Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о
детском пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о
вокальных требованиях, предъявляемых к детям в разное время, о различных
методических приемах в обучении пению и их обосновании.
1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его
исследования.
2. Направления в работе с детским голосом.
3. Слух – главный регулятор певческого поведения голосового аппарата.
4. Проблема «гудошников».
5. Вокально-хоровая работа в детском хоре.
6. 4 этапа развития детского голоса.
7. Этапы оптимального голосообразования (грудной, фальцетный регистры).
принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую
партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Очень
важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих
предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе.
4. Шестнадцать – девятнадцать лет, юношеский возраст. Хоры этой возрастной
категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса девушек;
тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано:
до1 – соль2; альты: лям – ре2;
мужская партия: сиб – до1.
В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать
форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять
диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим
связкам. Весь певческий процесс в певческом хоре должен корректироваться
физическими возможностями детей и особенностями детской психики.
Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. По
ходу разучивания песни дети получают элементарные сведения о музыке,
средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с
основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику;
исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с
точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования.
Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным
на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и
правильные певческие навыки. Выразительность исполнения формируется на основе
осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая
зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку,
следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она
определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть
результат развития слуха во всех его проявлениях. Выразительность вокального
исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется
субъективное
отношение ребенка к
определенного художественного образа. Выразительность возникает только тогда,
когда ребенок проявляет свое отношение к исполняемому вследствие понимания
того, о чем говорится в данном произведении. Непринужденное исполнение всегда
выразительно. Однако оно возможно только на каком-то начальном этапе
разучивания произведения и связанно с элементом новизны восприятия. Как
только произведение становится известным, оно уже наскучило детям, ощущение
новизны утрачено и непринужденность исполнения потеряна. Сохраняя
непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у
детей навык произвольной выразительности в результате осознанной
направленности их волевых усилий.
Перенапряженное звучание не может считаться целесообразным ни для развития
детского голоса, ни быть приемлемым с эстетической точки зрения. Поиски
оптимального звучания голоса связаны с работой над устранением различных
недостатков в функционировании голосового аппарата певца. Работа любой части
голосового аппарата отражается на способе колебания голосовых складок –
источнике звука – по типу того или иного регистра, что предопределяет и
основные характеристики певческого звука. Поэтому понятие об оптимальном
голосообразовании у детей мы относим к регистровому режиму. Так как фальцетом
можно спеть практически весь диапазон голоса, а грудным – лишь нижнюю часть
его, фальцетный режим в детской певческой практике многие специалисты считают
единственно приемлемым как не допускающим перегрузки и чрезмерных напряжений
в звуке. Однако грудной регистр необязательно должен быть напряженным или
неизбежно связан с перенапряжением, если он не выходит за пределы своего
диапазона. Если знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и
умело его использовать, то вреда для голоса не будет. При академическом пении
возникает необходимость использования более широкого звуковысотного диапазона
при различной
нюансировке и тембральной
принципом «от простого к сложному», то эта последовательность имеет общее
направление – от чистых регистров к смешанным. В зависимости от
индивидуальных особенностей голоса ребенка начинать следует с того голосового
регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Следует
иметь в виду, что один и тот же регистр у детей даже одного возраста так же,
как и у различных
по своей природе голосов
зависимости от анатомо-морфологического развития и состояния всего организма
и, в частности, голосового аппарата. В связи с индивидуальными особенностями
на первом этапе работы целесообразно начать с того типа регистрового
звучания, к которому проявляется склонность у ребенка от природы. Конечно,
можно научить его петь в любом регистре, но большего успеха добьется тот
учитель, который будет начинать работу с учеником, учитывая природу его
голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми
регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком-то
регистре его голос будет звучать наилучшим образом. Основные этапы
формирования оптимального голосообразования у детей зависят от условий
занятий: при индивидуальном и коллективном обучении.
В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа педагога должна быть
направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того
регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. На
втором этапе
формируется навык
соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным
переключением, скачком, с одного регистра на другой, необходимо формировать
умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному
через микстовый или постепенном тембральном обогащении его.
На четвертом этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика
произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность
каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как
часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия,
восприимчивости ученика, его музыкальных способностей. В условиях
коллективного обучения трудно создать наилучшие условия для развития голосов
всех видов. По видимому, и при коллективном обучении пению целесообразнее
будет использовать все виды регистрового звучания. Задача развития детского
голоса при коллективном обучении пению усложняется тем, что кроме вокальных
навыков необходимо заботиться и о хоровых, которые формируются параллельно с
первыми и оказывают влияние друг на друга. На начальном этапе работы первой
хоровой задачей педагога является приведение хора к общему тону, т.е.
выработка унисона.
Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу дальнейшей
разработки системы развития у них певческого голоса в различном возрасте с
учетом индивидуальных особенностей.
Литература:
1.
Г.П. Стулова «Развитие
(Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.).
2. Г.А. Струве «Школьный хор» (Москва, Просвещение, 1981 г.)
3. Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» (Москва,
«Музыка», 1988 г.).
4.
«Развитие детского голоса» (
5. «Детский голос» (Экспериментальные исследования) под редакцией
В.Н. Шацкой. Издательство «Педагогика», Москва, 1970 г.