Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах Союза Независимых Государств

Автор: Анна Д, 18 Октября 2010 в 08:38, доклад

Краткое описание

Регулирование зарубежных инвестиций, как и в других странах мира, представлено в странах СНГ двумя уровнями: международным и национальным. Источники каждого из них разнообразны. Все они отличаются друг от друга по предмету и сфере действия, по юридической силе для участников инвестиционных отношений и т. д.

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

Правовое Регулирование.doc

— 59.00 Кб (Скачать)
 

Правовое  регулирование иностранных инвестиций

в странах СНГ 

    Регулирование зарубежных инвестиций, как и в  других странах мира, представлено в странах СНГ двумя уровнями: международным и национальным. Источники  каждого из них разнообразны. Все  они отличаются друг от друга по предмету и сфере действия, по юридической силе для участников инвестиционных отношений и т. д.

    Многостороннее  международное экономическое сотрудничество между странами СНГ основано на ряде международных договоров. Это Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности (г.Ташкент, 15 мая 1992 г.), Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (г. Бишек, 9 октября 1992 г.) и Договор о создании Экономического союза (г. Москва, 24 сентября 1993г.). Последний предполагает:

    - свободное перемещение товаров,  услуг, капитала и рабочей силы;

    - согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную  и валютную политику;

    - гармонизированное хозяйственное  законодательство стран, входящих в союз;

    - наличие общей статистической  базы.

    Экономический союз образуется в результате поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ путем создания:

    - межгосударственной (многосторонней) ассоциации свободной торговли;

    - таможенного союза;

    - общего рынка товаров, услуг,  капитала и рабочей силы;

    - валютного (денежного) союза.

    Для каждой формы интеграции предусматривается  комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с  отдельными соглашениями.

    26 февраля 1999г. четыре страны, входящие  в СНГ: Белоруссия, Казахстан,  Таджикистан и Российская Федерация  подписали Договор о Таможенном  союзе и Едином экономическом  пространстве, который предполагает завершение формирования на территории этих стран таможенного союза и создание на его основе единого экономического пространства. Основными целями формирования этого пространства являются:

    1. эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг капитала и труда;

    2. создание условий стабильного  развития структурной перестройки  экономики государств – участников  указанного договора в интересах  повышения жизненного уровня  их населения;

    3. проведение согласованной налоговой,  денежно-кредитной, торговой, валютно-финансовой, таможенной и тарифной политики;

    4. развитие единых транспортных, энергетических  и информационных систем;

    5. создание общей системы мер  государственной поддержки развития  приоритетных отраслей экономики,  производственной и научно- технологической кооперации.

    В развитие положений Договора о создании Экономического союза был принят ряд следующих соглашений и конвенций.

    1. Соглашение о сотрудничестве  в области инвестиционной деятельности (г. Ашгабат, 24 декабря 1993 г.0, которое определяет правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории государств – участников СНГ. Оно, в частности, дает определение понятия инвестора и инвестиции, определяет формы инвестирования и применимое право к отношениям, связанным с инвестициями.

    Устанавливается, что инвестиции, производимые инвесторами, пользуются полной и безусловной  правовой защитой государства по месту инвестирования, не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты  реквизиции, кроме как в исключительных, предусмотренных законом случаях. В последнем случае государством по месту инвестирования выплачивается инвесторам быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Кроме того, инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными ими инвестициями, а имущество, ввозимое из других государств в качестве вклада инвесторов в уставный фонд предприятий с инвестициями и предназначенное для собственного материального производства, освобождается от таможенной пошлины и не облагается налогами.

    2. Соглашение  о содействии в  создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений, деятельность которых соответствует целям, определяемым соглашением, и не противоречит антимонопольному национальному законодательству.

    3. Конвенция о защите прав инвестора  (г. Москва, 28 марта 1997 г.). Она определяет  правовые основы осуществления  различных видов инвестиций, зарегистрированных на территории государств – ее участников, и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. Это конвенция устанавливает, что условия осуществление инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и связанный с ними режим деятельности для юридических и физических лиц страны-реципиента, за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны-реципиента.

    4. Соглашение о регулировании социально-трудовых  отношений в транснациональных  корпорациях, действующих на территории  государств – участников СНГ  (г.Бишек, 9 октября 1997 г.)

    5. Конвенция о транснациональных корпорациях (г. Москва, 6 марта 1998г.). Ее подписали Армения, Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина. Однако она до сих пор не вступила в силу.

    Конвенцией  о транснациональных корпорациях  устанавливаются общие основы сотрудничества государств в области создания и деятельности таких корпораций. Она предусматривает, что ведение банка данных о создаваемых корпорациях со стороны органов СНГ осуществляет Межгосударственный экономический комитет Экономического союза. Отношения, не урегулированные этой конвенцией, регулируются двусторонними соглашениями между сторонами, а также их национальным законодательством. В целом она закрепляет следующий принцип: регулирование отношений с участием юридических лиц, входящих в корпорацию, осуществляется по месту их нахождения в соответствии с законодательством государства – места пребывания.

    Следует добавить, что в 2003 г. Правительством Российской Федерации было принято  Постановление от 24 июня 2003 г. №364 «О намерении Российской Федерации  не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств», в котором было установлено, что Россия не намерена стать участником некоторых вышеуказанных международных договоров. В частности, это касается Соглашения о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств – участников СНГ (г. Бишек, 9 октября 1997г.) и Конвенции о транснациональных корпорациях (г. Москва, 6 марта 1998 г.)

    С начала 90-х годов национальное законодательство стран СНГ претерпело значительные изменения, связанные с переходом к рыночной экономике. Были приняты следующие законодательные акты, направленные на регулирование отношений с участием иностранных инвесторов:

    1. закон Азербайджанской Республики от 15 января 1992 г. «О защите иностранных инвестиций»;

    2. закон Республики Армении от 31 июля 1994 г. «Об иностранных инвестициях»;

    3. закон Белорусской ССР от 29 мая  1991 г. «Об инвестиционной деятельности  в Белорусской ССР» и закон Республики Беларуси от 14 ноября 1991г. «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь»;

    4. законы Республики Грузии от 25 июля 1991г. «Об  иностранных  инвестициях» и от 10 августа 1991 г. «Об инвестиционной деятельности»;

    5. законы Казахской ССР от 30 ноября 1990 г. «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», от 7 декабря 1990 г. «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР»;

    6. законы Республики Кыргызстан  от 28 июня 1991г. «Об иностранных  инвестициях в Республике Кыргызстан», от 6 марта 1992 г. «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике  Кыргызстан и от 16 декабря 1992 г. № 1076-XII «О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан»;

    7. законы Республики Молдовы от 1 апреля 1992 г. « Об иностранных инвестициях» и от 25 мая 1993 г. «О зонах свободного предпринимательства»;

    8. законы РСФСР от 26 июня 1991 г. №  1488-1 «Об инвестиционной деятельности  в РСФСР и от 4 июля 1991г.№ 1545-1 «Об иностранных инвестициях  в РСФСР»;

    9. закон Республики Таджикистан от 10 марта 1992 г. «Об  иностранных инвестициях в Республике Таджикистан»;

    10. законы Туркменистана от 19 мая  1992 г. «Об иностранных инвестициях  в Туркменистане» и « Об  инвестиционной деятельности в Туркменистане»;

    11. закон Республики Узбекистан от 5 мая 1994 г. «Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов»;

    12. законы Украины от 10 сентября 1991 г. №1540а-XII «О защите иностранных инвестиций на Украине», от 18 сентября 1991 г. № 1560 – XII «Об инвестиционной деятельности», от 13 марта 1992 г. «Об  иностранных инвестициях», от 13 октября 1992 г. №2673 – XII «Об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» и от 17 декабря 1993 г. « О государственной программе поощрения иностранных инвестиций в Украине».

    С течением времени многие из них утратили силу вследствие принятия более совершенных  юридических актов. К примеру, в  Белоруссии 9 октября 2001гвступил в силу Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, который действует в отношении не только национальных, но и иностранных инвесторов. Правовой режим для иностранных инвесторов является национальным. Гарантируется выплата компенсации при национализации, которая должна быть равной реальной стоимости национализируемого имущества.  Коммерческим организациям с иностранными инвестициями обеспечивается стабильность законодательства: предусмотрен пятилетний мораторий с момента их регистрации на применение норм, ухудшающих условий ведения бизнеса. Кроме того, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, доля иностранного инвестора в уставном капитале которых составляет более 30% , Инвестиционный кодекс предусматривает значительные льготы, в частности, освобождение от уплаты налога на прибыль в части прибыли, полученной от реализации продукции собственного производства, в течение трех лет с момента ее объявления.

    В Казахстане принят закон Республики Казахстан  от 28 февраля 1997 г. «О государственной  поддержке прямых инвестиций». Он устанавливает  государственные гарантии, систему  льгот и преференций, а также предусматривает создание единственного государственного органа, уполномоченного представлять Казахстан перед инвесторами.

    Основными источниками правового регулирования  иностранных инвестиций в Киргизии являются законы Республике Кыргызстан от 6 марта 1992 г. «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан», от 16 декабря 1992 г. № 1076- XII « О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан», от 24 сентября 1997 г.  «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» и другие отраслевые законы.

    Закон от 24 сентября 1997 г. «Об иностранных  инвестициях в Кыргызской Республике»  в ст.3 и4 предоставляет иностранным  инвесторам, осуществляющим капиталовложения в стране, справедливый, равный правовой режим, полную и постоянную защиту, а также соответствующие гарантии. Режим для иностранных инвесторов является в целом национальным. Не допускается никакая дискриминация в отношении иностранных инвесторов на основе их гражданства, места жительства, вероисповедания, места проведения экономической деятельности, а также страны происхождения инвесторов или инвестиций. Устанавливается запрет на экспроприацию иностранных инвестиций, за исключением случаев, когда она осуществляется в общественных интересах, в отсутствие дискриминации, с соблюдением надлежащего реального возмещения. В ст. 24 также предусмотрено, что никакой нормативный акт Киргизии, ухудшающий правовой режим иностранных инвесторов, не  имеет обратной силы.

Информация о работе Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах Союза Независимых Государств