Муниципальное управление коммунальным хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - анализ управления муниципальным коммунальным хозяйством и выбор путей его совершенствования.
Для достижения цели поставлены задачи:
Изучить теоретические положения управления муниципальным хозяйством.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске.
3. Представить краткую характеристику Управления жилищно - коммунальн

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты управления муниципальным коммунальным хозяйством 6
1.1 Теоретические положения управления муниципальным хозяйством 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске 21
2 Анализ управления коммунальным хозяйством на примере Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.1 Краткая характеристика Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.2. Анализ целей деятельности УЖКХ г. Челябинска 39
2.3 Анализ эффективности деятельности УЖКХ г. Челябинска 46
3 Совершенствование управления коммунальным хозяйством 59
3.1 Направления совершенствования деятельности Управления ЖКХ 59
3.2 Оптимизация использования информационного ресурса УЖКХ 61
Заключение 68
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Д- муниципальное управление коммунальным хозяйством и пути совершенствования на 15.05.docx

— 199.89 Кб (Скачать)

     Также одним  из приоритетных направлений  в реформировании остается развитие системы договорных отношений - заключение договоров между муниципалитетом  и управляющей организацией в  отношении муниципального жилищного  фонда, между управляющими организациями  и подрядными организациями, управляющими организациями и собственниками помещений.

     В 2010 году управляющими компаниями заключено с собственниками жилых помещений 220 376 договоров на управление, что составляет  64,1 % охвата собственников жилых помещений.

     В настоящее время управляющие  организации, ТСЖ и их подрядные  организации, осуществляющие функции  по обслуживанию жилищного фонда, действуют  на основании заключенных договоров  подряда либо оказания услуг. В данных договорах предусмотрены обязательства  сторон и санкции за нарушение  условий договора.

     В 2010 году площадь жилищного фонда, обслуживаемая организациями-подрядчиками на договорной основе составила 19 061 тыс. кв.м.  

     В соответствии с Федеральным законом  № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 18.07.2007 года собственники 648 многоквартирных  домов на общих собраниях решили вопрос о проведении капитальных  ремонтов общего имущества и приняли  участие в финансировании данных работ в размере 5 % от общей стоимости, что составило 51 700,6 тыс.руб.

     В 2010 году Управление ЖКХ продолжило проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций в многоквартирных домах, собственники которых самостоятельно не выбрали либо не реализовали способ управления, что связано с изменением статуса муниципальных общежитий и принятием ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность.

     В 2010 году было организовано и проведено 3 открытых конкурса в отношении 43 многоквартирных домов, из которых в отношении 12 домов была выбрана УК по итогам конкурса, собственники 7 домов самостоятельно выбрали способ управления, в отношении 24 домов конкурс признан несостоявшимся.

       В 2010 году продолжается разъяснительная работа с собственниками помещений многоквартирных домов по созданию ТСЖ, предоставляет методическая и консультационная помощь. На постоянной основе организуются встречи с населением, проводимые Обществом «Знание», городским Советом ветеранов, профсоюзными организациями предприятий,  организаций.

     С октября 2009 года выходит спецвыпуск газеты «Вечерний Челябинск», посвященный  проблемам ЖКХ.

     Управлением ЖКХ совместно с Челябинской  городской Думой подготовлено и  издано тиражом 100 000 экз. методическое пособие «Как управлять своим домом. Тарифная политика».

     За 2010 год руководителями Администрации города Челябинска по вопросам ЖХК проведено более 160 выездных встреч с населением, проведено 125 телевизионных сюжета и более 500 публикаций в различных СМИ, на более чем 300 обращений граждан в Интернет-приемную были даны ответы и разъяснения законодательства.

     Управляющие организации проводят регулярную работу по взысканию с населения задолженности  за жилищно-коммунальные услуги , в  т.ч. в судебном порядке.

     В 2010 году жилищными предприятиями разных форм собственности:

     -  подано  4 794 исковых заявлений  на сумму 47 376,6 тыс. руб.,

     -  вынесено  3926 положительных судебных  решений на сумму  35 086,0 тыс.  руб.;

     -  фактически взыскано с населения  14  625,6 тыс.руб.;

     - заключено 1589 договоров на реструктуризацию  задолженности на сумму 11 531,5 тыс.руб.

     Таким образом, задачи УЖКХ решены с разной эффективностью. К основным проблемным местам деятельности УЖКХ можно отнести:

  1. отсутствие обратной связи с населением, направленной на анализ координации работы аварийно-диспетчерских служб в системе жилищно-коммунального хозяйства города;
  2. неэффективная работа по модернизации и внедрению ресурсосберегающих технологий в рамках федеральной государственной программы «реформы ЖКХ» в связи с отсутствием налаженного механизма стимулирования, либо наказания предприятий сферы ЖКХ.
  3. Не адекватно используются существующие ресурсы, в том числе информационное обеспечение ЖКХ.

    Данные  проблемы требуют оперативного решения  в третьей главе. 
     

3 Совершенствование управления коммунальным  хозяйством

     3.1 Направления совершенствования деятельности Управления ЖКХ

 

     В настоящее время реформирование отрасли ЖКХ определяется комплексом мероприятий, состоящим из пяти основных взаимоувязанных задач:

     1) развитие инициативы собственников  жилья;

     2) развитие конкурентных отношений  в сфере управления и обслуживания  многоквартирных жилых домов;

     3) развитие коммунальной сферы  на основе государственно-частного  партнерства;

     4) совершенствование тарифного регулирования  организаций коммунального комплекса;

     5) повышение эффективности государственной  бюджетной политики.

     Выявленные  во второй главе проблемы в деятельности УЖКХ г. Челябинска возможно решить при  учете переменных, влияющих на осуществлением им целей и задач.

     Так для формирования обратной связи  с населением, направленной на анализ координации работы аварийно-диспетчерских служб в системе жилищно-коммунального хозяйства города необходимо  использовать как уже существующие ресурсы, так и подключить специальные акции. Возможными методами являются создание на базе существующей информационной системы УЖКХ специальной страницы связи с сотрудниками по поводу аварийной ситуации, отсутствия ремонта, возможности ухудшения коммунальной системы в конкретном районе, улице, доме.  После сообщения о данной ситуации сотрудники УЖКХ должны обязать соответствующую коммунальную службу, управляющую компанию, либо предприятие исправить ситуацию, используя административный ресурс.

     Представим  механизм связи на рис. 3.1.

     Рис. 3.1. Формирование обратной связи и  использование общественности для  решения задачи по координации работы аварийно-диспетчерских служб в системе жилищно-коммунального хозяйства города 

     Повышение эффективности выполнения задачи по модернизации и внедрению ресурсосберегающих технологий в рамках федеральной  государственной программы «реформы ЖКХ» возможно путем создания  налаженного  механизма стимулирования, либо наказания  предприятий сферы ЖКХ. Для этого  требуются оценить уровень существующего  ресурсосбережения на предприятия  ЖКХ г. Челябинска. Представим возможные  негативные и положительные результаты в таблице 3.1.

     Таблица 3.1

Предприятия Положительные результаты Негативные  тенденции
Водоканал Вторичное использование  существующих ресурсов при внедрении  станций водоочистки Значительные  потери воды при доставке до потребителей, в том числе прорыв труб вследствие их полной изношенности
Возможность установки дополнительного оборудования на заборных станциях для поставки воды высшего качества Замерзание  труб в течение осеннее-зимнего  сезона
  Длительный  ремонт труб в течение летнего  периода
Челябэнерго Замена линий  электропередач на более надежные Увеличение  тарифов за счет роста собственных  затрат на оплату труда
Внедрение систем счетчиков день-ночь по всем квартирам города Частый ремонт линий электропередач
  Отключение  подачи электроэнергии
 

     Подобные  показатели должны быть указаны для  каждого предприятия в сфере  ЖКХ. Далее производится мониторинг, выявляются текущие тенденции. На основании  полученных показателей производится работа с предприятиями с целью  стимулирования их модернизации. Так  при выявлении положительных  тенденций ресурсосбережения:

     - должны быть вынесены поздравления  с успехами в деятельности;

     - данные прокомментированы в СМИ  и на сайте УЖКХ;

     - дополнительная прибыль, получившаяся  в результате ресурсосбережения  должна остаться у предприятия,  организации.

     При получении негативных результатов:

     -все  дополнительные затрат должны  остаться на предприятии;

     - отмена субсидирования;

     - запрет на рост тарифов;

     - объявление негативной оценки  деятельности в СМИ и на  собственном сайте.

     Таким образом, информационное обеспечение  УЖКХ должно быть сильно изменено. Рассмотрим его модернизацию далее.

     3.2 Оптимизация использования информационного ресурса УЖКХ

 

     Информационные  системы для органов власти и  местного самоуправления являются прежде всего инструментом управления. Для  предприятий ЖКХ информационные системы необходимы для ведения  бизнеса, для граждан - потребителей ЖКУ - для получения информации по своим счетам, о субсидиях, новых актах законодательства, определяющих их возможности владения и распоряжения жилым фондом, мониторинга платежей и др.

     Важным  условием успешной реализации поставленных задач считается создание единого  информационного пространства, обеспечивающего  доступ к достоверной информации об объектах ЖКХ, финансовом состоянии  предприятий отрасли, оказываемых  населению ЖКУ, претензиях к их качеству, учете поставщиков и потребителей услуг, требованиях к качеству, тарифах  и фактической стоимости поставляемых ЖКУ, полномочиях и регламентах  деятельности контролирующих инстанций  любого уровня.

     Для обеспечения эффективности деятельности УЖКХ, а также решениям им поставленных  задач потребуется (рис. 3.2):

Рис. 3.2. - Оптимизация использования информационного  ресурса УЖКХ

     В дальнейшем информационное обеспечение  УЖКХ г. Челябинска можно использовать и как основа для развития ЖКХ  в регионе.

     Создание  региональной ИАС ЖКХ в УЖКХ г. Челябинска и Челябинской области сопряжено с решением актуальной инфраструктурной задачи - построением единого информационного пространства. Метафора единого информационного пространства применительно к ЖКХ и государственному управлению в целом подразумевает возможность анализировать информацию в едином центре независимо от источников ее образования.

     Формирование  единого информационного пространства в сфере ЖКХ является неотъемлемой частью общей задачи информатизации и создания электронного правительства Челябинской области, позволяющего оказывать электронные услуги гражданам и бизнесу. Реализация государственной политики в сфере региональной информатизации предусматривает разработку в субъекте Российской Федерации комплекса региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов власти и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона.

     Региональная  система ЖКХ Челябинской области содержит три уровня иерархии информационной инфраструктуры - предприятия ЖКХ, муниципальные образования и регионы, которые подлежат согласованию. Причем уровни муниципальные образования и предприятия ЖКХ являются определяющими, так как именно на них сосредоточена исходная информация для последующих уровней.

     Идеальным вариантом для формирования единого  информационного пространства было бы тиражирование в регионе системы  одного разработчика, которая обеспечивала бы единство информационной среды для  всех уровней системы и универсальную  технологию ее эксплуатации.

     Внедряемый  в Челябинской области типовой программный комплекс должен быть развернут как во всех муниципальных образованиях, так и на предприятиях ЖКХ. Очевидно, что состояние дел в Челябинской области по информатизации сферы ЖКХ неодинаково, информационные системы в регионах и отдельных муниципалитетах создавались стихийно. Предложения по ревизии проектных решений на местах воспринимаются болезненно, что нередко бывает оправданно, так как они требуют вторжения в уже отлаженный технологический процесс, дополнительных затрат на повторное внедрение, реструктуризацию баз данных, обучение пользователей и т.п. Тем не менее в рамках Челябинской области для упорядочивания информационного пространства следует провести, как минимум, согласование информационных моделей в уже существующих системах, возможно, в форме аттестации действующих информационных систем.

Информация о работе Муниципальное управление коммунальным хозяйством