Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:35, контрольная работа
Согласно ст.9 п.1 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»[1]. Среди природных ресурсов особое место занимают ресурсы недр, поскольку обладают большим объемом весьма ценных свойств.
Ресурсы недр делятся на 6 основных видов: месторождения твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых; отвалы вскрывшихся и вмещающих пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых;
Введение 3
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения недропользования 6
Правоотношения, возникающие в связи с пользованием недрами 10
Недра как объект права 13
Проблема соотношения законодательства о недрах и земельного законодательства 24
Проблема государственной регистрации прав на участки недр 30
Заключение 35
Список литературы 38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Чувашский государственный
университет имени И.Н.
Юридический факультет
Выполнил:
студент 3 курса
заочного обучения
группы ЗЮ-32-10
Шабатько Евгений Юрьевич
Проверил:
Чебоксары – 2013
Содержание
Введение 3
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения недропользования 6
Правоотношения, возникающие в связи с пользованием недрами 10
Недра как объект права 13
Проблема соотношения
законодательства о недрах и земельного
законодательства
Проблема государственной регистрации прав на участки недр 30
Заключение 35
Список литературы
Введение
Согласно ст.9 п.1 Конституции
РФ: «Земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих
на соответствующей территории»[1]
Ресурсы недр делятся на
6 основных видов: месторождения твердых,
жидких и газообразных полезных ископаемых;
отвалы вскрывшихся и вмещающих
пород, терриконы угольных шахт, отвалы
и склады забалансовых полезных ископаемых;
отходы горно-обогатительного и
металлургического
Полезные ископаемые принято
классифицировать на общераспространенные
и необщераспространенные полезные
ископаемые, в отдельную категорию
выделяется торф. Общераспространенными
называются полезные ископаемые, включенные
в специальный перечень. По сравнению
с необщераспространенными они
считаются малоценными. Их месторождения
часто встречаются на всей территории
России, в силу чего добыча ведется
из месторождений, выходящих на земную
поверхность или расположенных
на небольшой глубине. Она, как правило,
не требует сложных технических
приемов и поэтому в небольших
размерах по силам даже отдельным
гражданам. Добытые полезные ископаемые
в большинстве своем
Полезные ископаемые в ходе хозяйственной эксплуатации отделяются от толщи земного шара и превращаются в другую юридическую категорию – минеральное сырье.[4]
Невозможно представить научно-технический прогресс, и даже сохранение завоеваний современной цивилизации без применения добытого из недр минерального сырья. Его использует практически любая отрасль народного хозяйства. Для России эксплуатация богатств недр имеет огромное значение. Наша страна является одним их крупнейших производителей минерального сырья, занимая ведущее место по его экспорту. В зарубежные страны экспортируется около 80% многих видов полезных ископаемых. В экономическом и социальном устройстве нашего общества горнодобывающая отрасль занимает исключительно важное место. Будучи крупнейшим в мире экспортером минерального сырья, Россия обеспечивает благоприятный для себя торговый баланс. Горнодобывающая промышленность создает основу национальной безопасности страны. В этой отрасли занята значительная часть трудоспособного населения России, что способствует экономической жизнеспособности большинства городов и посёлков. В общей сложности в данной отрасли занято более 20% работоспособного населения. Горнодобывающая отрасль служит источником значительного количества дополнительных рабочих мест не только в области разведки, добычи и обогащения полезных ископаемых. Но и в сфере различных услуг и ряда других вспомогательных и обрабатывающих секторов экономики, таких, как транспорт производство оборудования, строительство.
Политические события
последних восемнадцати лет в
стране, недостаточно продуманный переход
к новым экономико-
В современных экономических
условиях проблема эффективного природопользования,
опережающего воспроизводства минерально-
В связи с этим проблема
эффективности использования
Исходя из выше изложенного,
целью моей работы является рассмотрение
некоторых проблем правового
регулирования отношений
Теоретической и методологической основой работы являются научные исследования в области общей теории государства и права, горного, земельного, экологического, административного, гражданского права.
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения недропользования
Конституция Российской Федерации является высшим правовым актом, положения которого носят характер норм прямого действия. Часть 2 статьи 9 гласит, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (недра относятся к категории «природные ресурсы»). В части второй статьи 67 предусматривается, что «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральными законами и нормами международного права». В части 1 статьи 72 перечисляются вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, в пункте «в» указывается, что к таким вопросам относится владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
В развитие указанных конституционных
положений был принят целый ряд
общих и специальных
К числу общих федеральных
законов относится Гражданский
кодекс Российской Федерации, в п. 1
ст. 130 которого участки недр отнесены
к категории недвижимого
К числу общих федеральных
законов относится Налоговый
кодекс Российской Федерации, глава 26
которого предусматривает налог
на добычу полезных ископаемых, а глава
26.4 устанавливает систему
К числу общих федеральных
законов можно отнести и
Базовым специальным законом, регулирующим отношения в пользовании недрами и претендующего в определенной степени на роль кодифицирующего правового акта в сфере пользования недрами, является Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
К числу специальных федеральных законов в этой области отношений относятся также:
Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», установившие суверенные права Российской Федерации на поиск и добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе и морском дне исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», впервые установивший в России применение договорной формы при поиске и добыче полезных ископаемых;
Федеральный закон от 31 марта
1998 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в
Российской Федерации», определивший
порядок формирования федерального
фонда разведанных
Федеральный закон от 2 января 2000 года № 20-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», установивший порядок государственного регулирования в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства и обращения.
К числу актов, имеющих законодательный характер, относится и действующее Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами».
Многочисленными подзаконными актами детально урегулированы вопросы лицензирования, например, в отношении деятельности по обеспечению промышленной безопасности опасных производств и выполнения маркшейдерских работ, формирования и использования ликвидационных фондов при реализации соглашений о разделе продукции, мер регулирования экспорта геологической информации, вознаграждений за выявленные месторождения полезных ископаемых, возложения на МПР России функций государственного контроля за геологическим изучением, разработку полезных ископаемых и охрану недр.
Правоотношения,
возникающие в связи с
Закон РФ «О недрах» регулирует
отношения, возникающие в связи
с геологическим изучением, использованием
и охраной недр территории Российской
Федерации, ее континентального шельфа,
а также в связи с
1) регионального геологического
изучения, включающего региональные
геолого-геофизические работы, геологическую
съемку, инженерно-геологические
2) геологического изучения,
включающего поиски и оценку
месторождений полезных
Информация о работе Правовое регулирование налогообложения земли и недр