Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современного состояния правового регулирования обращения иностранной валюты в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Правительство РФ издает нормативные акты, устанавливающие: порядок представления юридическими лицами - резидентами налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»); порядок ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме (ч. 5 ст. 15 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

В качестве органа валютного регулирования ЦБ РФ реализует не только нормотворческие, но и контрольные функции. В частности, на него возложена обязанность по установлению единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и сроков их представления. В целях реализации этой обязанности ЦБ РФ принял указание от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в ЦБ РФ». ЦБ РФ также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Особенностью  правового статуса органов валютного регулирования является право осуществлять все виды валютных операций без ограничений. Однако в настоящее время такое право предоставлено не только органам валютного регулирования, но и специально уполномоченным на то Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти. Например, на основании постановления Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. № 813 «О проведении валютных операций Службой внешней разведки (СВР) РФ» такое право предоставлено СВР России36.

В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. ЦБ РФ запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории РФ могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой37.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты.

Для повышения курса национальной валюты ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

В некотором  занижении курса рубля заинтересованы предприятия сырьевого комплекса, они обеспечивают основную часть  валютной выручки России. В некотором  завышении курса рубля заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, пока производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией38.

Наряду с  валютной интервенцией ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих адекватно осуществлять валютное регулирование.

К таким мерам, в частности, относятся:

- правовые основы валютного регулирования и контроля лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая позиция». Она определяется для банка как разница между суммой иностранной валюты, купленной за свой счет с 1 января отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;

- разработка совместно с Федеральной таможенной службой системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках.

Большое внимание ЦБ РФ уделяет регулированию обращения наличной иностранной валюты, поскольку этот вопрос имеет для России актуальное значение. Обращение иностранной валюты — как наличной, так и безналичной — регулируется валютным законодательством. В качестве платежного средства иностранная валюта может выступать по разрешению ЦБ РФ.

Внутренний  валютный рынок - это валютный рынок, функционирующий внутри одного государства. Законодательством РФ определены следующие правовые основы функционирования внутреннего валютного рынка:

а) купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в России производится только через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ;

б) ЦБ РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка РФ предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты;

в) при осуществлении  внешнеторговой деятельности резиденты  обязаны полученную иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках и затем репатриировать (возвращать) ее на территорию РФ39.

Глава 2.Правовое регулирование и контроль операций с

иностранной валютой. Ответственность за нарушения  валютного законодательства Российской Федерации

 

2.1Понятие и виды валютных операций

 

Валютные операции — это установленная валютным законодательством совокупность действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой или валютными ценностями, как правило, в форме сделок, характерным признаком которых выступает движение валюты и валютных ценностей в виде перехода права собственности на них и (или) их физического перемещения.

Объектами валютных операций выступают валюта РФ, внутренние ценные бумаги и валютные ценности40.

Валютные ценности — ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны.

Федеральным законом  «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены:

а) иностранная  валюта;

б) внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том  числе в бездокументарной форме.

К иностранной валюте отнесены:

а) денежные знаки  в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах41.

В соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к операциям с иностранной валютой относятся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной  валюты, валюты РФ, внутренних и внешних  ценных бумаг со счета, открытого  за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ42.

Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций43. Однако, несмотря на большое количество общих положений у резидентов и нерезидентов по осуществлению валютных операций, у каждой из этих категорий есть и свои отличительные особенности.

2.2Правовое  регулирование операций с иностранной валютой,

совершаемых резидентами и нерезидентами

 

Резиденты вправе без ограничений открывать в  уполномоченных  банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте.

Расчеты при  осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ, а также переводами электронных денежных средств.

Расчеты при  осуществлении валютных операций могут  производиться физическими лицами — резидентами, а также юридическими лицами — резидентами через счета, открытые в банках за пределами территории РФ, за счет средств, зачисленных на эти счета44.

Расчеты при  осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ, за исключением ряда валютных операций, перечисленных в части 3 ст. 14 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Операции с иностранной валютой между резидентами запрещены, за исключением закрытого перечня предусмотренного ст. 9 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»45.

Без ограничений  осуществляются операции с иностранной валютой между резидентами и уполномоченными банками, связанные с:

1)куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

2)уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

3)иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ.

Резиденты открывают  без ограничений счета (вклады) в  иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)46.

Резиденты обязаны  уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории РФ.

Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории РФ.

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений  осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами.

Физические  лица — резиденты вправе без ограничений  осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ47.

Резиденты, за исключением  физических лиц — резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Физические лица — резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории РФ по состоянию на начало каждого календарного года48.

При осуществлении  внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию, перечень которой находится в части 1.1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в настоящей части, для последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается ЦБ РФ49.

Операции c иностранной валютой по сделкам между уполномоченными банками-резидентами, совершаемые ими от своего имени и за свой счет: операции, отнесенные к банковским операциям; операции, связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнением регрессных требований поручителей; операции, связанные с приобретением у третьих лиц — уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам — уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме; операции, связанные с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (договорам лизинга); операции, связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними и внешними ценными бумагами; операции, связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов; операции, связанные с доверительным управлением денежными средствами; операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по вышеуказанным операциям.

Информация о работе Правовое регулирование обращения иностранной валюты в Российской Федерации