приоритетных отраслей национального хозяйства. Выбор форм и методов валютного регулирования зависят от целого ряда факторов и в первую очередь от условий экономического положения страны, а также состояния мировой и региональной валютных систем.

Зарубежный  опыт свидетельствует о том, что  развитие валютных отношений, внутреннего валютного рынка происходит при активном регулирующем участии государства и эффективном контроле за валютными операциями со стороны уполномоченных органов. Более того, в условиях экономического кризиса, затронувшего и Россию, контроль за осуществлением валютных операций приобретает чрезвычайную актуальность. Результативность системы валютного регулирования и валютного контроля является важнейшим фактором обеспечения устойчивости национальной валюты, стабильности финансово-кредитной системы и финансового рынка, формирования инвестиционного климата в стране, развития международной экономической интеграции.

В этой ситуации актуальность исследования, посвященного правовому регулированию обращения иностранной валюты в Российской Федерации, существенно возрастает.

Целью курсовой работы является исследование современного состояния правового регулирования обращения иностранной валюты в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать понятие, цели, формы осуществления, принципы, методы, способы валютного регулирования;

- рассмотреть понятие и содержание валютных ограничений;

- раскрыть правовой статус органов валютного регулирования

- исследовать понятие и виды валютных операций, правовое регулирование операций с иностранной валютой, совершаемых резидентами и нерезидентами;

- проанализировать понятие, направления, формы, меры валютного контроля; структуру, основные задачи и функции, компетенцию, полномочия органы и агенты валютного контроля;

- проанализировать понятие, виды, меры ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации.

Объект исследования – валютное регулирование и контроль.

Предмет исследования – правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации.

При написании курсовой работы использовались труды российских ученых юристов, нормативные правовые акты, а также материалы периодической печати по теме исследования за период 2008 – 2011 годов.

В процессе исследования использованы общенаучные и специальные методы научного познания и изложения полученных выводов. К их числу относятся системный, структурный, функциональный, формально-логический метод. Применены специальные методы юриспруденции - толкование норм права, сравнительно-правовой метод.

Научная новизна исследования заключается в том, что в курсовой работе комплексно исследуется институт валютного регулирования и валютного контроля в рамках финансового права.

Глава 1.Правовые основы валютного регулирования

в Российской Федерации

 

1.1Валютное регулирование: понятие, цели, формы осуществления, принципы

 

В Российской Федерации (далее - РФ) нормы права, регулирующие валютно-финансовые отношения, содержатся в двух группах актов. В их числе:

а) акты валютного  законодательства РФ. Оно состоит  из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 18.07.2011 г.) от 10.12.2003 № 173-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011 г.) (далее - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») и принятых в соответствии с ним федеральных законов;

б) акты органов  валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Органы валютного регулирования: Центральный Банк РФ (далее - ЦБ РФ) и Правительство РФ издают нормативные акты только в случаях, предусмотренных данным Законом1.

Акты валютного  законодательства и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства и акты органов валютного регулирования не применяются. Однако это правило не распространяется на документы, содержащие сведения, которые составляют государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 18.07.2011) «О государственной тайне»2.

Анализ действующего законодательства показывает, что оно не дает определения валютного регулирования. Несмотря на использование термина «валютное регулирование» в наименовании и тексте ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В научной литературе по валютному праву можно встретить различные определения валютного регулирования. Так, авторы учебника «Валютное право» указывают, что валютное регулирование – это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершение валютных операций3.

Авторы «Современного  экономического словаря», рассматривают валютное регулирование как деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воз-действию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты4.

Говоря о  валютном регулировании в непосредственном, узком смысле слова, Тосунян Г.А., Емелин А.В. определяют его как правовой режим, при котором участники валютных отношений вправе совершать валютные операции с соблюдением валютных ограничений и под контролем государства5.

Важно отметить, что единой чертой всех существующих определений валютного регулирования (относительно его содержания) следует считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из направлений государственного регулирования. Регулирование валютных отношений осуществляется с учетом экономических задач государства.

Основные цели валютного регулирования и валютного  контроля на современном этапе реформирования экономики РФ заключаются в следующих положениях:

- поэтапное обеспечение  конвертируемости валюты по текущим  операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия, к числу которых относятся: эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены;

- создание необходимых  условий для привлечения иностранных  инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны, с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала;

- предотвращение необоснованного  оттока капитала из страны  и ограничение возможностей для бегства капитала, включая возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;

- противодействие легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей6.

Объектом валютного регулирования  выступают порядок и условия  проведения операций в валютах, операций и сделок с другими платежными средствами, которые выражены в валютах, валютными ценностями.

Предметом валютного регулирования  могут быть купля-продажа иностранных валют на внутреннем рынке страны; расчеты между резидентами и нерезидентами в национальной и иностранной валюте; трансфертные перемещения реальных или финансовых ресурсов; сроки расчетов по текущим валютным операциям; обязанность и размеры продажи экспортной выручки в иностранной валюте на внутреннем рынке или Центральному банку; количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических лиц-резидентов; размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют. Сюда же относятся и количество и виды перемещаемых через границу товаров; размер импортных и (или) экспортных пошлин; размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных государствах резидентами, а на экономической территории страны - нерезидентами; размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного резервирования, займы и кредиты, процентные ставки Центрального банка)7.

Субъекты валютного  регулирования - резиденты (юридические  и (или) физические лица); нерезиденты (юридические  и (или) физические лица); эмиссионные (центральные) банки; исполнительные органы, регулирующие объемы внутренних и внешних заимствований; девизные (уполномоченные) банки; экспортеры и импортеры; инвесторы (резиденты и (или) нерезиденты)8. Закрытый перечень субъектов-резидентов для целей валютного регулирования и валютного контроля приводится в статье (далее - ст.) 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Перечень субъектов, выступающих  в валютных правоотношениях в  статусе нерезидента, является открытым; статусом нерезидента обладают все лица, не являющиеся резидентами.

Именуя тех  или иных лиц «резидентами» или  «нерезидентами», Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не раскрывает определение понятий и характеристик входящих в такие понятия элементов. Данный подход законодателя, даже в отсутствие соответствующей отсылочной нормы, по мнению Куликова А.С., толковать как необходимость обращения к наличествующим определениям соответствующих понятий в позитивном праве9. Например, резидентом - физическим лицом, являющимся гражданином РФ, может являться лишь физическое лицо, имеющее статус гражданина РФ, критерии определения которого установлены в ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве РФ»10; резидентами будут являться также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, выдаваемого в соответствии с нормами, установленными в ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.) «О правовом положении иностранных граждан в РФ»11.

Валютное регулирование  осуществляется путем издания нормативных  актов12.

Различают три  уровня валютно - правового регулирования:

1.Национальный. Внутри каждого государства валютное регулирование включает следующие основные направления: создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного регулирования и валютного контроля; установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке; установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций; обеспечение и защита имущественных прав на валютные ценности; регламентация международных расчетов; поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса; определение характера ответственности за нарушение валютного законодательства.

2.Межгосударственный. Межгосударственное валютное регулирование  осуществляется в целях создания механизма, который способствует обмену товарами и услугами и движению капиталов между странами и обеспечивает устойчивый экономический рост путем: координации валютной политики отдельных стран; принятия совместных мер по преодолению кризисных ситуаций; согласования валютной политики стран - участниц соглашений в отношении других стран (См.: Устав МВФ. Разд. 1 ст. VI.)13.

Наглядным примером могут служить ставшие с 1976 г. регулярными встречи представителей стран большой семерки, в состав которой входят: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. С 1993 г. в заседаниях участвует представитель России14.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора15.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» (ред. от 01.12.2007 г.) положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно16. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

Согласно ст. 4 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» международные договоры РФ применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», применяются правила указанного международного договора.

Нормы международного права регламентируют широкий круг валютно-финансовых правоотношений. В их числе:

1) функционирование международных валютных организаций (Международного валютного фонда; Международного банка реконструкции и развития; Европейского банка реконструкции и развития и др.), в которых участвует РФ17;

2) межгосударственные денежно-кредитные отношения (правовой режим межгосударственных неторговых платежей; межгосударственные займы; урегулирование взаимных межгосударственных требований; международно-правовое регулирование банковских отношений);

Информация о работе Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации