Особенности развития детского голоса

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Различные литературные источники раскрывают перед нами историю вопроса о
детском пении, о певческом голосе детей, об особенностях его звучания, о
вокальных требованиях, предъявляемых к детям в разное время, о различных
методических приемах в обучении пению и их обосновании.

Оглавление

1. Исторический обзор проблемы развития детского голоса и методов его
исследования.
2. Направления в работе с детским голосом.
3. Слух – главный регулятор певческого поведения голосового аппарата.
4. Проблема «гудошников».
5. Вокально-хоровая работа в детском хоре.
6. 4 этапа развития детского голоса.
7. Этапы оптимального голосообразования (грудной, фальцетный регистры).

Файлы: 1 файл

Курсовая хоровое пение.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

вызвать у него отвращение к пению. С математической точностью в этих

исследованиях вычисляется возможный диапазон, регистровые границы, характер

голосовых перемещений.

Остановимся еще  на одном вопросе, относящемся к  развитию музыкального слуха и

вообще музыкальности  детей и молодежи. Часто из-за нерационального

использования «механической музыки» у них  снижается музыкальный слух,

восприятие, память.

Этому вопросу  в 1960-1965 годах были посвящены специальные  исследования:

акустические  – Д.Д. Юрченко (Москва); В.П. Морозова и А.М. Разварина

(Петербург); физиологические – М.П. Блиновой (Петербург); психологические и

педагогические  – чешских ученых.

Авторы подчеркивают, что музыкальное воспитание может  осуществляться только в

неразрывной связи  с обучением, когда слух и голос  развиваются в благоприятных

условиях, когда учащиеся имеют возможность сосредоточиться, почувствовать и

осознать красоту  и силу воздействия музыки, приобрести умения в исполнении

песен на должном  художественном уровне, развить свой вкус. Безусловно, в

школах для  воспроизведения музыки следует применять механические приборы

только хорошего качества, кроме того, нужно умело  их использовать.

Порой громкие  звуки радио или магнитофона  превращаются в «звуковой фон» нашей

жизни, отрицательно влияют на нервную систему, препятствующий эстетическому

восприятию, не говоря уже о музыкальном воспитании детей в семье. Это

печальный факт, с которым нужно бороться.

Состояние всех областей современной системы образования  и воспитания

побуждает педагогов  самых разных специальностей вести  поиск новых методов,

новых подходов и концепций обучения. Не является исключением и все, что

связано с голосом: профессиональный вокал, хоровая работа в самодеятельности,

вокально-хоровое  обучение детей, сценическая речь.

Вопрос «зачем мы учим детей петь?» представляется тривиальным и риторическим.

Однако, при ближайшем  рассмотрении можно выяснить, что  далеко не всегда

ставится верная цель обучения и, тем более, избираются средства. Говорить

красивым выразительным  голосом так же приятно, как модно  одеваться, чистить

зубы и здороваться при встрече. Итак, а каких же направлениях идет работа с

детскими голосами? Их будет четыре. Первое, пока самое  распространенное –

«эксплуатационное». Суть его проста: идет отбор детей, способных более-менее

чисто интонировать (там, где есть из кого выбирать) и с ними разучивается

репертуар –  как детская музыка, так и аранжировка  классики. Качество таких

хоров зависит  от возможности отбора, т.е. от того, где работает хор, каковы

«абитуриенты», и от музыкальной и вокальной  культуры руководителя, его

вокального слуха и возможностей собственного голоса. Момент эксплуатации

заключается в  том, что с детьми не ведется никакой  специальной работы по

постановке голоса, в результате чего дети поют каждый в силу своего понимания

дела. А понимание  таково: если у ребенка нет никаких представлений о голосе,

кроме обыденной  речи, то этот ребенок будет интонировать речевым голосом,

т.е. петь в «грудном» (нефальцетном) регистре по мере его  природных

звуковысотных и динамических возможностей (в основном в 1 октаве и громко).

Такие хоры испытывают трудности в исполнении классики как в тембровом,

образном отношении, так и в реализации тесситуры  и диапазона. Солистами в

таких коллективах  становятся особо от природы одаренные  дети, причем, не

обязательно в  вокальном отношении, скорее – в слуховом и координационном,

каковых детей  обычно единицы. Их пение – это  выразительная мелодекламация. В

таких хорах  часты заболевания детей (особенно узелковые ларингиты) и во

взрослом состоянии  бывшие хористы эксплуатационных хоров, как правило, не

поют. Самое страшное во всем этом, это система отчетности творческой работы

детских коллективов, заключающаяся в выступлениях на разных торжественных

мероприятиях, когда  качество работы оценивается не специалистами, и не по

вокально-музыкальному уровню хора, а по массовости. Еще одно направление

вокально-хоровой  работы с детьми для начального этапа  развития голоса. Это

использование звуковысотной зоны выше «середины» и в фальцетном регистре.

Расхождения не только в звуковысотности, но и в  физиологическом механизме

голосообразования. Отсюда эффективность и, если так  можно выразиться,

«гигиеничность» работы хормейстеров этого направления.

Следующее направление  отличается тем, что музыка пишется  специально для детей

и специально для  развития их вокальных способностей. Детям в игровой ситуации

(детская опера)  предлагается музыкальный материал  оригинальной и очень

постепенно повышающимся уровнем сложности.

Пение оказывает  могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на

самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом

– этим замечательным  даром природы, который с детства  нужно беречь и

соответственным образом воспитывать.

Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и

развивает его  слух, дыхательную систему, а последняя  тесно связана с

сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь

дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. В Японии, например, где

широко распространена дыхательная гимнастика, редко встречается инфаркт

миокарда. Пение  тренирует также артикуляционный  аппарат, без активной работы

которого речь человека становится нечеткой, нелепой, до слушающего не

доносится главный  компонент речи – ее содержание. Правильная ясная речь

характеризует правильное мышление.

Голос у человека появляется с момента рождения (врожденный, безусловный

защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования  цепных,

условнорефлекторных реакций, возникает разговорный  и певческий голос. В этом

ему помогают и  слух, и зрение, и артикуляционный  аппарат, очень богатый

кинестетическими  рецепторами (мышечное чувство).

Главную роль в  пении выполняет гортань (конечно, совместно в дыхании). Слух

является главным  регулятором и корректором певческого поведения гортани и

всего голосового аппарата, ему прежде всего должно быть уделено внимание при

воспитании голоса. Слух развивается не попутно и  не одновременно с голосами,

как об этом часто  пишут, а его развитие и воспитание должно идти всегда

впереди. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти еще до их

использования в речи или пении: в этом отношении  окружающая среда имеет

огромное значение. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше. Уже в

ясельном возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные говорящие

и поющие голоса, а не грубые окрики. Наиболее благоприятные  условия для

музыкального  и вокального развития имеются в  детских садах. Ребята поют там

ежедневно, что  очень важно для тренажа голосового аппарата. Возникает вопрос:

чем же поют дошкольники, если у них только к 7-8 годам начинается

формирование  вокальных мышц? Поют они главным  образом за счет натяжения

голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц,

вследствие чего голосок у них мал по диапазону (не более одной октавы) и

невелик по силе. Разницы в устройстве голосового аппарата у мальчиков и

девочек в этом возрасте не отмечается. Многие мышцы  слабо развиты. Школьный

возраст мы делим  на три периода: 1) домутационный; 2) мутационный; 3)

послемутационный. Значение слуха для пения особенно наглядно выявилось при

изучении плохой интонации у первоклассников.

Большинство плохо  интонирующих страдало тем или другим дефектом органов

слуха. Многие инфекции дают осложнение на слуховой орган, вызывая понижение

слуха, а для  музыканта и певца острота  слуха совершенно необходима. Вот

почему мы начинаем осмотр поющих всегда с органа слуха. Музыканты-педагоги

очень часто  встречаются в своей практике со случаями так называемого

«немузыкального слуха». Таких детей нередко отстраняют от всеобщего

музыкального  образования и в первую очередь  – от уроков пения. У детей

постепенно создается  глубокий и упорный комплекс представлений  о своей

музыкальной неполноценности, от которого он не может избавиться чаще всего до

конца жизни. Надо попробовать протянуть таким  детям руку помощи, и они

изменят свой взгляд на безнадежность положения. Мы должны предоставить

учащимся с  плохо развитым музыкальным слухом возможность сравнивать свое

собственное пение c пением лучших учеников. Причины неточного интонирования

могут быть и  иные, нежели низкий уровень развития звуковысотного слуха.

В одном детском  саду (в г. Москва) повели такой эксперимент, цель –

сопоставить порог  звуковысотного восприятия детей дошкольного  возраста и их

способность точно  интонировать заданный тон. Задание 1: повторить голосом

отдельные звуки, прозвучавшие на рояле, духовой гармошке или пропетые

экспериментатором. При этом создавалась какая-либо игровая ситуация,

связанная с  просьбой позвать кого-нибудь или подражать голосами различных

животных, птиц, гудку паровоза и т.п. Если усилия ребенка после 2-й или 3-й

попытки не приводили  к результату, то фиксировалось отсутствие умения

правильно интонировать. Качество вокального интонирования  у большинства детей

зависит не только от их способности точно выделить основную частоту тона.

Если ребенок  слышат, что он поет не ту мелодию  или отдельные звуки, которые

заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема

неумения правильно  интонировать заключается не столько в качестве

звуковысотного  слуха, сколько в способе звукообразования.

В домутационном  периоде было установлено, что качество звуковысотного

Информация о работе Особенности развития детского голоса