Правовое регулирование иностранных инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование правового регулирования иностранных инвестиций в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить правовые основы иностранных инвестиций в РФ;
изучить правовой статус иностранного инвестора;
изучить гарантии иностранным инвесторам и организациям с участием иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

Чистовик Тема 16 Правовое регулирование иностранных инвестиций.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение

      Понятие "инвестиции" является ключевым в  инвестиционном законодательстве, для определения наличия или отсутствия инвестиционных правоотношений и инвестиционных споров, правильного их разрешения. Содержание легального определения "инвестиции" оказывает непосредственное влияние на развитие экономики любого государства, отражает ее тенденции. Каждое государство в зависимости от своих целей и приоритетов по-своему определяет инвестиции в законодательстве и устанавливает соответствующее правовое регулирование. В связи с чем, на сегодняшний день не выработано единого, общепринятого, в юридическом смысле, понятия "инвестиции" ни в литературе, ни в законодательстве различных государств.

      В процессе привлечения инвестиций, их вложения и функционирования, инвестиционное законодательство, наряду с иными  отраслями, имеет важное значение. Именно оно должно создавать условия для эффективного использования инвестиций субъектами инвестиционной деятельности, государством-реципиентом, предусматривать стабильный правовой режим, необходимые льготы и гарантии.

      Целью данной работы является исследование правового регулирования иностранных инвестиций в России.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить правовые основы иностранных инвестиций в РФ;
    • изучить правовой статус иностранного инвестора;
    • изучить гарантии иностранным инвесторам и организациям с участием иностранных инвестиций.

1. Правовые основы иностранных инвестиций в РФ

 

      Иностранным инвестициям посвящен специальный Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"1 (далее - Закон об иностранных инвестициях). Соответственно Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" утратил силу.

      В преамбуле Закона об иностранных инвестициях подчеркивается, что данный Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике международного сотрудничества.

      Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

      Отметим, что не все цели, о которых говорится в преамбуле Закона, в нем отражены.

      В отличие от Закона об иностранных  инвестициях 1991 г., в котором была специальная глава "Виды и условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями", посвященная предпринимательской деятельности как продолжению инвестиционной, новый Закон об иностранных инвестициях, как следует из ст. 1, регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории РФ.

      Закон об иностранных инвестициях 1999 г. исключает из сферы своего действия отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством о банках и банковской деятельности и законодательством о страховании. Это объясняется спецификой банковской и страховой деятельности. Однако в литературе по этому поводу обоснованно критикуется изъятие из сферы действия рассматриваемого Закона инвестиций в страховой и банковский бизнес: общие гарантии прав инвесторов должны распространяться и на инвесторов, размещающих свои капиталы в кредитные и страховые организации. Речь идет именно о гарантиях, а не о специфике банковских и страховых отношений2.

      Субъекты  РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ч. 2 ст. 3 Закона об иностранных инвестициях). По предметам совместного ведения законодательство субъектов РФ не должно противоречить федеральным законам.

      Например, в конкурсах и аукционах на право инвестировать в строительный комплекс Москвы, а также выступать  в качестве подрядчиков в соответствии с московским законодательством  участвуют как российские, так  и иностранные лица.

      Важное  значение в правовом регулировании  инвестиционной и предпринимательской  деятельности иностранных лиц в  России имеют международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией.

      Среди международных договоров весьма распространены двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций и соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения существуют у Российской Федерации как у правопреемника СССР, так и в результате их заключения РФ в качестве субъекта международного права.

      Соглашения  о поощрении и взаимной защите инвестиций предусматривают обязательства  принимающего на своей территории иностранные  инвестиции государства:

      - создавать благоприятные условия  для инвестиций и связанной  с ними деятельности;

      - осуществлять надлежащую защиту иностранной собственности;

      - обеспечивать перевод доходов  в свободно конвертируемую валюту;

      - гарантии рассмотрения споров  в международном арбитраже;

      - гарантии компенсаций в случае  национализации и др.

      В соглашениях может предусматриваться право иностранного инвестора предъявлять иски к РФ в иностранных судах и в арбитраже по инвестиционным спорам.

      Например, в ст. 9 Соглашения РФ с правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капитальных вложений от 9 апреля 1996 г. говорится: если спор между Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны не будет разрешен мирным путем в течение шести месяцев с даты письменного обращения об урегулировании спора, он может быть передан по выбору инвестора на рассмотрение:

      а) в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено;

      б) арбитраж, создаваемый в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

      в) любой иной арбитраж, о котором  договорятся стороны в споре.

      Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений" одобрено Типовое соглашение между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений.

      Из  многосторонних международных конвенций  наибольшую значимость имеет Сеульская (Сеул, 1985 г.) конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, которая ратифицирована постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г.

      Основная  идея Конвенции - стимулирование инвестиций в производительных целях между странами - членами Многостороннего Агентства и особенно в развивающиеся страны путем предоставления Агентством гарантии инвесторам компенсировать их убытки от рисков некоммерческого характера. Агентство - международная организация, являющаяся юридическим лицом. Предоставляемые ею гарантии членам этой организации - страхование инвестиций от некоммерческих рисков, которые могут произойти в принимающей инвестиции стране.

      Указанные гарантии распространяются:

      - на риск, связанный с переводом  валюты;

      - риск экспроприации или аналогичных  мер;

      - риск нарушения договора с инвестором правительством принявшей инвестиции страны при условиях, указанных в Конвенции, в частности в случае, когда судебный или арбитражный орган не принимает в разумные сроки решения по иску инвестора к правительству об отказе от договора или его нарушении;

      - риск войны и гражданских беспорядков.

      Агентство (страховщик) и инвестор (страхователь) заключают договор страхования, который по терминологии Конвенции именуется договором о гарантии.

      До  заключения договора члены Агентства  подают ему заявление на получение  гарантии, которое регистрируется Агентством.

      Агентство, прежде чем будет принято решение  о предоставлении гарантии, удостоверяется:

      - в экономической обоснованности капиталовложения и его вкладе в развитие принимающей страны;

      - соответствии капиталовложения  законодательству принимающей инвестиции  страны;

      - существовании условий для инвестирования  в принимающей стране, включая  наличие справедливого и равного подхода к инвестированию и правовой защиты инвестиций.

      После выплаты или согласия на выплату  компенсации инвестору - стороне  договора о гарантии инвестиций с  Агентством Агентству уступаются права  требования, связанные с гарантированными капиталовложениями в отношении принявшей инвестиции страны или других должников. Таким образом, применяется цессия, весьма распространенная в страховом праве. В результате цессии Агентство в качестве цессионария приобретает такие же права, какие имел инвестор.

2. Правовой статус иностранного инвестора

 

      К числу иностранных инвесторов относятся:

      1. Иностранное юридическое лицо, гражданская  правоспособность которого определяется  в соответствии с законодательством  государства, где оно учреждено  (зарегистрировано в торговом  реестре), и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ.

      2. Иностранная организация, не являющаяся  юридическим лицом, гражданская  правоспособность которой определяется  в соответствии с законодательством государства, где она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции в РФ.

      3. Иностранный гражданин, гражданская  правоспособность и дееспособность  которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять иностранные инвестиции на территории РФ. По Закону об иностранных инвестициях иностранными инвесторами могли быть и советские граждане, постоянно проживающие за границей. Решающее значение для отнесения вложений к иностранным инвестициям по этому Закону имело происхождение капитала, а не гражданство лица, ввозящего капитал. Сейчас при вывозе российскими гражданами капитала за границу этот капитал может быть иностранной инвестицией при изменении ими гражданства. Если же российский гражданин постоянно проживает за границей и приобрел там капитал, он не может выступать в качестве иностранного инвестора.

      4. Лицо без гражданства, которое  постоянно проживает за пределами  РФ, гражданская правоспособность  и дееспособность которого определяются  в соответствии с законодательством  государства его постоянного  места жительства. Обратим внимание, что по Закону об иностранных инвестициях 1991 г. граждане и лица без гражданства признавались иностранными инвесторами лишь при условии, если они были зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. Сейчас такая регистрация не требуется. Однако при создании на территории РФ товарищества (полного или коммандитного) физические лица должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, поскольку учредителями товарищества могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций