Муниципальное управление коммунальным хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - анализ управления муниципальным коммунальным хозяйством и выбор путей его совершенствования.
Для достижения цели поставлены задачи:
Изучить теоретические положения управления муниципальным хозяйством.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске.
3. Представить краткую характеристику Управления жилищно - коммунальн

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты управления муниципальным коммунальным хозяйством 6
1.1 Теоретические положения управления муниципальным хозяйством 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске 21
2 Анализ управления коммунальным хозяйством на примере Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.1 Краткая характеристика Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.2. Анализ целей деятельности УЖКХ г. Челябинска 39
2.3 Анализ эффективности деятельности УЖКХ г. Челябинска 46
3 Совершенствование управления коммунальным хозяйством 59
3.1 Направления совершенствования деятельности Управления ЖКХ 59
3.2 Оптимизация использования информационного ресурса УЖКХ 61
Заключение 68
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Д- муниципальное управление коммунальным хозяйством и пути совершенствования на 15.05.docx

— 199.89 Кб (Скачать)

Оглавление

 

     Введение 3

     1 Теоретические аспекты управления муниципальным коммунальным хозяйством 6

     1.1 Теоретические положения управления муниципальным хозяйством 6

     1.2 Нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске 21

     2 Анализ управления коммунальным хозяйством на примере Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32

     2.1 Краткая характеристика Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32

     2.2. Анализ целей деятельности  УЖКХ г. Челябинска 39

     2.3 Анализ эффективности деятельности УЖКХ г. Челябинска 46

     3 Совершенствование управления коммунальным хозяйством 59

     3.1 Направления совершенствования деятельности  Управления ЖКХ 59

     3.2  Оптимизация использования информационного ресурса УЖКХ 61

     Заключение 68

     Список литературы 73 

Введение

 

     Актуальность  темы. Государственное регулирование публичных отношений в сфере ЖКХ в условиях рынка играет особую роль, поскольку рынок жилья является одним из самых значительных секторов рыночной экономики, способствует быстрому и свободному перемещению капитала.

     Но  в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 гг. констатируется, что общее состояние ЖКХ страны не отвечает современным требованиям.

     Очевидно, что состояние и специфика  ЖКХ, его функционирование на современном  этапе требуют новых подходов к реформированию. И поскольку  ЖКХ является сферой, непосредственно  связанной с благосостоянием  населения, удовлетворением его  жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства  сейчас является достижение равновесия между интересами государства и  человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение  качества жизни людей.

     Главная цель муниципальной политики в сфере  ЖКХ состоит в том, чтобы установить разумный баланс между интересами всех сторон, связанных с производством, потреблением и регулированием коммунального  комплекса. Заинтересованными сторонами  в данном случае являются потребители  коммунальных услуг (население, бюджетные  и коммерческие организации), поставщики коммунальных услуг - субъекты конкурентных и монопольных рынков, а также  управляющие организации и возможные  сособственники коммунального предприятия, т.е. представители бизнеса, работники  коммунальных предприятий, органы регулирования  федерального, регионального и муниципального уровня, муниципалитеты как номинальные  собственники имущества предприятия, федеральные и местные выборные органы власти. Каждая из этих групп  имеет свои краткосрочные и долгосрочные цели, отражающие векторы их интересов, различные как по направленности, так и по степени воздействия на деятельность коммунального предприятия.

     Степень разработанности проблемы. Основные теоретико-методологические положения  организации системы жилищно-коммунального  хозяйства можно найти в работах  А.Безлюдова, Л.Велихова, В.Каспина, Е.Румянцевой, А.Ряховской, Ф.Таги-Заде, А.Файнбера, Л.Чернышова  и других.

     Вместе  с тем анализ литературных источников, раскрывающих различные аспекты  управления жилищно-коммунальным хозяйством, свидетельствует о том, что в  настоящее время не сформулированы принципы развития рыночных отношений  в данной отрасли, не выработана модель управления ее развитием. Учитывая, что  развитие российской системы жилищно-коммунального  хозяйства постоянно обогащает  предмет исследования, сегодня требуются  новые научные обобщения, выводы и рекомендации.

     Предметом исследования явились экономические, организационные и управленческие отношения, лежащие в основе функционирования и развития жилищно-коммунального  хозяйства.

     Объектом  исследования является муниципальное управление коммунальным хозяйством г. Челябинска.

     Цель  выпускной квалификационной работы -  анализ управления муниципальным коммунальным хозяйством и выбор путей его совершенствования.

     Для достижения цели поставлены задачи:

  1. Изучить теоретические положения управления муниципальным хозяйством.

     2. Изучить нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске.

     3. Представить краткую характеристику Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска.

     4. Анализ целей деятельности  УЖКХ г. Челябинска.

     5. Анализ эффективности деятельности УЖКХ г. Челябинска.

     6. Предложить направления совершенствования деятельности  Управления ЖКХ.

     7.  Оптимизация использования информационного ресурса УЖКХ.

       Методологической основой послужили общенаучные методы исследования: системного и факторного анализа, комплексного и ситуационного подходов, метод научной абстракции.

     Теоретическую основу исследования составили официальные  документы Российской Федерации  по социально-экономическому развитию и управлению различными отраслями  народного хозяйства, труды отечественных  и зарубежных ученых, посвященные  проблемам управления жилищно-коммунальной отраслью в условиях рыночной экономики, законодательные и нормативные  документы Российской федерации  по вопросам реформирования жилищно-коммунального  хозяйства; теоретические модели и  концепции научных школ, труды  отечественных и зарубежных ученых и практиков по экономике, организации  и управлению народным хозяйством как  в целом, так и жилищно-коммунальной сферой в отдельности.

     В качестве информационной базы использованы материалы Госкомстата Российской Федерации, статистические данные, опубликованные в периодической печати, аналитические  материалы Управления жилищно- коммунальным хозяйством г. Челябинска.

     Структура выпускной  квалификационной работы обусловлена  целью, задачами и методологией исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, и списка литературы.

1 Теоретические аспекты управления  муниципальным коммунальным хозяйством

     1.1 Теоретические положения управления муниципальным хозяйством

 

       Для того, чтобы дать научное  определение муниципального хозяйства,  надо прежде всего установить  родовое понятие “хозяйство”,  чтобы затем на основе отличия  данного вида хозяйства дать  определение термина “муниципальное  хозяйство”.

     Как правило, под хозяйством понимают некую  совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность [25].

     Так, государственное хозяйство любой  современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при  осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности  хозяйствующих на его территории субъектов.

     С этой точки зрения государство имеет  ряд особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно, с одной стороны, выступает  как равноправный субъект хозяйственных  отношений (собственник), с другой стороны  — как субъект, выполняющий в  силу своего особого статуса функцию  регулирования хозяйственных отношений  на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения  понятия муниципального хозяйства.

     Первая  группа исследователей данного вопроса  рассматривает муниципальное хозяйство  лишь как совокупность предприятий  и учреждений, относящихся к муниципальной  собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса  с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

     Вторая  группа исследователей относит к  муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку  властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все  хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное  самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные  монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования [25].

     Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному  исполнению местным самоуправлением  той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

     В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает  на особенность муниципального хозяйства, которая лежит прежде всего в  его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство — это  “деятельность города в лице его  городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения”. (Л. Велихов “Основы городского хозяйства”, 1928 г., стр. 217.)

     В данном определении присутствует тот  критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие  субъекты как муниципальной, так  и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

     Таким образом, муниципальное хозяйство  — это совокупность предприятий  и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную  деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

     Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства 

     Из  сказанного выше следует, что система  местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной  природы. С этой точки зрения она  выполняет две важнейшие функции:

     - связь между государством и населением;

     - связь между государством и мелким собственником.

     В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и  частного.

     Как уже говорилось выше, местное самоуправление обладает всеми признаками власти и  прежде всего главным — обязательностью  ее решений для населения муниципального образования (не случайно в статье 3 Конституции Российской Федерации  говорится: “Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления”) [8].

Информация о работе Муниципальное управление коммунальным хозяйством