Особенности развития детского голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о
детском пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о
вокальных требованиях, предъявляемых к детям в разное время, о различных
методических приемах в обучении пению и их обосновании.

Оглавление

1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его
исследования.
2. Направления в работе с детским голосом.
3. Слух – главный регулятор певческого поведения голосового аппарата.
4. Проблема «гудошников».
5. Вокально-хоровая работа в детском хоре.
6. 4 этапа развития детского голоса.
7. Этапы оптимального голосообразования (грудной, фальцетный регистры).

Файлы: 1 файл

Курсовая хоровое пение.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров: 1) в

фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-либо

другом; 2) в натуральных  регистрах интонация чище, чем  при смешанном

голосообразовании; 3) причины фальшивой интонации  на отдельных верхних звуках

у певцов связаны  с регистровой перегрузкой этих звуков; 4) неумение правильно

интонировать  мелодию даже простой песенки  происходит чаще всего из-за

использования детьми исключительно грудного механизма  голосообразования.

Детям при грудном  регистре звучания голоса трудно правильно  проинтонировать

какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный

слух, они гудят  в пределах 2-3-х звуков («гудошники»). Причина в этом не

сенсорная, а  функциональная, это относится к  детям, которые в процессе речи

используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается

монотонностью, интонационной неразвитостью, узким  звуковым диапазоном. То же

самое происходит  с голосом, когда такой ребенок  естественно пытается петь,

используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Если учитель сумеет

настроить голос  такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его

звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает

правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким  голосом за счет

фальцетного режима голосообразования. Однако появившееся умение правильно

интонировать  в фальцетном регистре необходимо еще  раз закреплять на

последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при  любом способе

голосообразования.

Если у ребенка  что-либо не получалось, он обычно теряет интерес к делу и

старается его  избегать. Если это пение, то оно  вызывает у ребенка

отрицательную эмоцию на певческую деятельность, а, следовательно,

складывается  и соответствующее отношение  к обучению и нередко в целом  к уроку

«музыка». И вдруг  у него так легко получилось! Открытие у себя способности

правильно исполнят мелодию со всеми полностью меняет его отношение к

предмету. Таким  образом, одна из наиболее часто встречающихся  причин среди

явления «гудошничества»  заключается в способе звукообразования. Из

практического опыта (Г.П. Стуловой) замечено, что работа по налаживанию

координации между  слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного

возраста, примерно до 8 лет, чем моложе ребенок, тем  легче он

перестраивается.

Вокально-хоровая  работа в детском хоре проводится в соответствии с

психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из

которых имеет  свои отличительные черты в механизме  голосообразования.

Организуя детский  хор, руководитель должен обязательно  учитывать эти

способности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива.

Основное условие  правильной постановки вокального воспитания –

подготовленность  руководителя для занятий пением со школьниками. Идеальным

вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом.

Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим  хормейстером.

Воспитание вокально-хоровых  навыков требует от хористов постоянного  внимания,

а значит, интереса и трудолюбия. Большинство специалистов различными путями

приходят к одной простой истине: детский голос, обладающий своеобразием

тембров, находится  в постоянном развитии и изменении  в зависимости от роста

организма ребенка.

Пение в детском  хоре не только не вредно, но и полезно. Пение способствует

развитию голосовых  связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. В

детском хоре следует  совершенно исключить форсированное  пение. Детскому

голосу вообще противопоказано громкое пение  даже в среднем и старшем

возрасте, когда  голосовая мышца в основном сформирована. Петь следует с

предельной осторожностью.

Некоторые ребята ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это

не совсем так, даже если оставить в стороне выразительность  пения. Песня

должна исполняться  в точном соответствии с указаниями композитора и

интерпретацией дирижера: где-то громче, где-то тише. Все это зависит от

смысла, от содержания, настроения пения. А все время  петь громко – и нелепо,

и некрасиво. Когда  ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует

звук, он может  просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной

естественностью – только при соблюдении этого  условия создаются предпосылки

для успешного  развития вокальных данных. Петь слишком  высоко или слишком

низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и

силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне  помогает развить голос.

Известно, что  дети любят покричать. Особенно это  свойственно мальчишкам. Все

замечали, какой  шум и гул стоит во время  детских игр в футбол, хоккей,

волейбол. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. При наличии

дефектов голосового аппарата ребенок поет неправильно, причем создается

ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что

точно петь мелодию  детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно

беседовать с  детьми о том, как бережно относиться к своему голосу.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое  дыхание. В зависимости от

возраста дыхание  видоизменяется. Внимание хормейстера должно быть постоянно

направлено на певческое дыхание, естественно, глубокое и ровное. Момент

образования звука  называется атакой. Различаются три  вида атаки: твердая,

мягкая и придыхательная. Твердая атака: связки смыкаются  плотно, звук

получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно,

звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью.

Чаще всего  придыхательная атака свидетельствует  о болезни горла, возможных

узелках на связках, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе и т.д. В

практике хорового пения следует добиваться у детей  смыкания связок, используя

мягкую и твердую  атаки.

При работе с  детским хором рекомендуется  предпочитать мягкую атаку, как

наиболее щадящую  голосовой аппарат. Своеобразной проверкой  правильного

певческого дыхания  служит цепкое дыхание. В этом случае певец сам

контролирует  свое дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка

заканчивает пение  и вновь берет дыхание, повторяя тот же звук.

Звук образующийся в гортани, очень слаб, и его усиление, а также тембровая

окраска происходит во время попадания звука в  пространства (полости),

называемые резонаторами. В младшем хоре у детей преобладает  верхний

резонатор. У  более старших детей постепенно появляется грудной резонатор.

Формирование  грудного резонатора – ответственный  период для юного певца.

В целом детские  голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и

нежностью звука. Они делятся на дисканты и альт. Дискант – высокий детский

голос, его диапазон до1 – соль 2, альт – низкий детский

голос, его диапазон – сольм – ми2. Различают три  этапа

развития детского голоса, каждому из которых соответствует  определенная

возрастная группа.

1. 7-10 лет. Голоса  мальчиков и девочек, в общем,  однородны и почти все –

дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса

свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при  котором вибрируют

только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон

ограничен звуками  ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки  – ми

1 – ля2. тембр  очень неровен, гласные звучат  пестро. Задача

руководителя  – добиваться возможно более ровного  звучания гласных на всех

звуках небольшого диапазона.

2. Одиннадцать-тринадцать  лет, предмутационный период. К  11 годам в голосах

детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с

развитием грудной  клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать

более полно  и насыщенно. Голоса мальчиков явственно  делятся на дисканты и

альты. Легкие и  звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2

; альты звучат  более плотно, с оттенком металла  и имеют диапазон сим 

– до2.

В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают  три

регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У  девочек преобладает

звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не

наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный  регистр, имеющий

от природы  смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним

регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не

совпадают, и  переходные звуки могут различаться  на тон и больше. Диапазоны

голосов некоторых  детей могут быть больше указанных  выше. Встречаются голоса,

особенно у  некоторых мальчиков, которые имеют  диапазон более двух октав. В

предмутационный период голоса приобретают тембровую  определенность и

характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых

мальчиков пропадает  желание петь, появляются тенденции  к пению в более низкой

тесситуре, голос  звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов

исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.

3. Тринадцать-пятнадцать  лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с

периодом полового созревания детей. Формы мутации  протекают различно: у одних

постепенно и  незаметно (наблюдается хрипота  и повышенная утомляемость

голоса), у других – более явно и ощутимо (голос  срывается во время пения и

речи). Продолжительность  мутационного периода может быть различна, от

нескольких месяцев  до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного

периода, он протекает  обычно быстрее и без резких изменений  голоса. Задача

руководителя  – своевременно услышать мутацию  и при первых ее признаках

Информация о работе Особенности развития детского голоса