Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о
детском пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о
вокальных требованиях, предъявляемых к детям в разное время, о различных
методических приемах в обучении пению и их обосновании.
1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его
исследования.
2. Направления в работе с детским голосом.
3. Слух – главный регулятор певческого поведения голосового аппарата.
4. Проблема «гудошников».
5. Вокально-хоровая работа в детском хоре.
6. 4 этапа развития детского голоса.
7. Этапы оптимального голосообразования (грудной, фальцетный регистры).
интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров: 1) в
фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-либо
другом; 2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном
голосообразовании; 3) причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках
у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков; 4) неумение правильно
интонировать мелодию даже простой песенки происходит чаще всего из-за
использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования.
Детям при грудном регистре звучания голоса трудно правильно проинтонировать
какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный
слух, они гудят в пределах 2-3-х звуков («гудошники»). Причина в этом не
сенсорная, а функциональная, это относится к детям, которые в процессе речи
используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается
монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном. То же
самое происходит с голосом, когда такой ребенок естественно пытается петь,
используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Если учитель сумеет
настроить голос такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его
звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает
правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет
фальцетного режима голосообразования. Однако появившееся умение правильно
интонировать в фальцетном регистре необходимо еще раз закреплять на
последующих занятиях, пока оно не перейдет в навык при любом способе
голосообразования.
Если у ребенка что-либо не получалось, он обычно теряет интерес к делу и
старается его избегать. Если это пение, то оно вызывает у ребенка
отрицательную эмоцию на певческую деятельность, а, следовательно,
складывается и соответствующее отношение к обучению и нередко в целом к уроку
«музыка». И вдруг у него так легко получилось! Открытие у себя способности
правильно исполнят мелодию со всеми полностью меняет его отношение к
предмету. Таким образом, одна из наиболее часто встречающихся причин среди
явления «гудошничества»
заключается в способе
практического опыта (Г.П. Стуловой) замечено, что работа по налаживанию
координации между слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного
возраста, примерно до 8 лет, чем моложе ребенок, тем легче он
перестраивается.
Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с
психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из
которых имеет
свои отличительные черты в
Организуя детский хор, руководитель должен обязательно учитывать эти
способности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива.
Основное условие правильной постановки вокального воспитания –
подготовленность руководителя для занятий пением со школьниками. Идеальным
вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом.
Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером.
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного внимания,
а значит, интереса и трудолюбия. Большинство специалистов различными путями
приходят к одной простой истине: детский голос, обладающий своеобразием
тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста
организма ребенка.
Пение в детском хоре не только не вредно, но и полезно. Пение способствует
развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. В
детском хоре следует совершенно исключить форсированное пение. Детскому
голосу вообще противопоказано громкое пение даже в среднем и старшем
возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Петь следует с
предельной осторожностью.
Некоторые ребята ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это
не совсем так, даже если оставить в стороне выразительность пения. Песня
должна исполняться в точном соответствии с указаниями композитора и
интерпретацией дирижера: где-то громче, где-то тише. Все это зависит от
смысла, от содержания, настроения пения. А все время петь громко – и нелепо,
и некрасиво. Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует
звук, он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной
естественностью – только при соблюдении этого условия создаются предпосылки
для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком
низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и
силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос.
Известно, что дети любят покричать. Особенно это свойственно мальчишкам. Все
замечали, какой шум и гул стоит во время детских игр в футбол, хоккей,
волейбол. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. При наличии
дефектов голосового аппарата ребенок поет неправильно, причем создается
ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что
точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно
беседовать с детьми о том, как бережно относиться к своему голосу.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. В зависимости от
возраста дыхание видоизменяется. Внимание хормейстера должно быть постоянно
направлено на певческое дыхание, естественно, глубокое и ровное. Момент
образования звука называется атакой. Различаются три вида атаки: твердая,
мягкая и придыхательная. Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук
получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно,
звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью.
Чаще всего придыхательная атака свидетельствует о болезни горла, возможных
узелках на связках, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе и т.д. В
практике хорового пения следует добиваться у детей смыкания связок, используя
мягкую и твердую атаки.
При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку, как
наиболее щадящую голосовой аппарат. Своеобразной проверкой правильного
певческого дыхания служит цепкое дыхание. В этом случае певец сам
контролирует свое дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка
заканчивает пение и вновь берет дыхание, повторяя тот же звук.
Звук образующийся в гортани, очень слаб, и его усиление, а также тембровая
окраска происходит во время попадания звука в пространства (полости),
называемые резонаторами. В младшем хоре у детей преобладает верхний
резонатор. У более старших детей постепенно появляется грудной резонатор.
Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца.
В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и
нежностью звука. Они делятся на дисканты и альт. Дискант – высокий детский
голос, его диапазон до1 – соль 2, альт – низкий детский
голос, его диапазон – сольм – ми2. Различают три этапа
развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная
возрастная группа.
1. 7-10 лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все –
дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса
свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют
только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон
ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми
1 – ля2. тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача
руководителя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех
звуках небольшого диапазона.
2. Одиннадцать-тринадцать лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах
детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с
развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать
более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и
альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2
; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим
– до2.
В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три
регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает
звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не
наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий
от природы
смешанный тип
регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не
совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны
голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса,
особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В
предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и
характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых
мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой
тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов
исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.
3. Тринадцать-пятнадцать лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с
периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних
постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость
голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и
речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от
нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного
периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача
руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках