Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера экономики муниципального сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления отдела по работе с населением ООО " ЖКХ п. Селенгинск ".
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством;
2. определить функции и задачи управления отдела по работе с населением ООО " ЖКХ п. Селенгинск " и проблемы;
3. исследовать особенности организационной структуры и работы отдела по работе с населением в ООО "ЖКХ п. Селенгинск "

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления жилищно – коммунального хозяйства………………..….5
Управление муниципальной сферой жилищно – коммунального хозяйства………………..…...5
Жилищно- коммунальное хозяйство как важнейшая сфера управления в обществе………..…..9
Управление ЖКХ и возникающие проблемы…………………………………………………..…11
Глава 2. Анализ внутренней среды ООО «ЖКХ п. Селенгинск» как объекта
управления…………………………………………………………..……………………………………….17
2.1 Характеристика отдела по работе с населением ООО «ЖКХ п. Селенгинск» и система
управления им…………………………………………………………………………………...………..…17
2.2 Функции и задачи управления отдела по работе с населением ООО «ЖКХ
п. Селенгинск»…………………………………………………………………………………..……….….18
2.3 Анализ деятельности отдела по работе с населением ООО
«ЖКХ п. Селенгинск» ……………………………………………………………………………….……..20
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию отдела по работе с населением ООО
«ЖКХ п. Селенгинск»……………..…………………………………………………………………….…22
3.1 Мероприятия по созданию домового комитета…………………………………………………...…..22
3.2 Мероприятия по привлечению в отдел по работе с населением ООО
«ЖКХ п. Селенгинск» специалистов юридического профиля…………………...……..……………..…28
3.3 Мероприятие по внедрению в отдел по работе с населением ООО «ЖКХ
п. Селенгинск» информационных технологий…………………..……..……………………………..…..29
Заключение …………………………………………………………………………………………...……..31
Список литературы………………………………………………………………………………...………..34

Файлы: 1 файл

эк мун сект.docx

— 126.40 Кб (Скачать)

Органам местного самоуправления, как собственникам объектов жилищно-коммунального  хозяйства, следует стремиться к  формированию на территории муниципального образования единой социальной и  финансовой политики в сфере жилищно-коммунального  хозяйства. Подрядные жилищные и  коммунальные организации несут  ответственность за соблюдение нормативно - технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное  использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, обеспечении  сохранности жилищного фонда  и объектов коммунального хозяйства[7].

На муниципальном уровне следует завершить процесс разграничения  и оформления прав собственности  на объекты жилищно-коммунального  хозяйства. При этом право дальнейшего  управления муниципальным жилищным фондом рекомендуется передавать службам  заказчика.

Основные фонды подотраслей  коммунального хозяйства целесообразно  подразделять на две группы. Одна (так  называемые технологические фонды) включает инженерную инфраструктуру - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное. Вторая (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное[6].

Собственник объектов коммунального  назначения может передавать эти  фонды в хозяйственное ведение  или оперативное управление коммунальным организациям - подрядчикам.

Объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными предприятиями  или акционерными обществами при  сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий жилищно-коммунального  хозяйства необходимо учитывать  различный порядок приватизации производственной и технологической  частей основных фондов[14].

Исходным является положение  о том, что за состояние жилищного  фонда отвечают его собственники. Они формируют порядок упрвления  жилищным фондом, заключают договоры найма и аренды жилья, финансируют  его содержание[16].

Муниципальные органы в управлении ЖКХ сочетают административные и  хозяйственные функции, административный ресурс и договорные отношения. Они  управляют и распоряжаются жилищным фондом, ведомственным и муниципальным  коммунальным хозяйством; обеспечивают действие хозяйственных механизмов в жилищной сфере и договорные отношения в ЖКХ.

На местное самоуправление непосредственно возлагается организация:

  • управления муниципальными жилыми домами, помещениями (учёт жилья, перевод жилых помещений в нежилые и обратно, согласование переустройства и перепланировки жилья, признание жилья непригодным для проживания, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда);
  • управление специализированным жилищным фондом, в том числе служебным жильём, общежитиями, домами для беженцев и переселенцев;
  • управление общим имуществом в многоквартирных домах на праве собственника помещений;
  • конкурсного отбора управляющих организаций[10].

 

 

На рисунке 1 представлена классическая схема организации  деятельности ЖКХ.

Организации, специализирующиеся в сфере управления помимо прочего  осуществляют рациональное распределение  финансовых ресурсов между производителями  тех или иных жилищно-коммунальных услуг. Собственник - домовладелец может  выполнять эти функции сам  либо нанять специализированную управляющую  организацию, которая может быть муниципальной (служба заказчика), или  стороннюю управляющую организацию, в том числе частную. Управляющая  организация по поручению собственника может осуществлять также сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их исполнением, а также заключение договоров  найма[6].

Муниципальные управляющие  организации выступают в виде службы заказчика, другого муниципального учреждения, многоотраслевого или специализированного  предприятия. Жилищный фонд передаётся в управление муниципальным унитарным  предприятиям на правах хозяйственного ведения или муниципальным учреждениям  на праве оперативного управления. При этом заключение договоров на управление не обязательно[16].

 

    1. Жилищно – коммунальное хозяйство как важнейшая сфера управления в обществе

 

Жилищно-коммунальное хозяйство  представляет собой важную сферу  жизнедеятельности человеческого  общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система  ЖКХ должна работать слаженно, постоянно  и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие  услуги.

Среди важнейших направлений  социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей  необходимые условия для жизнедеятельности  человека. Ведущими отраслями в составе  данной сферы являются жилищное строительство  и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного  фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым  требованиям: возложенные на неё  задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени  влияет на снижении качества жизни  населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых  острых социальных проблем в стране[11].

Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные  с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной  квалификацией кадров, отсутствием  продуманной жилищной политики и  недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций  в части их взаимоотношений с  органами власти и потребителями.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют обширное поле деятельности и от результативности функционирования которых зависит развитие городских  объектов и состояние среды обитания жителей города[9].

Специфика ЖКХ состоит  в его многопрофильности, многоотраслевой  структуре, которая требует соответствующих  организационно-правовой и экономической  основ.

ЖКХ является важнейшей сферой социальной структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного  существования в данной сфере  всех форм собственности позволяет  создать поле качества экономических  отношений собственников услуг  ЖКХ и создать сетевую среду  для реализации принципов социально-ориентированной  рыночной экономики[15].

ЖКХ города является самостоятельной  сферой в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой  является удовлетворение потребностей населения и предприятий в  услугах, обеспечивающих нормальные условия  жизни и работы[2].

В соответствии с предметной областью исследования услуги - целесообразная деятельность человека, результат которой  имеет полезный эффект, удовлетворяющий  какие-либо потребности человека.

Способность удовлетворить  человеческие потребности называется полезностью. Австрийская школа  теории ценности подчеркивает, что  полезность всегда имеет субъективный характер. Все то, что обладает полезностью, принято называть благом (материальные и нематериальные носители полезности, которые служат для удовлетворения потребностей). Услуги ЖКХ представляют собой виды деятельности, работу ЖКХ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.

Это блага, предоставленные  не в виде вещей, а виде состояния  функционирования ЖКХ.

Потребность в услугах  ЖКХ возрастает под воздействием интенсивности труда, с необходимостью повышения качества человеческого  капитала, закона возрастания потребностей[6].

Под действием объективного закона возвышения потребностей развиваются  потребности населения в улучшении  жилищных условий. В семейном бюджете  доля расходов на жилище постоянно  возрастает.

Процесс производства и потребления  большинства услуг ЖКХ совпадает  в производственно-временных координатах. На рынке услуг ЖКХ равенство  спроса и предложения по объему и  структуре оказываемых услуг  должно соблюдаться постоянно. При  этом производству услуг ЖКХ должен предшествовать социальный заказ в  индивидуальной, коллективной или общественной формах, выступающий актом их общественного  признания и гарантом обмена труда.

Из сказанного выше, можно  сделать вывод, что ЖКХ занимает важное место в сфере муниципального управления обществом, так как без  его функционирования невозможно обеспечение  нормальных условий существования  населения.

 

    1. Управление ЖКХ и возникающие проблемы

 

Управление ЖКХ - комплексная работа, включающая в себя множество направлений. От того, насколько качественно эта работа производится, зависит уровень комфорта жильцов, потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства. Управляющие компании имеют достаточные наработки в сфере ЖКХ, разбираются в различных тонкостях домохозяйствования и готовы взять на обслуживание дом, чтобы сделать жизнь жильцов в нем удобнее и проще.

Муниципальное управление ЖКХ входит в систему городского самоуправления, является органом управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства[8].

Основной целью деятельности муниципального управления является формирование и реализация единой отраслевой политики, направленной на создание для населения  безопасных и комфортных условий  проживания в жилищном фонде, создание условий для предоставления коммунальных услуг установленных стандартов качества.

Основные задачи управления ЖКХ:

  • организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  • организация содержания муниципального жилищного фонда;
  • создание условий для управления многоквартирными домами;


  • обеспечение функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города.

 

Рис 2. Классическая структура  деятельности жилищного предприятия

 

Сегодня существует серьезная  нехватка стимулов повышения эффективности  производства и улучшения качества обслуживания. Это вызвано невозможностью в существующих условиях полномасштабного внедрения полноценных договорных отношений в секторе ЖКХ и  плохой финансовой ситуацией, сложившейся  вследствие неэффективной и часто  непрозрачной бюджетной политики и  процесса принятия решений, административных методов хозяйствования[14].

Стратегическое планирование и современные методы управления внедряются в коммунальной сфере  замедленными темпами, но при этом имеют  важное значение для дальнейшего  развития отраслей ЖКХ. Это также  приводит к неоптимальному распределению  в данной отрасли финансовых ресурсов. Структуры тарифов по-прежнему искажены и не полностью отражают экономически обоснованные затраты коммунальных предприятий. Кроме того, продолжает действовать перекрестное субсидирование. Процедура пересмотра тарифов часто  отсутствует, также как и механизмы  участия общественности. Это способствует сохранению текущей тяжелой ситуации и препятствует реализации работ  по восстановлению и модернизации систем, а также финансовой независимости  предприятий ЖКХ.

Под методами управления в широком значении понимаются приемы, способы или образ управленческих действий. Под методами эффективного управления ЖКХ на территории муниципального образования следует понимать совокупность действий, способов и приемов управления по координированию трудовых ресурсов, субъектов и объектов управления, направленных на достижение наилучшего результата в социально-экономической деятельности[10].

В качестве субъектов управления в системе ЖКХ выступают частнопредпринимательские  и общественные или муниципальные  организации. Как уже отмечалось, интересы бизнеса и социума не всегда совпадают: частно-хозяйственные интересы находятся в обратно-пропорциональной зависимости с муниципальными интересами: одни стремятся к получению максимальной прибыли, а другие - к общей пользе.

По степени участия  органов местного самоуправления (ОМС) в управлении ЖКХ и выполнении работ и услуг выделяются следующие  методы:

  • прямое управление - непосредственно органами местного самоуправления;
  • управление через отделы ОМС, имеющие самостоятельный бюджет;
  • управление через муниципальные предприятия и организации;
  • муниципально-подрядное, контрактное управление - по муниципальным тарифам частными подрядчиками;
  • муниципально-арендное управление - частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода;
  • муниципально-концессионное управление - формальная концессия при фактическом сохранении возможности управления за муниципалитетом;
  • концессионное управление - частными предприятиями на определенный срок на договорных условиях;
  • частнопредпринимательское управление приватизированным имуществом[13].

Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера экономики муниципального сектора