Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа
Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о
детском пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о
вокальных требованиях, предъявляемых к детям в разное время, о различных
методических приемах в обучении пению и их обосновании.
1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его
исследования.
2. Направления в работе с детским голосом.
3. Слух – главный регулятор певческого поведения голосового аппарата.
4. Проблема «гудошников».
5. Вокально-хоровая работа в детском хоре.
6. 4 этапа развития детского голоса.
7. Этапы оптимального голосообразования (грудной, фальцетный регистры).
вызвать у него отвращение к пению. С математической точностью в этих
исследованиях
вычисляется возможный
голосовых перемещений.
Остановимся еще на одном вопросе, относящемся к развитию музыкального слуха и
вообще музыкальности детей и молодежи. Часто из-за нерационального
использования «механической музыки» у них снижается музыкальный слух,
восприятие, память.
Этому вопросу в 1960-1965 годах были посвящены специальные исследования:
акустические – Д.Д. Юрченко (Москва); В.П. Морозова и А.М. Разварина
(Петербург); физиологические – М.П. Блиновой (Петербург); психологические и
педагогические – чешских ученых.
Авторы подчеркивают, что музыкальное воспитание может осуществляться только в
неразрывной связи с обучением, когда слух и голос развиваются в благоприятных
условиях, когда учащиеся имеют возможность сосредоточиться, почувствовать и
осознать красоту и силу воздействия музыки, приобрести умения в исполнении
песен на должном художественном уровне, развить свой вкус. Безусловно, в
школах для воспроизведения музыки следует применять механические приборы
только хорошего качества, кроме того, нужно умело их использовать.
Порой громкие звуки радио или магнитофона превращаются в «звуковой фон» нашей
жизни, отрицательно влияют на нервную систему, препятствующий эстетическому
восприятию, не говоря уже о музыкальном воспитании детей в семье. Это
печальный факт, с которым нужно бороться.
Состояние всех
областей современной системы
побуждает педагогов самых разных специальностей вести поиск новых методов,
новых подходов и концепций обучения. Не является исключением и все, что
связано с голосом: профессиональный вокал, хоровая работа в самодеятельности,
вокально-хоровое обучение детей, сценическая речь.
Вопрос «зачем мы учим детей петь?» представляется тривиальным и риторическим.
Однако, при ближайшем рассмотрении можно выяснить, что далеко не всегда
ставится верная цель обучения и, тем более, избираются средства. Говорить
красивым выразительным голосом так же приятно, как модно одеваться, чистить
зубы и здороваться при встрече. Итак, а каких же направлениях идет работа с
детскими голосами? Их будет четыре. Первое, пока самое распространенное –
«эксплуатационное». Суть его проста: идет отбор детей, способных более-менее
чисто интонировать (там, где есть из кого выбирать) и с ними разучивается
репертуар – как детская музыка, так и аранжировка классики. Качество таких
хоров зависит от возможности отбора, т.е. от того, где работает хор, каковы
«абитуриенты», и от музыкальной и вокальной культуры руководителя, его
вокального слуха и возможностей собственного голоса. Момент эксплуатации
заключается в том, что с детьми не ведется никакой специальной работы по
постановке голоса, в результате чего дети поют каждый в силу своего понимания
дела. А понимание таково: если у ребенка нет никаких представлений о голосе,
кроме обыденной речи, то этот ребенок будет интонировать речевым голосом,
т.е. петь в «грудном» (нефальцетном) регистре по мере его природных
звуковысотных и динамических возможностей (в основном в 1 октаве и громко).
Такие хоры испытывают трудности в исполнении классики как в тембровом,
образном отношении, так и в реализации тесситуры и диапазона. Солистами в
таких коллективах становятся особо от природы одаренные дети, причем, не
обязательно в вокальном отношении, скорее – в слуховом и координационном,
каковых детей обычно единицы. Их пение – это выразительная мелодекламация. В
таких хорах часты заболевания детей (особенно узелковые ларингиты) и во
взрослом состоянии бывшие хористы эксплуатационных хоров, как правило, не
поют. Самое страшное во всем этом, это система отчетности творческой работы
детских коллективов, заключающаяся в выступлениях на разных торжественных
мероприятиях, когда качество работы оценивается не специалистами, и не по
вокально-музыкальному уровню хора, а по массовости. Еще одно направление
вокально-хоровой работы с детьми для начального этапа развития голоса. Это
использование звуковысотной зоны выше «середины» и в фальцетном регистре.
Расхождения не только в звуковысотности, но и в физиологическом механизме
голосообразования. Отсюда эффективность и, если так можно выразиться,
«гигиеничность» работы хормейстеров этого направления.
Следующее направление отличается тем, что музыка пишется специально для детей
и специально для развития их вокальных способностей. Детям в игровой ситуации
(детская опера)
предлагается музыкальный
постепенно повышающимся уровнем сложности.
Пение оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на
самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом
– этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и
соответственным образом воспитывать.
Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и
развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с
сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь
дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. В Японии, например, где
широко распространена дыхательная гимнастика, редко встречается инфаркт
миокарда. Пение
тренирует также
которого речь человека становится нечеткой, нелепой, до слушающего не
доносится главный компонент речи – ее содержание. Правильная ясная речь
характеризует правильное мышление.
Голос у человека появляется с момента рождения (врожденный, безусловный
защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных,
условнорефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом
ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый
кинестетическими рецепторами (мышечное чувство).
Главную роль в пении выполняет гортань (конечно, совместно в дыхании). Слух
является главным
регулятором и корректором
всего голосового аппарата, ему прежде всего должно быть уделено внимание при
воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосами,
как об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должно идти всегда
впереди. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти еще до их
использования в речи или пении: в этом отношении окружающая среда имеет
огромное значение. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше. Уже в
ясельном возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные говорящие
и поющие голоса, а не грубые окрики. Наиболее благоприятные условия для
музыкального и вокального развития имеются в детских садах. Ребята поют там
ежедневно, что
очень важно для тренажа
чем же поют дошкольники, если у них только к 7-8 годам начинается
формирование вокальных мышц? Поют они главным образом за счет натяжения
голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц,
вследствие чего голосок у них мал по диапазону (не более одной октавы) и
невелик по силе. Разницы в устройстве голосового аппарата у мальчиков и
девочек в этом возрасте не отмечается. Многие мышцы слабо развиты. Школьный
возраст мы делим на три периода: 1) домутационный; 2) мутационный; 3)
послемутационный. Значение слуха для пения особенно наглядно выявилось при
изучении плохой интонации у первоклассников.
Большинство плохо интонирующих страдало тем или другим дефектом органов
слуха. Многие инфекции дают осложнение на слуховой орган, вызывая понижение
слуха, а для музыканта и певца острота слуха совершенно необходима. Вот
почему мы начинаем осмотр поющих всегда с органа слуха. Музыканты-педагоги
очень часто встречаются в своей практике со случаями так называемого
«немузыкального слуха». Таких детей нередко отстраняют от всеобщего
музыкального образования и в первую очередь – от уроков пения. У детей
постепенно создается глубокий и упорный комплекс представлений о своей
музыкальной неполноценности, от которого он не может избавиться чаще всего до
конца жизни. Надо попробовать протянуть таким детям руку помощи, и они
изменят свой взгляд на безнадежность положения. Мы должны предоставить
учащимся с плохо развитым музыкальным слухом возможность сравнивать свое
собственное пение c пением лучших учеников. Причины неточного интонирования
могут быть и иные, нежели низкий уровень развития звуковысотного слуха.
В одном детском саду (в г. Москва) повели такой эксперимент, цель –
сопоставить порог звуковысотного восприятия детей дошкольного возраста и их
способность точно интонировать заданный тон. Задание 1: повторить голосом
отдельные звуки, прозвучавшие на рояле, духовой гармошке или пропетые
экспериментатором. При этом создавалась какая-либо игровая ситуация,
связанная с просьбой позвать кого-нибудь или подражать голосами различных
животных, птиц, гудку паровоза и т.п. Если усилия ребенка после 2-й или 3-й
попытки не приводили к результату, то фиксировалось отсутствие умения
правильно интонировать. Качество вокального интонирования у большинства детей
зависит не только от их способности точно выделить основную частоту тона.
Если ребенок слышат, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые
заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема
неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве
звуковысотного
слуха, сколько в способе
В домутационном периоде было установлено, что качество звуковысотного