В
целях реализации реформы ЖКХ в г.
Челябинске, а также в связи с изменениями
действующего законодательства, были
разработаны и приняты следующие распорядительные
и нормативные акты:
-
распоряжение Главы города от
26.01.2009 г. № 226 «Об утверждении
плана мероприятий по реформированию
ЖКК города Челябинска на 2009-2011
годы» [21],
-
распоряжение Главы города от
09.10.2009 г. № 4215 «О внесении изменений
в распоряжение Главы города
от 18.06.2008 г. «О создании комиссии
по оценке качества выполненных
работ по капитальному ремонту
МКД в г. Челябинске»,
-
распоряжение Главы города от
13.10.2009 г. № 4268 «О внесении изменений
в распоряжение Главы города
от 21.04.2009 г. № 1429 «О распределении
субсидий на софинансирование
капитального ремонта МКД на 2009
год»,
-
постановление Главы города от
10.12.2009 г. № 339-п «О внесении
изменений и дополнений в постановление
Главы города от 07.12.2007 г. №
409-п «Об утверждении ОЦП «Капитальный
ремонт многоквартирных домов
на 2008-2011 годы»,
-
решение Челябинской городской
Думы от 24.02.2009 г. № 40/6 «О плате
за обслуживание и ремонт лифта
собственниками жилых помещений,
расположенных на первом и
втором этажах многоквартирных
домов в г. Челябинске»,
-
решение Челябинской городской
Думы от 30.06.2009 г. № 4/5 «О
внесение изменений в решение
ЧГД от 22.11.2005 г. № 8/32 «Об утверждении
перечня гарантированных услуг
по погребению, порядка возмещения
специальными службами по вопросам
похоронного дела стоимости услуги
по погребению и порядка выплаты
социального пособия на погребение
отдельных категорий умерших»,
-
решение Челябинской городской
Думы от 26.11.2009 г. № 8/3 «О внесении
изменений в решение ЧГД от
21.04.2009 г. № 2/16 «Об утверждении
технического задания на разработку
МУП «ПОВВ» инвестиционной программы
по развитию и модернизации
объектов водоснабжения и водоотведения
г. Челябинска на 2010-2012 годы» [24],
-
решение Челябинской городской
Думы от 26.11.2009 г. № 8/4 « Об
утверждении инвестиционной программы
МУП «ПОВВ» по развитию и
модернизации объектов водоснабжения
и водоотведения г. Челябинска
на 2010-2012 годы»,
-
решение Челябинской городской
Думы от 15.12.2009 г. № 9/11 «О плате
за жилое помещение для нанимателей
жилых помещений муниципального
жилищного фонда г. Челябинска»,
-
решение Челябинской городской
Думы от 15.12.2009 г. № 9/6 «Об утверждении
инвестиционной программы ОАО
«УТСК» и ООО «ТЭСиС» по
развитию тепловых сетей г.
Челябинска на 2010-2012 годы»,
-
решение Челябинской городской
Думы от 15.12.2009 г. № 9/8 «Об установлении
тарифов на услуги водоснабжения
и водоотведения оказываемые
МУП «ПОВВ» потребителям».
Важную
роль в реформе жилищно-коммунального
хозяйства играет институт саморегулирующих
организаций, таких как товарищества собственности
жилья. Однако с приходом частных компаний
на рынок жилищно-коммунальных услуг у
граждан возникает опасение в части гарантии
их состоятельности и надежности. К тому
же серьезной проблемой является низкая
активность собственников по выбору формы
управления жильем [37]. На сегодняшний
день приватизировано 87% жилищного фонда,
однако в товарищества собственников
жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы
(ЖСК) и жилищные кооперативы (ЖК) объединено
только 9% площади всего жилищного фонда
(журнал ЖКХ ( www.gkh.ru) , № 4, часть 2, 2008). Эта
проблема как раз и связана с формированием
неформальных институтов. В соответствии
с Жилищным кодексом граждане должны принимать
решение о выборе управляющей организации,
однако за годы советской власти население
привыкло, что функцию управления выполняет
кто-то другой, а не они сами. Граждане
боятся, что станет только хуже. Слова
«управляющая», «частная» вызывают страх.
В некоторых муниципальных образованиях
идет процесс возврата жилья муниципалитетам,
так как собственниками быть тяжело и
ответственно, а когда есть привычка, что
кто-то за тебя все решает – нет проблем.
Крупная
дебиторская задолженность потребителей
электроэнергии снижает инвестиционную
привлекательность акционерных
обществ электроэнергетики и
электрификации. Потенциальные инвесторы
просто не видят экономического смысла
направлять имеющиеся у них средства
на модернизацию электроэнергетического
комплекса, поскольку многие хозяйствующие
субъекты, в том числе муниципальные
унитарные предприятия жилищно-коммунального
хозяйства, не в состоянии гасить
долги перед энергетиками. В конечном
счете сложившаяся ситуация в
электроэнергетике и жилищно-коммунальном
хозяйстве ставит под угрозу интересы
национальной безопасности страны (По
данным Министерства машиностроения,
науки и технологий, износ генерирующих
мощностей электростанций РАО "ЕЭС
России" на сегодняшний день составляет
52%. По данным самого РАО, масштабы развития
электроэнергетики за период до 2010 г. потребуют
более 70 млрд. долл. См.: Московские новости.
2001. № 27. По словам А. Акаева на укрепление
энергетической отрасли Киргизии в течение
10 лет были направлены иностранные инвестиции
на сумму более 180 млн. долл., что позволило
бесперебойно обеспечивать население
электроэнергией. Энергетическая безопасность,
обоснованно полагает А. Акаев, есть элемент
экономической и национальной безопасности
страны. См.: Независимая газета. 2001. 27 октяб.)
[37].
АО-энерго
предоставляют муниципальным предприятиям
ЖКХ товарные кредиты в силу публичного
характера договоров на снабжение
электрической и тепловой энергией,
не получая при этом должного возмещения.
Многие унитарные предприятия и
муниципалитеты, таким образом, «живут»
за счет своих кредиторов.
Товарищество
собственников жилья (далее –
ТСЖ) – это некоммерческая организация,
объединение собственников помещений
в многоквартирном доме для совместного
управления комплексом недвижимого
имущества в многоквартирном
доме, обеспечения эксплуатации этого
комплекса, владения, пользования и
в установленных законодательством
пределах распоряжения общим имуществом
в многоквартирном доме. Из указанного
определения, содержащегося в ч.
1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской
Федерации (далее – ЖК РФ), а также
из ч. 1 ст. 136 ЖК РФ, следует, что собственники
помещений в одном многоквартирном
доме объединяются в одно ТСЖ. В одном
многоквартирном доме не может быть
создано два и более ТСЖ. Однако,
собственники помещений нескольких
многоквартирных домов могут
объединиться и создать одно ТСЖ.
В соответствии с ч. 2 ст. 136 ЖК РФ,
в этом случае многоквартирные дома
должны находиться на общем земельном
участке либо на нескольких соседних
(граничащих) земельных участках, а
также иметь общие сети инженерно-технического
обеспечения и другие элементы инфраструктуры.
Несколько многоквартирных домов
могут образовывать одно ТСЖ как
при создании товарищества, так и
при реорганизации нескольких ТСЖ путем
слияния в одно товарищество. Собственниками
помещений может быть создано также и
объединение товариществ собственников
жилья. В силу ст. 142 ЖК РФ, такое объединение
предполагает, что два и более товарищества
объединяют свои усилия для совместного
управления общим имуществом в многоквартирных
домах. При этом объединившиеся ТСЖ остаются
самостоятельными юридическими лицами,
осуществляющими свои собственные права
и обязанности в соответствии с законодательством.
Объединение товариществ собственников
жилья предполагает лишь содействие товариществ
друг другу при управлении многоквартирными
домами, но не переход от одного к другому
его непосредственных прав и обязанностей.
В отличие от такого объединения, реорганизация
ТСЖ предполагает переход прав и обязанностей
от одного ТСЖ другому. ТСЖ является юридическим
лицом, поэтому все правила о реорганизации
юридических лиц распространяются и на
ТСЖ [3]. В соответствии с ч. 1 ст. 140 ЖК РФ,
реорганизация ТСЖ осуществляется на
основании и в порядке, которые установлены
гражданским законодательством. В силу
ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской
Федерации (далее – ГК РФ), ТСЖ может быть
реорганизовано путем: 1) слияния двух
и более ТСЖ в одно; 2) присоединения одного
или нескольких товариществ к другому
ТСЖ; 3) разделения одного товарищества
на два и более ТСЖ; 4) выделения из ТСЖ
одного или более товариществ; 5) преобразования
ТСЖ в другую организационно-правовую
форму. При реорганизации ТСЖ необходимо
учитывать особенности, предусмотренные
жилищным законодательством. Так, реорганизация
в форме слияния и присоединения возможна,
если многоквартирные дома, в которых
созданы ТСЖ, находятся в непосредственной
близости друг к другу. Разделение и выделение
допустимы в том случае, если одно ТСЖ
объединяет два и более многоквартирных
дома. Напротив, данные виды реорганизации
невозможны в одном доме, так как жилищное
законодательство запрещает создание
двух и более ТСЖ собственниками помещений
в одном многоквартирном доме. Согласно
ч. 2 ст. 140 ЖК РФ, ТСЖ может быть преобразовано
в жилищный или жилищно-строительный кооператив.
Общие правила о реорганизации ТСЖ позволяют
прийти к выводу, что в ситуации, когда
из товарищества, управляющего несколькими
многоквартирными домами, выходят собственники
помещений одного из домов с целью создания
нового, отдельного ТСЖ, правомерно говорить
именно о реорганизации ТСЖ в форме выделения.
Если же говорить о передаче дома в управление,
представляется, что такая передача без
реорганизации ТСЖ в установленном законом
порядке невозможна. ТСЖ – одна из форм
управления многоквартирным домом наряду
с непосредственным управлением собственниками
помещений в доме и управлением управляющей
организацией [3]. Основная цель создания
ТСЖ – именно управление многоквартирным
домом. Из смысла ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление
многоквартирным домом – это обеспечение
благоприятных и безопасных условий-деятельность,
направленная на: обеспечение надлежащего
содержания общего имущества в-проживания граждан; -
решение вопросов пользования данным
имуществом; -многоквартирном доме;
предоставление коммунальных услуг гражданам,
проживающим в многоквартирном доме. ТСЖ
для достижения указанных целей вправе
привлекать иные организации, в частности,
организации, осуществляющие содержание
и ремонт общего имущества в многоквартирном
доме. Также ТСЖ заключает договоры с ресурсоснабжающими
организациями в целях предоставления
коммунальных услуг гражданам. Однако,
несмотря на передачу части функций другим
организациям, ТСЖ остается организацией,
управляющей многоквартирным домом. Именно
такой организацией ТСЖ является, в первую
очередь, для собственников помещений
в многоквартирном доме, где оно создано.
Перед этими собственниками ТСЖ несет
ответственность за все свои действия
по управлению многоквартирным домом.
Представляется, что передача дома в управление
есть передача всех функций по управлению
многоквартирным домом. ТСЖ, передавая
дом в управление другому товариществу,
снимает с себя ответственность за управление
многоквартирным домом перед собственниками
помещений в этом доме. Передача дома в
управление всегда должна сопровождаться
реорганизацией ТСЖ в форме выделения.
В противном случае это будет не передача
дома в управление, а лишь передача некоторых
функций по управлению многоквартирным
домом. При этом функции могут быть переданы
по договору какой-либо подрядной или
обслуживающей организации, но не другому
ТСЖ, так как ТСЖ призвано осуществлять
комплекс всех действий по управлению
домом [3]. Итак, в случае, если собственники
помещений одного из многоквартирных
домов, где создано одно ТСЖ, изъявили
желание выйти с целью создания нового,
отдельного ТСЖ, правомерно говорить о
реорганизации товарищества в форме выделения,
при которой одно ТСЖ передает дом в управление
другого товарищества и снимает с себя
ответственность за управление домом.
Выделение осуществляется в соответствии
с нормами гражданского законодательства
по правилам, предусмотренным для юридических
лиц с учетом особенностей, установленных
в жилищном законодательстве. Решение
о реорганизации товарищества в форме
выделения может быть принято только общим
собранием членов ТСЖ [3]. Решение о реорганизации
принимается не менее, чем двумя третями
голосов от общего числа голосов членов
товарищества. При этом необходимо учитывать
следующее. Решение собственников помещений
в многоквартирном доме о выходе из состава
ТСЖ и создании нового, отдельного товарищества
– это реализация права на выбор способа
управления многоквартирным домом. В соответствии
с п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, выбор способа управления
относится к компетенции общего собрания
собственников помещений в многоквартирном
доме. Согласно п. 3 ст. 161 ЖК РФ, способ управления
многоквартирным домом может быть выбран
и изменен в любое время по решению общего
собрания собственников. Таким образом,
если собственники помещений одного дома
приняли решение выйти из состава ТСЖ,
объединяющего несколько жилых домов,
и создать отдельное товарищество, согласие
на это членов ТСЖ, проживающих в других
домах, входящих в состав ТСЖ, не требуется.
На это обстоятельство указывает Президиум
Верховного суда Российской Федерации
в Постановлении от 30.05.2007 года (Обзор законодательства
и судебной практики Верховного суда Российской
Федерации за первый квартал 2007 года).
В указанном Обзоре Верховный суд РФ акцентирует
внимание на том, что изменение способа
управления многоквартирным домом является
исключительным правом жителей этого
дома. Таким образом, в данной ситуации
действие общих положений гражданского
законодательства относительно реорганизации
юридического лица по решению его учредителей
ограничивается нормами жилищного законодательства,
в соответствии с которыми только собственники
многоквартирного дома вправе избрать
или изменить способ управления своим
домом [2,3]. Из позиции Верховного суда
РФ, изложенной в Обзоре, следует, что проведение
общего собрания по вопросу реорганизации
ТСЖ не требуется. Достаточно волеизъявления
жителей дома, намеревающихся создать
отдельное ТСЖ. Однако, проведение общего
собрания членов ТСЖ необходимо для решения
иных вопросов, связанных с реорганизацией.
Так, при выделении из ТСЖ одного или нескольких
товариществ к каждому из них переходят
права и обязанности реорганизованного
товарищества в соответствии с разделительным
балансом. Разделительный баланс утверждается
общим собранием членов ТСЖ. В разделительном
балансе должно быть предусмотрено, какое
имущество переходит к вновь созданному
ТСЖ, какое остается у реорганизованного
товарищества. В отношении обязательств
ТСЖ перед собственникам помещений представляется,
что вновь созданное ТСЖ отвечает перед
жителями дома, в котором это товарищество
создано. Относительно обязательств ТСЖ,
вытекающих из договоров с ресурсоснабжающими
организациями, варианты могут быть различными.
Так, например, прежнее ТСЖ может в течение
какого-либо времени (например, до истечения
срока действия договора ресурсоснабжения)
продолжать обслуживать все дома на условиях,
предусмотренных в соглашении между ним
и вновь созданным товариществом. Еще
один возможный вариант – заключение
договоров с ресурсоснабжающими организациями
вновь созданным ТСЖ сразу же после реорганизации.
Представляется, что наиболее предпочтительным
для ТСЖ будет самостоятельное заключение
договоров с ресурсоснабжающими организациями,
так как в этом случае товариществу не
нужно оплачивать услуги другого ТСЖ по
заключению договоров. Исходя из анализа
действующих норм, в случае, когда собственники
одного дома желают выделить в отдельное
ТСЖ, алгоритм их действий должен быть
следующим [37]. Во-первых, на общем собрании
собственников помещений в многоквартирном
доме необходимо принять решение о создание
ТСЖ большинством голосов. Данным собранием
также должны быть утверждены Устав создаваемого
ТСЖ, органы управления и так далее. Во-вторых,
с принятым решением необходимо обратиться
в прежнее ТСЖ с целью проведения общего
собрания по вопросам, связанным с реорганизацией,
в частности, для утверждения разделительного
баланса. В-третьих, необходимо обратиться
за государственной регистрацией реорганизации
в форме выделения. В ст. 14 Федерального
закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» содержится перечень
документов, представляемых при регистрации
юридического лица, образованного в результате
реорганизации. Применительно к заявление
о создании ТСЖ путем выделения это следующие
документы: государственной регистрации,
форма которого установлена Постановлением
Правительства Российской Федерации от
19.06.2002 года № 439 «Об утверждении форм и
требований к оформлению документов, используемых
при государственной регистрации юридических
лиц, а также физических лиц в качестве
индивидуальных - устав вновь создаваемого
в процессе реорганизации ТСЖ; -предпринимателей»
[10]; протокол общего собрания собственников
помещений о выборе в качестве способа
управления товарищество собственников
жилья (протокол общего собрания членов
ТСЖ о реорганизации, согласно Постановлению
Президиума Верховного суда РФ от разделительный
баланс и протокол общего-30.05.2007 года, не требуется);
документ об оплате-собрания членов ТСЖ,
на котором этот баланс утвержден;
государственной пошлины. Только с момента
государственной регистрации реорганизации
«выделившееся» ТСЖ становится полноправным
юридическим лицом и имеет право осуществлять
деятельность в качестве такового.
2 Анализ управления коммунальным хозяйством
на примере Управления жилищно - коммунального
хозяйства г. Челябинска
2.1 Краткая характеристика
Управления жилищно - коммунального хозяйства
г. Челябинска
Управлении
ЖКХ г. Челябинска является самостоятельным
структурным подразделением Администрации
города с правами юридического лица.
Управление
является отраслевым (функциональным)
органом управления Администрации
города Челябинска. Координирует и
контролирует деятельность Управления
заместитель Главы Администрации
города по городскому хозяйству в
пределах полномочий, установленных
муниципальными правовыми актами.(в
ред. Постановления Администрации города
Челябинска от 23.12.2010 N 400-п)
Управление
обладает правами юридического лица:
имеет самостоятельный баланс, лицевой
счет, печати, штампы, бланки со своим
наименованием.
Управление
в отношениях с государственными
органами власти, органами местного самоуправления,
предприятиями и организациями
различных форм собственности, в
отношениях с индивидуальными предпринимателями
и физическими и юридическими
лицами представляет интересы Администрации
города в пределах своей компетенции.
Управление
является главным распорядителем и
получателем средств бюджета
города Челябинска (администратором
расходов) по отрасли "жилищно-коммунальное
хозяйство".
Полное
наименование Управления - "Управление
жилищно-коммунального хозяйства
Администрации города Челябинска",
сокращенное наименование - УЖКХ.
Юридический
адрес, местонахождение: 454113, г. Челябинск,
площадь Революции, дом 2.
Управлении
ЖКХ г. Челябинск действует в соответствии
с законом Российской Федерации
от 24.12.92 г. N 4218-1 "Об основах федеральной
жилищной политики", Указом Президента Российской
Федерации от 28.04.97 г. N 425 "О реформе жилищно
- коммунального хозяйства в РФ", "Программой реформирования жилищно
- коммунального хозяйства города Челябинска
на 1998 - 2005 гг.", утвержденной Решением
Челябинской городской Думы от 24.11.98 г.
N 30/3, Решением Челябинской городской
Думы от 22.06.99 г. N 40/3 "О дальнейшем совершенствовании
системы управления городским хозяйством
города Челябинска" и в целях реализации
единой жилищной политики формирования
и размещения городского заказа по реконструкции
и обслуживанию муниципального жилья,
исходя из комплексного решения социальных
и жилищных программ города, а также Постановлением
глава города Челябинска от 29 декабря
1999 г. N 1750-п «Об изменении структуры администрации
города Челябинска (в ред. Постановлений
Главы города Челябинска от 05.09.2003 N 1371-п,
от 15.05.2006 N
405-п (ред. 15.05.2007),
Постановлений Администрации города Челябинска
от 27.02.2010 N
44-п, от 23.12.2010 N 400-п)
Управление
жилищно-коммунального хозяйства
Администрации города Челябинска (далее
по тексту - Управление) создано в
соответствии с Постановлением Главы
города Челябинска от 29.12.1999 N 1750-п и
действует на основании решения
Челябинской городской Думы от 24.05.2005 N
3/5 "Об утверждении структуры Администрации
города Челябинска".
Управление
в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
законодательством Российской Федерации
и Челябинской области, Уставом города Челябинска,
муниципальными правовыми актами города
Челябинска, Регламентом Администрации города,
настоящим Положением.
Вопрос
обеспеченности служащих Управления компьютерной
техникой был решен при реализации проекта
Электронная Россия. Обеспеченность компьютерной
техникой специалистов достигает 95%, а
доля работников Управления ЖКХ г. Челябинска,
имеющих электронную почту, составляет
65% от общего числа работников.
Таблица
2.1
Определение
организационной культуры по Ч. Хенди
Параметр,
определяющий выбор организационной
культуры |
Культура власти |
Культура роли |
Культура задачи |
Культура личности |
Тип организации
и размер |
Небольшая организация
зависит от центрального источника
власти. Жесткая иерархия (коммерция,
финансы. Малый бизнес) |
Крупная организация
с механической культурой, строгое
функциональное распределение ролей.
Специализированные участки координируются
звеном управления сверху. |
Небольшая организация
с органической структурой (может
быть матричная структура). АО, НИИ
конструкторские фирмы |
Небольшая организация.
Существующая для обслуживания и
помощи (адвокатские конторы, консульские
фирмы. Творческие центры) |
Основы
системы власти |
Сила ресурсов,
сила личности |
Сила положения,
к силе личности относятся с неодобрением.
Сила специалиста ценится в надлежащем
месте. Влияние регулируются правилами
и положениями. |
Сила специалиста,
эксперта. Дух команды. Командный
дух ценится выше индивидуального
результата |
Сила специалиста.
Сила личности . Влияние распределяется
поровну. |