Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:20, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - анализ управления муниципальным коммунальным хозяйством и выбор путей его совершенствования.
Для достижения цели поставлены задачи:
Изучить теоретические положения управления муниципальным хозяйством.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске.
3. Представить краткую характеристику Управления жилищно - коммунальн
Введение 3
1 Теоретические аспекты управления муниципальным коммунальным хозяйством 6
1.1 Теоретические положения управления муниципальным хозяйством 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске 21
2 Анализ управления коммунальным хозяйством на примере Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.1 Краткая характеристика Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.2. Анализ целей деятельности УЖКХ г. Челябинска 39
2.3 Анализ эффективности деятельности УЖКХ г. Челябинска 46
3 Совершенствование управления коммунальным хозяйством 59
3.1 Направления совершенствования деятельности Управления ЖКХ 59
3.2 Оптимизация использования информационного ресурса УЖКХ 61
Заключение 68
Список литературы 73
Являясь
неотъемлемой частью государства, органы
местного самоуправления тем не менее
имеют особенности, отличающие его
от органов государственной
1.
Самоуправление в отличие от
государственной власти —
2.
Самоуправление возможно лишь
тогда, когда строго
3.
Для реализации полномочий по
этим предметам ведения
4.
Эта власть требует
Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, — неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом.
Формирование
предметов ведения органов
- органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением.
При этом особенно важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля за исполнением по результатам деятельности.
Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью, производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе.
Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства.
Муниципальное
хозяйство, с точки зрения ведения
хозяйственной деятельности, в значительной
степени носит черты частного
хозяйства, так как выступает
на рынке как самостоятельный
и, что особенно важно, равноправный
субъект хозяйственной
С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.
Таким
образом, муниципальное хозяйство
отличается от государственного достаточно
широкими правами в области
Муниципальное управление
Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности.
Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.
По
своему содержанию деятельность органов
местного самоуправления распадается
на два направления, поскольку методы
деятельности органов местного самоуправления
по реализации групповых интересов
граждан напрямую связаны с формами
организации субъектов
Сами же субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на следующие основные группы:
- муниципальные предприятия и учреждения;
- предприятия и учреждения иных форм собственности.
Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления будут различными.
Так,
права органов местного самоуправления
в отношении муниципальных
На приведенной схеме (рис. 1.1) достаточно ярко видно, что полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений не просто разведены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник с точки зрения организации их деятельности и пользования результатами этой деятельности, но и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны [30].
Схема (рис. 1.1) также хорошо показывает сложность управленческой деятельности органов местного самоуправления, поскольку они выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей территории.
В
связи с этим и возникают сложности
в определении понятия “
Рис. 1.1 Соотношение полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений
Управленческая
деятельность органов местного самоуправления
включает в себя как вопросы общего
взаимодействия органов местного самоуправления
с хозяйствующими субъектами вне
зависимости от формы собственности,
так и вопросы более глубокого
регулирования хозяйственных
И в связи с этим основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, целям удовлетворения общественных интересов граждан.
Понятие “муниципальное управление” должно в обязательном порядке включать в себя не только цель деятельности, но и ее формы, определяемые законом.
Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.
Это несколько громоздкое определение тем не менее, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает содержание понятия “муниципальное управление”, поскольку включает в себя и цель деятельности, и специфические средства ее осуществления.
Отношение к отрасли ЖКХ носило всегда потребительский характер. Финансирование осуществлялось по остаточному принципу, накапливались долги. В то же время жилищно-коммунальный комплекс:
-
один из самых больших
- доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. Рублей [29];
- численность работников более 3 млн. человек;
- 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. кв. м;
- потребление более 20% энергоресурсов страны.
Тем
не менее это самая
Главное за время реформ - наметился поворот в жилищно-коммунальной сфере от административных методов управления к рыночным механизмам. В целях социальной защиты внедрены механизмы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которые позволили поддержать малоимущие слои населения. Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности.
Однако коренных изменений в отрасли не произошло. Проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
- неразгосударствленная система;
-
сохранение нерыночных
- административное управление;
-
затратность в ведении
-
непрозрачность формирования
-
отсутствие информированности
-
низкая инвестиционная
- наличие большой задолженности;
-
необязательность (в том числе
бюджета) всех участников
- высокий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;
- доля убыточных МУПов - 58%;
-
самоуправление собственников
-
инертность всех участников. Нет
инициативы как со стороны
собственников, так и со
-
усложненный порядок
- у населения велики ожидания помощи от государства;
-
огромная боязнь будущих
Информация о работе Муниципальное управление коммунальным хозяйством