Особенности развития детского голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о
детском пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о
вокальных требованиях, предъявляемых к детям в разное время, о различных
методических приемах в обучении пению и их обосновании.

Оглавление

1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его
исследования.
2. Направления в работе с детским голосом.
3. Слух – главный регулятор певческого поведения голосового аппарата.
4. Проблема «гудошников».
5. Вокально-хоровая работа в детском хоре.
6. 4 этапа развития детского голоса.
7. Этапы оптимального голосообразования (грудной, фальцетный регистры).

Файлы: 1 файл

Курсовая хоровое пение.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в  более низкую

партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Очень

важно, чтобы  руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих

предмутационный период, и вовремя мог реагировать  на все изменения в голосе.

4. Шестнадцать  – девятнадцать лет, юношеский возраст. Хоры этой возрастной

категории состоят  обычно из трех партий: сопрано, альты  – голоса девушек;

тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано:

до1 – соль2; альты: лям – ре2;

мужская партия: сиб – до1.

В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать

форсированного  звука, развивать технику дыхания  и весьма осторожно расширять

диапазон. Крикливое  пение может нанести большой  вред нежным, неокрепшим

связкам. Весь певческий  процесс в певческом хоре должен корректироваться

физическими возможностями  детей и особенностями детской  психики.

Хорошее пение  как искусство является результатом  продолжительной работы. По

ходу разучивания  песни дети получают элементарные сведения о музыке,

средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с

основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику;

исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с

точки зрения механизма  звукообразования и целесообразности их использования.

Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей  может быть эффективным

на основе правильного  пения, в процессе которого должны формироваться  и

правильные певческие  навыки. Выразительность исполнения формируется на основе

осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая

зависимость выразительности  пения от эмоциональной отзывчивости на музыку,

следует заметить, что не у всех детей эта способность  одинаково развита. Она

определяется  общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть

результат развития слуха во всех его проявлениях. Выразительность  вокального

исполнения является признаком вокальной культуры. В  ней проявляется

субъективное  отношение ребенка к окружающему  через исполнение и передачу

определенного художественного образа. Выразительность  возникает только тогда,

когда ребенок  проявляет свое отношение к исполняемому вследствие понимания

того, о чем  говорится в данном произведении. Непринужденное исполнение всегда

выразительно. Однако оно возможно только на каком-то начальном этапе

разучивания произведения и связанно с элементом новизны  восприятия. Как

только произведение становится известным, оно уже наскучило  детям, ощущение

новизны утрачено и непринужденность исполнения потеряна. Сохраняя

непосредственность  исполнения, следует постепенно и  осторожно развивать у

детей навык  произвольной выразительности в  результате осознанной

направленности  их волевых усилий.

Перенапряженное звучание не может считаться целесообразным ни для развития

детского голоса, ни быть приемлемым с эстетической точки зрения. Поиски

оптимального  звучания голоса связаны с работой  над устранением различных

недостатков в  функционировании голосового аппарата певца. Работа любой части

голосового аппарата отражается на способе колебания голосовых складок –

источнике звука  – по типу того или иного регистра, что предопределяет и

основные характеристики певческого звука. Поэтому понятие  об оптимальном

голосообразовании у детей мы относим к регистровому режиму. Так как фальцетом

можно спеть  практически весь диапазон голоса, а грудным – лишь нижнюю часть

его, фальцетный режим в детской певческой  практике многие специалисты считают

единственно приемлемым как не допускающим перегрузки и  чрезмерных напряжений

в звуке. Однако грудной регистр необязательно должен быть напряженным или

неизбежно связан с перенапряжением, если он не выходит  за пределы своего

диапазона. Если знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и

умело его использовать, то вреда для голоса не будет. При академическом пении

возникает необходимость  использования более широкого звуковысотного диапазона

при различной  нюансировке и тембральной насыщенности. Если руководствоваться

принципом «от  простого к сложному», то эта последовательность имеет общее

направление –  от чистых регистров к смешанным. В зависимости от

индивидуальных  особенностей голоса ребенка начинать следует с того голосового

регистра, который  он использует при спонтанном пении  наиболее часто. Следует

иметь в виду, что один и тот же регистр у детей даже одного возраста так же,

как и у различных  по своей природе голосов взрослых, звучит по-разному, в

зависимости от анатомо-морфологического развития и  состояния всего организма

и, в частности, голосового аппарата. В связи с  индивидуальными особенностями

на первом этапе  работы целесообразно начать с того типа регистрового

звучания, к которому проявляется склонность у ребенка  от природы. Конечно,

можно научить  его петь в любом регистре, но большего успеха добьется тот

учитель, который  будет начинать работу с учеником, учитывая природу его

голоса. Даже в  случае свободного владения всеми возможными голосовыми

регистрами индивидуальные особенности певца проявятся  в том, что в каком-то

регистре его  голос будет звучать наилучшим  образом. Основные этапы

формирования  оптимального голосообразования у  детей зависят от условий

занятий: при  индивидуальном и коллективном обучении.

В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа педагога должна быть

направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того

регистрового  режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. На

втором этапе  формируется навык сознательного  использования регистров в

соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным

переключением, скачком, с одного регистра на другой, необходимо формировать

умение постепенно и плавно переходить от фальцетного  регистра к грудному

через микстовый  или постепенном тембральном  обогащении его.

На четвертом  этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика

произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность

каждого этапа  всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как

часто будут  проводиться занятия, от педагогического  воздействия,

восприимчивости ученика, его музыкальных способностей. В условиях

коллективного обучения трудно создать наилучшие  условия для развития голосов

всех видов. По видимому, и при коллективном обучении пению целесообразнее

будет использовать все виды регистрового звучания. Задача развития детского

голоса при  коллективном обучении пению усложняется  тем, что кроме вокальных

навыков необходимо заботиться и о хоровых, которые  формируются параллельно с

первыми и оказывают  влияние друг на друга. На начальном  этапе работы первой

хоровой задачей  педагога является приведение хора к общему тону, т.е.

выработка унисона.

Своеобразие голосообразования  у детей открывает перспективу  дальнейшей

разработки системы  развития у них певческого голоса в различном возрасте с

учетом индивидуальных особенностей.

     Литература:

     1.      Г.П. Стулова «Развитие детского  голоса в процессе обучения  пению»

(Москва, издательство  «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.).

     2.      Г.А. Струве «Школьный хор» (Москва, Просвещение, 1981 г.)

     3.      Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» (Москва,

«Музыка», 1988 г.).

     4.      «Развитие детского голоса» (ред.  В.Н. Шацкой) (Москва, 1963 г.).

     5.      «Детский голос» (Экспериментальные  исследования) под редакцией

В.Н. Шацкой. Издательство «Педагогика», Москва, 1970 г.

    

Информация о работе Особенности развития детского голоса