Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:20, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - анализ управления муниципальным коммунальным хозяйством и выбор путей его совершенствования.
Для достижения цели поставлены задачи:
Изучить теоретические положения управления муниципальным хозяйством.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске.
3. Представить краткую характеристику Управления жилищно - коммунальн
Введение 3
1 Теоретические аспекты управления муниципальным коммунальным хозяйством 6
1.1 Теоретические положения управления муниципальным хозяйством 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске 21
2 Анализ управления коммунальным хозяйством на примере Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.1 Краткая характеристика Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.2. Анализ целей деятельности УЖКХ г. Челябинска 39
2.3 Анализ эффективности деятельности УЖКХ г. Челябинска 46
3 Совершенствование управления коммунальным хозяйством 59
3.1 Направления совершенствования деятельности Управления ЖКХ 59
3.2 Оптимизация использования информационного ресурса УЖКХ 61
Заключение 68
Список литературы 73
- не проведены в полном объеме инвентаризация и регистрация имущества ЖКХ, что не дает возможности оценить состояние отрасли;
- высокие риски для инвесторов;
- действие договоров на период полномочий глав муниципальных образований, что влияет на инвестиционный климат не в лучшую сторону;
-
отсутствие
-
порядок взыскания долгов
-
наличие перекрестного
-
тарифное регулирование с
-
финансовые потоки на оплату
субсидий и льгот
Главная
цель муниципальной политики в сфере
ЖКХ состоит в том, чтобы установить
разумный баланс между интересами всех
сторон, связанных с производством,
потреблением и регулированием коммунального
комплекса. Заинтересованными сторонами
в данном случае являются потребители
коммунальных услуг (население, бюджетные
и коммерческие организации), поставщики
коммунальных услуг - субъекты конкурентных
и монопольных рынков, а также
управляющие организации и
Интересы
бизнеса в коммунальном секторе
связаны с входом на наиболее перспективные
рынки коммунальных услуг. В коммунальном
комплексе интересы бизнеса могут
быть связаны только с выгодами долгосрочного
периода. И предпосылки для таких
надежд действительно существуют. Ряд
предпосылок имеют общий
1.
Главная привлекательность
2.
Преимуществом рынков
3.
Спрос на услуги
4.
Тарифное регулирование
Эти ситуации вполне соответствуют интересам среднего и малого бизнеса, активное становление которых сегодня наблюдается в российском ЖКХ. Для выражения и отстаивания своих интересов среднему и малому бизнесу в ЖКХ необходима переговорная площадка, создание которой и предусматривается этими вариантами формирования муниципальной политики.
Однако интересы крупного бизнеса не столь однозначны. Предприятиям-монополистам гораздо проще найти общий язык с властью, чем обеспечивать собственную прозрачность по требованию представителей общественности.
Заинтересованность
федеральных властей в процессе
формирования коммунальной политики на
местах связана прежде всего с
возможностью переложить большинство
проблем коммунального
Региональные
и местные власти заинтересованы,
с одной стороны, в снижении социальной
напряженности, связанной с технологической
и ценовой доступностью коммунальных
услуг. Реализация "демократического"
и "публичного" вариантов формирования
городской коммунальной политики в
значительной степени будет этому
способствовать. С другой стороны, обеспечение
прозрачности принимаемых решений,
утрата полного контроля при их принятии
заставляют муниципалитеты сдержанно
относиться к широкому привлечению
общественности к данной сфере. Негативным
фактором оказывается также
Потребители коммунальных услуг заинтересованы в получении качественных услуг в полном объеме и по доступным ценам. Вероятность осуществления этих потребностей гораздо выше в "публичном" и "демократичном" варианте, где потребители имеют реальную возможность влиять на формирование городской коммунальной политики.
Товарищества собственников жилья являются заинтересованной стороной в реализации "публичного" и "демократичного" вариантов формирования городской коммунальной политики и институционально организованы для участия в этом процессе.
Работники коммунальных организаций заинтересованы в достойной заработной плате при нормальных условиях труда. Участие через свои профессиональные союзы в формировании муниципальной коммунальной политики, результаты которой прямо влияют на уровень заработной платы в отрасли, отвечает интересам работников сферы ЖКХ, обеспечивает их поддержку "публичного" и "демократичного" вариантов.
Главным практическим отличием вышеописанных вариантов формирования городской коммунальной политики является степень вовлечения общественности. В настоящее время отношения общественности и власти на местном уровне регулируются российским законодательством о местном самоуправлении [37].
Местное самоуправление предполагает различные формы участия населения в его осуществлении. К законодательно утвержденным формам относятся местный референдум, муниципальные выборы, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, сходы, собрания и конференции граждан, опросы и обращения граждан в органы местного самоуправления.
Однако, по мнению исследователей, сегодняшнее состояние в этой сфере в большинстве регионов носит фрагментарный характер, нормативные акты часто диссонируют друг с другом (например, параллельно сосуществуют достаточно современные документы и явно рудиментарные). Высока доля формальных документов, не предусматривающих реальной реализации установленных норм. Документы принимаются "для галочки", заложенные в них нормы не стимулируют к их практическому использованию, что порождает большое количество "мертвых" документов и/или формирует имитационные формы и механизмы (например, публичные слушания, правотворческая инициатива и т.д.). Большинство документов страдает общими недостатками: декларативность, противоречивость, невысокая юридическая техника.
В целом роль гражданских организаций не в полной мере осознается при решении большого числа вопросов, и привлечение к их решению общественности часто носит ритуальный характер [40].
Несовершенство
форм участия граждан в местном
самоуправлении особенно пагубно в
сфере жилищных и коммунальных услуг,
имеющей специфические
Для оценки эффективности альтернативных вариантов формирования городской коммунальной политики наиболее приемлемыми, по моему мнению, являются следующие критерии:
-
первоначальная затратность - величина
прямых и косвенных
-
текущая затратность - расходы
местных бюджетов на
-
результативность - вероятность обеспечения
качественных услуг по
- прозрачность - степень доступности информации о решениях, принимаемых в сфере ЖКК;
- скорость перехода к новому варианту - оценка факторов, препятствующих реализации варианта, и сроков их преодоления;
- степень влияния на социальную напряженность в обществе;
-
практическая возможность
Конечно,
наилучшим с точки зрения обеспечения
высокой результативности и прозрачности
является "публичный" вариант. Однако
для его реализации в настоящее
время отсутствуют объективные
условия как со стороны степени
развития гражданского общества, так
и со стороны власти, готовой передать
часть своих функций
В
настоящее время рынок
Формирование такого рынка может идти двумя путями - стихийно либо быть организовано органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут:
-
централизовать стратегически
-
принять активное участие в
формировании инфраструктуры, необходимой
для успешной работы
-
закрепить документально
К формальным институтам обеспечения реформирования жилищно-коммунального хозяйства относится, прежде всего, законодательная основа. За период с 2004 по 2007 г был принят пакет из 25 законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Основополагающими в сфере ЖКХ являются Жилищный кодекс, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса», Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Недавно Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу был принят закон «О финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального комплекса» [3].
В
соответствии со ст.165 Жилищного кодекса
обязанность по организации выбора
способа управления жильем и создание
благоприятных условий для
Информация о работе Муниципальное управление коммунальным хозяйством