Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера экономики муниципального сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления отдела по работе с населением ООО " ЖКХ п. Селенгинск ".
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством;
2. определить функции и задачи управления отдела по работе с населением ООО " ЖКХ п. Селенгинск " и проблемы;
3. исследовать особенности организационной структуры и работы отдела по работе с населением в ООО "ЖКХ п. Селенгинск "

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления жилищно – коммунального хозяйства………………..….5
Управление муниципальной сферой жилищно – коммунального хозяйства………………..…...5
Жилищно- коммунальное хозяйство как важнейшая сфера управления в обществе………..…..9
Управление ЖКХ и возникающие проблемы…………………………………………………..…11
Глава 2. Анализ внутренней среды ООО «ЖКХ п. Селенгинск» как объекта
управления…………………………………………………………..……………………………………….17
2.1 Характеристика отдела по работе с населением ООО «ЖКХ п. Селенгинск» и система
управления им…………………………………………………………………………………...………..…17
2.2 Функции и задачи управления отдела по работе с населением ООО «ЖКХ
п. Селенгинск»…………………………………………………………………………………..……….….18
2.3 Анализ деятельности отдела по работе с населением ООО
«ЖКХ п. Селенгинск» ……………………………………………………………………………….……..20
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию отдела по работе с населением ООО
«ЖКХ п. Селенгинск»……………..…………………………………………………………………….…22
3.1 Мероприятия по созданию домового комитета…………………………………………………...…..22
3.2 Мероприятия по привлечению в отдел по работе с населением ООО
«ЖКХ п. Селенгинск» специалистов юридического профиля…………………...……..……………..…28
3.3 Мероприятие по внедрению в отдел по работе с населением ООО «ЖКХ
п. Селенгинск» информационных технологий…………………..……..……………………………..…..29
Заключение …………………………………………………………………………………………...……..31
Список литературы………………………………………………………………………………...………..34

Файлы: 1 файл

эк мун сект.docx

— 126.40 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

Восточно - Сибирский государственный  университет технологий и управления

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «ЭТНМЭ»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

«Жилищно-коммунальное хозяйство  как важнейшая сфера экономики  муниципального сектора»

 

 

 

 

 

Выполнил: Гармаева А.Р.

Проверил: Чимитова А.Б.

 

 

 

 

 

 

г.Улан-Удэ

2013г

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Теоретические аспекты  управления жилищно – коммунального  хозяйства………………..….5

    1. Управление муниципальной сферой жилищно – коммунального хозяйства………………..…...5
    2. Жилищно- коммунальное хозяйство как важнейшая сфера управления в обществе………..…..9
    3. Управление ЖКХ и возникающие проблемы…………………………………………………..…11

Глава 2. Анализ внутренней среды ООО «ЖКХ п. Селенгинск» как объекта

управления…………………………………………………………..……………………………………….17

2.1 Характеристика отдела по работе с населением ООО «ЖКХ п. Селенгинск» и система

управления им…………………………………………………………………………………...………..…17

2.2 Функции и задачи управления отдела по работе с населением ООО «ЖКХ

п. Селенгинск»…………………………………………………………………………………..……….….18

2.3 Анализ деятельности отдела по работе с населением ООО

«ЖКХ п. Селенгинск» ……………………………………………………………………………….……..20

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию  отдела по работе с населением ООО

 «ЖКХ п. Селенгинск»……………..…………………………………………………………………….…22

3.1 Мероприятия по созданию  домового комитета…………………………………………………...…..22

3.2 Мероприятия по привлечению  в отдел по работе с населением ООО

«ЖКХ п. Селенгинск» специалистов юридического профиля…………………...……..……………..…28

3.3 Мероприятие по внедрению в отдел по работе с населением ООО «ЖКХ

п. Селенгинск» информационных технологий…………………..……..……………………………..…..29

Заключение …………………………………………………………………………………………...……..31

Список литературы………………………………………………………………………………...………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний  день жилищно-коммунальное хозяйство  все еще остается сферой, которую  мало затронули рыночные преобразования. Финансирование текущих расходов коммунальных предприятий более чем на 45% осуществляется за счет бюджетных дотаций, производство коммунальных услуг полностью сосредоточено  в локальных монополиях, отсутствует  конкуренция и стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается  привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции.

Жилищно-коммунальные услуги являются одним из важнейших показателей  качества жизни людей, жилищно-коммунальное хозяйство - это важнейший сектор экономики. Поэтому включение жилищно-коммунального  хозяйства в систему рыночных отношений, изменение механизма  управления этой сферой, ее реформирование влияет на весь ход экономической  реформы в России.

Для России более характерной  является трехуровневая система  муниципального управления. На первом уровне находится собственник жилья, в функции которого входит разработка жилищно-коммунальной политики и решение  таких задач, как формирование объективно обоснованной тарифной политики, планирование реконструкции и модернизации жилья, контроль за использованием средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального  хозяйства, и за деятельностью монополистов, организация мероприятий по предоставлению компенсаций за жилищно-коммунальные услуги. На втором уровне располагается  служба заказчика, призванная обеспечить содержание и эксплуатацию жилого фонда, выбор подрядчика для выполнения услуг и заключение с ним договоров, контроль за качеством предоставляемых  услуг. На третьем уровне находятся  подрядчики, непосредственно производящие жилищно-коммунальные услуги[8].

Ключевой проблемой нового этапа реформирования ЖКХ является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов  различных организационно - правовых форм. Также, элементом управления жилищно-коммунального  хозяйства является механизм финансирования. Он включает разработку гибкой системы  формирования жилищно-коммунальных платежей в соответствии с объемом и  качеством потребляемых услуг способствует поддержке социально незащищенных групп населения.

В конечном итоге успех  жилищно-коммунальной реформы будет  определяться тем, насколько синхронно  станут осуществляться ее мероприятия, в какой мере при этом будет  обеспечена гласность и информированность  населения об ожидаемых и достигнутых  результатах на каждом ее этапе[2].

Объектом исследования является отдел по работе с населением ООО  «ЖКХ п. Селенгинск».

Предмет исследования - управление отделом по работе с населением ООО «ЖКХ п. Селенгинск».

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления отдела по работе с населением ООО " ЖКХ п. Селенгинск ".

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. изучить теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством;

2. определить функции  и задачи управления отдела  по работе с населением ООО  " ЖКХ п. Селенгинск " и проблемы;

3. исследовать особенности  организационной структуры и  работы отдела по работе с  населением в ООО "ЖКХ п. Селенгинск ";

4. проанализировать уровень  организации отдела по работе  с населением ООО " ЖКХ п. Селенгинск";

5. разработать мероприятия по совершенствованию системы управления отдела по работе с населением в ООО "ЖКХ п. Селенгинск".

Курсовая работа состоит  из введения, трёх глав, заключения и  списка литературы. В первой главе  рассмотрены теоретические аспекты  жилищно-коммунального хозяйства, а  именно управление муниципальной сферой жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера  управления в обществе, управление ЖКХ и возникающие проблемы.

Во второй главе изучен анализ внутренней среды ООО "ЖКХ п. Селенгинск" как объекта управления. В ней изучены функции, задачи управления отдела по работе с населением ООО "ЖКХ п. Селенгинск", анализ деятельности отдела по работе с населением ООО "ЖКХ п. Селенгинск".

В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию  отдела по работе с населением ООО "ЖКХ п. Селенгинск".

В заключении сделаны выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты управления жилищно –  коммунального хозяйства

 

    1. Управление муниципальной сферой жилищно – коммунального хозяйства

 

Становление рынка жилья  и жилищно-коммунальных услуг в  России - одно из наиболее сложных направлений  социально-экономического реформирования. В течение многих лет ЖКХ формировалось  как сложная, многоотраслевая система  в условиях централизованного управления, охватывающая более 30 различных видов  деятельности. Россия, как страна с  высоким уровнем урбанизации (более 70% населения проживает в городах), имеет жилищный фонд и коммунальную инфраструктуру, по своему масштабу составляющие весомую долю в национальном богатстве, однако, их состояние не соответствует  технологическому и экономическому потенциалу страны.

Уровень обеспечения населения  жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) - один из самых важных показателей  качества жизни на территории муниципального образования. Управление ЖКХ, согласно ФЗ 2003г. "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ", относится  в основном к компетенции поселений[1].

Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом относится в основном к компетенции поселений. На муниципальные  районы возложены межпоселенческие функции: организация электро - и  газоснабжения в границах муниципального района, содержание и строительство  автомобильных дорог общего пользования  между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными  сооружениями, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержание межпоселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг.

Управление ЖКХ - это организация содержания и ремонта жилья, а также предоставления коммунальных услуг самостоятельно или по договорам с подрядными жилищно - эксплуатационными организациями.

Важнейшим аспектом в управлении ЖКХ является принцип конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ  у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, которые  должны обеспечиваться ресурсосберегающими  и инновационными подходами, развитием  конкуренции и формированием  социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими  качество системы управления объектами  ЖКК[14].

На современном этапе  развития с учетом потенциала отдельных  подотраслей ЖКК, типологии предоставляемых  частных и общественных услуг, степени  конкурентных отношений, наличия различных  форм собственности на имущество, особенностей экономических механизмов функционирования предприятий, следует рассматривать  в качестве отдельных сфер жилищное хозяйство и коммунальный комплекс, имеющие различные системы управления и принципы их реформирования.

В состав жилищного хозяйства  входят жилые и нежилые здания с сетью эксплуатирующих и  обслуживающих их предприятий и  организаций. Коммунальный комплекс включает в себя системы инженерного обеспечения  поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение) и общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство и озеленение территории, вывоз и переработка  бытовых отходов и ряд других хозяйств)[4].

Реформирование и технологическая  модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособности  предоставляемых услуг, предприятий  предполагают применение новых, более  совершенных организационно-экономических  и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере.

Однако внедрение эффективных  форм и методов управления осложняется  специфическими особенностями трансформации  собственности, экономических отношений  и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, усугубляемыми  социально-экономической ситуацией  в различных регионах[2].

Кризисное состояние жилищно-коммунального  комплекса в большинстве муниципальных  образований России стало проблемой  общегосударственного значения. Причинами  кризиса явились многолетнее  недофинансирование и неэффективная  тарифная политика, предопределяющие дотационность отрасли, высокие  затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий  экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ - возможности  влиять на их количество и качество, неэффективная система управления, неразвитость конкурентной среды, высокая  степень износа основных фондов, большие  потери теплоэнергии, воды и других ресурсов[8].

Появление новых видов  собственников обусловлено потребностями  в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно-коммунального  назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом "заказчик - подрядчик (предприятие жилищно-коммунального  хозяйства)" формируются сложные  многосторонние взаимоотношения, участниками  которых являются:

  • инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и управление ими;
  • собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;
  • потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья, другие организации[11].

Следует иметь в виду, что реформирование жилищно-коммунального  хозяйства направлено на повышение  роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности  хозяйствующих субъектов различных  форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и  финансовые возможности не только для  осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения[10].

При решении указанных  проблем особое внимание следует  уделить:

  • проведению субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства;
  • формированию структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг;
  • введению договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника - домовладельца, производителя услуг и их потребителя;
  • завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства[15].

Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера экономики муниципального сектора