Автор: Анна Д, 18 Октября 2010 в 08:38, доклад
Регулирование зарубежных инвестиций, как и в других странах мира, представлено в странах СНГ двумя уровнями: международным и национальным. Источники каждого из них разнообразны. Все они отличаются друг от друга по предмету и сфере действия, по юридической силе для участников инвестиционных отношений и т. д.
нет
Правовое регулирование иностранных инвестиций
в
странах СНГ
Регулирование зарубежных инвестиций, как и в других странах мира, представлено в странах СНГ двумя уровнями: международным и национальным. Источники каждого из них разнообразны. Все они отличаются друг от друга по предмету и сфере действия, по юридической силе для участников инвестиционных отношений и т. д.
Многостороннее
международное экономическое
-
свободное перемещение товаров,
-
согласованную денежно-
-
гармонизированное
- наличие общей статистической базы.
Экономический союз образуется в результате поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ путем создания:
- межгосударственной (многосторонней) ассоциации свободной торговли;
- таможенного союза;
- общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- валютного (денежного) союза.
Для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями.
26
февраля 1999г. четыре страны, входящие
в СНГ: Белоруссия, Казахстан,
Таджикистан и Российская
1. эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг капитала и труда;
2.
создание условий стабильного
развития структурной
3.
проведение согласованной
4. развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
5.
создание общей системы мер
государственной поддержки
В развитие положений Договора о создании Экономического союза был принят ряд следующих соглашений и конвенций.
1.
Соглашение о сотрудничестве
в области инвестиционной
Устанавливается, что инвестиции, производимые инвесторами, пользуются полной и безусловной правовой защитой государства по месту инвестирования, не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных, предусмотренных законом случаях. В последнем случае государством по месту инвестирования выплачивается инвесторам быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Кроме того, инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными ими инвестициями, а имущество, ввозимое из других государств в качестве вклада инвесторов в уставный фонд предприятий с инвестициями и предназначенное для собственного материального производства, освобождается от таможенной пошлины и не облагается налогами.
2.
Соглашение о содействии в
создании и развитии
3.
Конвенция о защите прав
4.
Соглашение о регулировании
5. Конвенция о транснациональных корпорациях (г. Москва, 6 марта 1998г.). Ее подписали Армения, Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина. Однако она до сих пор не вступила в силу.
Конвенцией
о транснациональных
Следует добавить, что в 2003 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 24 июня 2003 г. №364 «О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств», в котором было установлено, что Россия не намерена стать участником некоторых вышеуказанных международных договоров. В частности, это касается Соглашения о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств – участников СНГ (г. Бишек, 9 октября 1997г.) и Конвенции о транснациональных корпорациях (г. Москва, 6 марта 1998 г.)
С начала 90-х годов национальное законодательство стран СНГ претерпело значительные изменения, связанные с переходом к рыночной экономике. Были приняты следующие законодательные акты, направленные на регулирование отношений с участием иностранных инвесторов:
1. закон Азербайджанской Республики от 15 января 1992 г. «О защите иностранных инвестиций»;
2.
закон Республики Армении от 31
июля 1994 г. «Об иностранных
3.
закон Белорусской ССР от 29 мая
1991 г. «Об инвестиционной
4.
законы Республики Грузии от 25
июля 1991г. «Об иностранных
инвестициях» и от 10 августа 1991
г. «Об инвестиционной
5. законы Казахской ССР от 30 ноября 1990 г. «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», от 7 декабря 1990 г. «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР»;
6.
законы Республики Кыргызстан
от 28 июня 1991г. «Об иностранных
инвестициях в Республике
7. законы Республики Молдовы от 1 апреля 1992 г. « Об иностранных инвестициях» и от 25 мая 1993 г. «О зонах свободного предпринимательства»;
8.
законы РСФСР от 26 июня 1991 г. №
1488-1 «Об инвестиционной
9. закон Республики Таджикистан от 10 марта 1992 г. «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан»;
10.
законы Туркменистана от 19 мая
1992 г. «Об иностранных
11. закон Республики Узбекистан от 5 мая 1994 г. «Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов»;
12. законы Украины от 10 сентября 1991 г. №1540а-XII «О защите иностранных инвестиций на Украине», от 18 сентября 1991 г. № 1560 – XII «Об инвестиционной деятельности», от 13 марта 1992 г. «Об иностранных инвестициях», от 13 октября 1992 г. №2673 – XII «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» и от 17 декабря 1993 г. « О государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине».
С течением времени многие из них утратили силу вследствие принятия более совершенных юридических актов. К примеру, в Белоруссии 9 октября 2001гвступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, который действует в отношении не только национальных, но и иностранных инвесторов. Правовой режим для иностранных инвесторов является национальным. Гарантируется выплата компенсации при национализации, которая должна быть равной реальной стоимости национализируемого имущества. Коммерческим организациям с иностранными инвестициями обеспечивается стабильность законодательства: предусмотрен пятилетний мораторий с момента их регистрации на применение норм, ухудшающих условий ведения бизнеса. Кроме того, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном капитале которых составляет более 30% , Инвестиционный кодекс предусматривает значительные льготы, в частности, освобождение от уплаты налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации продукции собственного производства, в течение трех лет с момента ее объявления.
В Казахстане принят закон Республики Казахстан от 28 февраля 1997 г. «О государственной поддержке прямых инвестиций». Он устанавливает государственные гарантии, систему льгот и преференций, а также предусматривает создание единственного государственного органа, уполномоченного представлять Казахстан перед инвесторами.
Основными
источниками правового
Закон от 24 сентября 1997 г. «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» в ст.3 и4 предоставляет иностранным инвесторам, осуществляющим капиталовложения в стране, справедливый, равный правовой режим, полную и постоянную защиту, а также соответствующие гарантии. Режим для иностранных инвесторов является в целом национальным. Не допускается никакая дискриминация в отношении иностранных инвесторов на основе их гражданства, места жительства, вероисповедания, места проведения экономической деятельности, а также страны происхождения инвесторов или инвестиций. Устанавливается запрет на экспроприацию иностранных инвестиций, за исключением случаев, когда она осуществляется в общественных интересах, в отсутствие дискриминации, с соблюдением надлежащего реального возмещения. В ст. 24 также предусмотрено, что никакой нормативный акт Киргизии, ухудшающий правовой режим иностранных инвесторов, не имеет обратной силы.