Правовое регулирование налогообложения земли и недр

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[1]. Среди природных ресурсов особое место занимают ресурсы недр, поскольку обладают большим объемом весьма ценных свойств.
Ресурсы недр делятся на 6 основных видов: месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых; отвалы вскрывшихся и вмещающих пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых;

Оглавление

Введение 3
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения недропользования 6
Правоотношения, возникающие в связи с пользованием недрами 10
Недра как объект права 13
Проблема соотношения законодательства о недрах и земельного законодательства 24
Проблема государственной регистрации прав на участки недр 30
Заключение 35
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

налоговое право.docx

— 63.98 Кб (Скачать)

Земельные участки, предоставленные  для разработки недр, не отнесены земельных  участков принимается федеральными органами исполнительной власти или  органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в соответствии с разделением их полномочий.

Однако не совсем понятно, исходя из перечня оснований изъятия  земельных участков для государственных  или муниципальных нужд, приведенного в Земельном кодексе РФ, распространяется ли эта норма на недропользователей субъектов коммерческой деятельности.

В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе  путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных  нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных  обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих  объектов государственного или  муниципального значения при  отсутствии других вариантов  возможного размещения этих объектов;

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной  энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и  связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и  связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую  деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы  Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными  пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и  вне границ населенных пунктов;

3) иными обстоятельствами  в установленных федеральными  законами случаях, а применительно  к изъятию, в том числе путем  выкупа, земельных участков из  земель, находящихся в собственности  субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из приведенных  позиций, перечень оснований изъятия  земельных участков для государственных  или муниципальных нужд не является исчерпывающим. Однако цели недропользования не рассматриваются в законе как  повод отчуждения соответствующих  земель и их обладателей. Кроме того, учитывая то, что в настоящее время  большинство предприятий, участвующих  в изучении и разработке недр, основаны на частных инвестициях, вряд ли они  вправе настаивать на изъятии земельных  участков, необходимых для их деятельности, по основанию для государственных  или муниципальных нужд.

Таким образом, в настоящее  время лица, имеющие лицензию на право пользования недрами, должны самостоятельно приобретать права  на земельные участки: ходатайствовать  о предоставлении земель в аренду в органах государственной власти или местного самоуправления (если земли относятся к государственной  или муниципальной собственности), либо заключать гражданско-правовые договоры с физическими или юридическими лицами (аренды, купли-продажи) - частными собственниками земли. При этом законодательство не наделяет недропользователей какими-либо гарантиями в приобретении прав на земельные участки. В связи с  этим нередко на практике недропользователи  и правообладатели земельных  участков не могут договориться об условиях предоставления прав на земельные  участки, например, когда стоимость  арендной или выкупной платы необоснованно  завышается.

Закон не и не наделяет недропользователя  гарантиями на приобретение прав на земельный  участок, необходимый для реализации права пользования недрами, вообще. Речь идет о том, что правообладатель  земельного участка, в частности, его  собственник, на практике может своими действиями создавать препятствия  недропользователям, формально не нарушая  положений Конституции РФ о пределах правомочий собственника земли. Как максимум он может отказаться от предоставления земли для пользования недрами вообще, поскольку за это не установлено никакой ответственности. Как минимум - настаивать о высокой договорной цене, требовать обязательного выкупа земли, причем по его "договорной" цене. С точки зрения гражданского законодательства отношения землеобладателя и недропользователя будут строиться на общих принципах обязательственного права и договорных отношений. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Основная проблема заключается в том, что нигде в законе нет указания на обязательность заключения договора для правообладателя земельного участка, когда его земельный участок необходим другим лицам для реализации права пользования недрами.

В отношениях недропользователей с органами государственной власти или местного самоуправления, когда  они выступают представителями  собственника земли - государства или  муниципального образования, помимо недостаточной  правовой регламентации отношений  по поводу предоставления прав на землю  нередко прослеживаются сложности  организационного характера. Имеются  в виду наличие противоречий в  полномочиях по предоставлению прав на землю, а также зачастую - существенное нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений и оформления договорных отношений.[16]

 

Проблема государственной  регистрации прав на участки недр

 

Принятие Гражданского кодекса  РФ (далее - ГК РФ) ознаменовало новый  этап в развитии российского гражданского права. Возникли новые институты, в  том числе институт государственной  регистрации прав на недвижимое имущество. Статья 130 ГК РФ определяет понятие  недвижимости, к которой относятся  природные ресурсы (участки недр, земельные участки, обособленные водные объекты, леса), а также все, что  прочно связано с землей. В ГК РФ к имуществу отнесены не только единичная вещь, но и совокупность вещей. Следовательно, под недвижимым имуществом нужно понимать, в том  числе совокупность недвижимых вещей. Например, земельный участок и  расположенные на нем объекты  природы.

Соответствующие статьи ГК РФ, содержащие положения о праве  собственности и других вещных правах, в основном являются комплексными понятиями, так как речь идет об имуществе. Следовательно, ГК РФ и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним" (далее - Закон  о государственной регистрации) предусматривают в основном необходимость  государственной регистрации права  на недвижимое имущество, состоящее  из нескольких недвижимых вещей, как  на единый объект недвижимого имущества. В ст. 12 Закона о государственной  регистрации принцип единого  объекта недвижимого имущества  определяется в качестве основополагающего  применительно к вопросам, связанным  с порядком ведения Единого государственного реестра прав. Основанием для такой  регистрации может быть любое  иное осуществляемое собственником  юридически значимое действие, совершаемое  до государственной регистрации  и подтверждающее возможность объединения  нескольких объектов недвижимого имущества  для придания им единого правового  статуса.

В соответствии со ст. 17 Закона о государственной регистрации  обязательным приложением к документам, необходимым для государственной  регистрации прав на недвижимое имущество, являются план земельного участка, участка  недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. При этом кадастровый номер - это уникальный, не повторяющийся  во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при  осуществлении кадастрового учета  и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного  права. Таким образом, иным юридически значимым действием, осуществляемым собственником  и совершаемым до государственной  регистрации соответствующего права, может быть получение в соответствующем  уполномоченном органе государственной  власти технического паспорта на сложный  объект недвижимого имущества. Присвоение единого учетного номера новому сложному объекту недвижимого имущества  будет достаточным основанием для  осуществления государственной  регистрации прав на него как на единый имущественный комплекс. Следовательно, если комплекс недвижимого имущества  индивидуализирован, то и государственная  регистрация соответствующего права  должна осуществляться именно на данный комплекс.

В соответствии с Законом  о государственной регистрации  к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной  регистрации, относятся земельные  участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в  том числе здания, сооружения, жилые  и нежилые помещения, леса и многолетние  насаждения, предприятия как имущественные  комплексы. Обязательность государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  установлена в ст. 131 ГК РФ. Государственная  регистрация прав на недвижимое имущество  и сделок с ним (далее - государственная  регистрация) является особенностью гражданско-правового режима недвижимости. Порядок ее осуществления установлен в Законе о государственной регистрации.

В соответствии со ст. 2 Закона государственная регистрация является юридическим актом признания  и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или  прекращения прав на недвижимое имущество  в соответствии с ГК РФ. Единственное доказательство возникновения или  прекращения права на недвижимое имущество - государственная регистрация, которая проводится на всей территории Российской Федерации по установленной  Законом о государственной регистрации  единой системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества  в Едином государственном реестре  прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

В настоящее время уполномоченные органы по осуществлению государственной  регистрации набрали достаточный  опыт по успешной реализации положений  указанного Закона. Однако, как это  всегда бывает на практике, перед регистрационными органами встают новые вопросы о  применении тех или иных положений  законодательства. К таким проблемным вопросам относится и государственная  регистрация прав на природные объекты, в частности участки недр. Нормативное  регулирование отношений в области  природопользования осуществляется нормами  гражданского и природоресурсного  законодательства, которые в некоторых  случаях не стыкуются друг с другом. Поэтому осуществление государственной  регистрации прав на природные ресурсы  нуждается в устранение таких  противоречий. Например, Закон РФ "О  недрах" (далее - Закон о недрах) не содержит прямого указания на необходимость  государственной регистрации прав на недра в учреждениях юстиции. Статья 28 данного Закона предусматривает, что "государственному учету и  включению в государственный  реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные  для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами". Закон признает объектом государственной собственности недра в целом как часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - как часть земной поверхности и дна водоема. Участки же недр в виде горного отвода Законом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование только после проведения учетных работ. При этом речь идет не о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренной ГК РФ и Законом о государственной регистрации, а о специальной учетной регистрации в уполномоченном органе государственной власти. Статья 28 Закона о недрах предусматривает учет специально уполномоченными федеральным органами управления государственным фондом недр. Однако наличие специализированного учета не исключает необходимость государственной регистрации прав на участки недр. По мнению А.Р. Кирсанова, "права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой оборот допускается федеральными законами".

В статье 131 ГК РФ установлено, что помимо государственной регистрации  может предусматриваться и иная специальная регистрация либо учет отдельных видов недвижимого  имущества, которые не имеют правоустанавливающего  значения. Это необходимо для осуществления  дополнительного контроля над некоторыми видами недвижимого имущества. По мнению О.Л. Дубовик, "во всех случаях независимо от субъектной принадлежности или формы  собственности пользование природными объектами должно соответствовать  соблюдению экологических и иных интересов общества"

Необходимо отметить, что  только государственная регистрация  носит правоустанавливающий характер, так как представляет собой юридически значимое действие, являющееся основанием для возникновения, перехода и прекращения  права на недвижимое имущество. Такая  же запутанная ситуация (двойная регистрация) имеется и в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с использованием водных объектов. ГК РФ (ст. 340) и Земельный кодекс РФ (ст. 1 и 35) устанавливают в качестве основополагающего принципа оборота недвижимого имущества единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости. В настоящее время только в Лесном кодексе РФ указана необходимость государственной регистрации прав пользования участками лесного фонда в соответствии с гражданским законодательством (ст. 32).

 

Заключение

 

В настоящее время дискуссии  по вопросам, связанным с дальнейшими  путями совершенствования и развития российского законодательства о  недрах являются весьма активными и  острыми, что вполне объяснимо и  связано с тем, что минерально-сырьевые ресурсы в значительной мере влияют на экономическую и социальную стабильность в стране.

Дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы государства, особенно по таким  имеющим устойчивый спрос полезным ископаемым, как нефть, газ, благородные  и цветные металлы, имеет хорошие  перспективы за счет изучения континентального шельфа Российской Федерации, районов  Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Однако, проведение геологоразведочных работ, вовлечение в освоение новых  месторождений полезных ископаемых требует стабильности и предсказуемости  развития законодательства о недрах.

Можно констатировать, что  в настоящее время сложилась  развитая, но не лишенная противоречий и наличия не решенных проблем, правовая база, регулирующая отношения, связанные  с правами собственности на недра  и порядком пользования недрами. Современное законодательство о  недрах включает в себя огромное количество нормативно-правовых актов различного уровня. Анализ вышеуказанных законодательных  положений позволяет сделать  вывод о серьезных пробелах в  правовом регулировании отношений  землеобладателей и недропользователей.

Информация о работе Правовое регулирование налогообложения земли и недр