Особенности развития детского голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о
детском пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о
вокальных требованиях, предъявляемых к детям в разное время, о различных
методических приемах в обучении пению и их обосновании.

Оглавление

1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его
исследования.
2. Направления в работе с детским голосом.
3. Слух – главный регулятор певческого поведения голосового аппарата.
4. Проблема «гудошников».
5. Вокально-хоровая работа в детском хоре.
6. 4 этапа развития детского голоса.
7. Этапы оптимального голосообразования (грудной, фальцетный регистры).

Файлы: 1 файл

Курсовая хоровое пение.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

медленно, имея в виду увеличение длительности исполняемых  упражнений с целью

постепенного  развития продолжительности дыхания.». Глинка предварительно

укреплял середину, средние звуки диапазона, а затем  уже верхние и нижние,

поэтому и метод  его был назван концентрическим.

Вокальные указания М.И. Глинки и созданная позже  «Полная школа пения» А.В.

Варламова –  все это целая эпоха в русской вокальной педагогике. Здесь

выражены все  принципы, на которых основано пение, учтены особенности детского

голоса. Детские  голоса воспитывались звонкие, серебристые, нежные. Глинка

считал это  звучание непременным условием развития голоса. Голосообразование

свободное, естественное, при средней силе звука, ровное от первой до

последней ноты.

Варламов, как  и Глинка, придавал особое значение слуху, артикуляции,

напевности, не допускал форсировки звука, стоял за пение в удобной тесситуре.

В методиках  того времени появляются указания на зависимость чистоты интонации

от эмоционального состояния поющего, рекомендации «поддерживать  веселое

расположение  духа учеников.» (В. Серова, 1867), не перебирать дыхания,

упражняться, начиная  с головного регистра, звуком легким, добиваться

неизменно его  ровности (Г.Я. Ломакин, И. Казанский).

В конце XIX –  начале XX веков в литературе начинают критиковать методы

хорового обучения в школе и репертуар певцов. Возмущение общественности

вызывало эксплуататорское отношение к детским голосам. Проявляются протесты

против совместного  пения детей и взрослых в церковных  хорах, отчего дети

сильно уставали.

В 1914 году появился перевод английского методического  пособия Д. Бэтса. Этой

небольшой книжкой  долгое время пользовались педагоги, так как в ней были

изложены важнейшие  принципы воспитания детского голоса и его возрастные

особенности. Д. Бэтс восстает «против всякой крикливости», не рекомендует

использовать  крайние звуки диапазона, стоит  за звонкое головное звучание,

считает, что  «громкое пение неизбежно приведет к расстройству голоса». Он

борется за выполнение режима и правил гигиены голоса.

В первые годы Советской  власти образование в стране стало  всеобщим. Наступила

эпоха перестройки  и музыкального образования. Постепенно вопросы вокального

обучения детей  начинают становиться шире.

Некоторые музыканты  не только использовали, но и развивали  лучшие передовые

методические  традиции прошлого, внося в них  новое содержание. И.П.

Пономарьков, например, еще в то время учитывал тембровые  особенности детского

голоса, подходил индивидуально к каждому поющему  в хоре, культивировал в

упражнениях пение  сверху вниз, вызывая тем самым  естественное, звонкое

детское звучание. В его пособиях отражены закономерности певческого процесса

с учетом возрастных особенностей детей.

Деятели музыкального искусства стремились к созданию единого метода обучения.

Вопросом создания единого метода обучения пению стал заниматься

Государственный институт музыкальной науки (ГИМН), учрежденный в 1921 г. В

1925 году ГИМН  организовал первую конференцию ученых-вокалистов и педагогов.

На ней был  заслушан доклад А.Ф. Гребнева «Голос детей, его развитие и

обработка в  трудовой школе».

В своей педагогической работе А.Ф. Гребнев основывался  на возрастном принципе

и считал, что  у детей от 6 до 12 лет надо стараться предупреждать и

искоренять дурные привычки в пении. Основными из них  он считал форсирование

звука и неправильную артикуляцию. Гимнастика голоса посредством  пения должна

быть основана, по мнению А.Ф. Гребнева, на изучении физиологии детского

голоса.

Несмотря на то, что для детей младшего возраста он рекомендовал «эмпирический

метод» обучения пению и недооценивал еще сознание учащихся этого возраста,

все же он применял последовательную методику и стремился  к пению легкому,

звонкому, «теплому», к простоте фразировки.

С 30-х годов  начинает развиваться систематическое  изучение детского голоса в

плане лабораторных исследований. Научную разработку проблемы развития

детского голоса начали фониаторы.

Многочисленные  случаи заболевания голосового аппарата школьников, которые

наблюдал И.И. Левадов, побудили его начать систематическое  изучение причин

заболеваемости, а затем и особенностей развития детского голоса. Он

установил, что  причины массовых заболеваний голосового аппарата школьников

кроются в неправильном вокальном режиме, в использовании непосильного

репертуара. И.И. Левадов утверждал, что целесообразно  обучать детей и

сольному пению.

Вскоре И.И. Левадов  в своих наблюдениях стал применять  метод стробоскопии,

используя стробоскоп собственной конструкции.

Научную работу врач-фониатор И.И. Левадов проводил совместно с практиками-

педагогами –  вокалистами Е.М. Малининой и С.И. Гиммельфарб.

Практическая  вокальная работа, возглавляемая  Е.М. Малининой, давала

прекрасные результаты.

В начале исследовательской работы И.И. Левадов не проводил систематических

наблюдений по вопросу мутации. В его трудах встречаются противоречивые

высказывания  по этому вопросу. Однако пристальное  изучение его работ дает

возможность сделать  ряд выводов. Это касается, например, вопроса мутации у

девочек. Принято  считать, что Левадов отрицал  ее существование и в отличие  от

мальчиков назвал этот период у девочек эволюцией. На самом деле это не так.

Левадов не проводил специальных исследований, но и не отрицал возможности

мутационных явлений у девочек. Этот вопрос развит в последующие годы в

работах Е.М. Малининой. У Левадова не раскрыт и вопрос о дыхании. В

первоначальных  его трудах нет еще и разработанных  таблиц диапазонов голосов.

Очень важно, что  основные принципы обучения детей пению, которые выработали

доктор И.И. Левадов  и Е.М. Малинина, были признаны правильными: недопустимо

форсированное пение, как при обучении, так и  при концертном исполнении

произведений, необходима правильная артикуляция, свободное  ненапряженное

дыхание, индивидуальный тембр, эмоциональная выразительность и технически

правильное воспроизведение. Нужно овладеть головным резонатором, воспитать у

детей звонкость, серебристость звучания, постепенно развивать переход от

фальцетного  к смешанному звучанию, в зависимости от возрастных особенностей.

В Институте  художественного воспитания началось исследовательская работа по

изучению детского голоса в возрастном плане. Были организованы несколько

детских вокальных  групп из хора института. С детьми индивидуально занимались

несколько педагогов-вокалистов. Был собран богатый материал для  изучения

особенностей  детского голоса, наметились специальные  темы индивидуальных

исследований.

Постепенно институт приобретал аппаратуру, и можно было начать фониатрические

обследования детей с помощью лабораторных методов исследования. Так, кроме

ларингоскопии стали применять звукозапись, пнеймографию, а позже и

стробоскопию.

В 1950-1956 годах  Институтом художественного воспитания были опубликованы

различные научно-методические работы.

Все работы были выполнены на основании научно-педагогических наблюдений,

многие уже  подкреплялись лабораторными данными.

В секторе музыки Института художественного воспитания были организованы

специальные лабораторные экспериментальные исследования. Одно из них было

посвящено проблеме слуха, определению причин плохой интонации  у школьников I-

II классов и  методов ее устранения. Его проводил  крупный специалист в области

детской фониатрии  Е.И. Алмазов и научный сотрудник  Н.Д. Орлова.

Второй эксперимент, поставленный Н.Д. Орловой, был посвящен вопросу мутации у

девочек, исследованию возрастных изменений дыхательных  движений во время

пения в переходный период.

Вопрос мутации  у мальчиков изучал старший научный  сотрудник Д.Л. Локшин.

Для подкрепления педагогических наблюдений были организованы строго

систематические ларингоскопические обследования голосового аппарата всех

учащихся с  применением стробоскопа, звукозаписи, частично пнеймографии.

Чтобы объединить теорию с практикой, сблизить их, в 1961 году институт

художественного воспитания организовал первую научную  конференцию по вопросам

развития музыкального слуха и голоса детей дошкольного  возраста, младшего

школьного, подростков и молодежи. В ней впервые приняли  участие крупные

ученые, представляющие смежные науки – психологи, физиологи, морфологи,

акустики, фониаторы, педагоги – ученые и практики.

На конференции  выяснились существенные различия во взглядах на воспитание

детского голоса, малоизученные проблемы, требующие  для своего разрешения

дальнейшего экспериментирования и проверок. В числе их – проблема мутации и

почти неизученный  вопрос о звучании детского голоса, о его силе, громкости и

диапазоне.

Очень важен  вопрос о воспитании мутирующего  голоса. Практически он решался

уже давно. Например, авторы знаменитого труда «Метод пения Парижской

консерватории», который был издан с 1803 году –  профессора Гара, Бернандо

Менгоцци, Мегюль, Госсек и Керубини – пришли к  выводу, что заниматься пением

в переходный возраст  целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных

методических  рекомендаций. Так, на своем опыте  профессора Парижской

консерватории еще в конце XVIII века доказали, что  под умелым руководством

мутация протекает  быстрее и окончание ее может  наступить скорее. Об этом же

свидетельствуют и современные данные педагогических и лабораторных

исследований.

Исследования  ученых показали, что заставлять мутанта  петь, например, высокие

тона, которых  в его голосовом диапазоне  уже нет, не просто вредно – это  может

Информация о работе Особенности развития детского голоса