Муниципальное управление коммунальным хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - анализ управления муниципальным коммунальным хозяйством и выбор путей его совершенствования.
Для достижения цели поставлены задачи:
Изучить теоретические положения управления муниципальным хозяйством.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске.
3. Представить краткую характеристику Управления жилищно - коммунальн

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты управления муниципальным коммунальным хозяйством 6
1.1 Теоретические положения управления муниципальным хозяйством 6
1.2 Нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске 21
2 Анализ управления коммунальным хозяйством на примере Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.1 Краткая характеристика Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска 32
2.2. Анализ целей деятельности УЖКХ г. Челябинска 39
2.3 Анализ эффективности деятельности УЖКХ г. Челябинска 46
3 Совершенствование управления коммунальным хозяйством 59
3.1 Направления совершенствования деятельности Управления ЖКХ 59
3.2 Оптимизация использования информационного ресурса УЖКХ 61
Заключение 68
Список литературы 73

Файлы: 1 файл

Д- муниципальное управление коммунальным хозяйством и пути совершенствования на 15.05.docx

— 199.89 Кб (Скачать)

     ИАС ЖКХ Челябинской области можно создать как на базе гомогенного решения одного разработчика, так и путем увязки систем различных разработчиков на основе общих принципов формирования единого информационного пространства.

     На  первом этапе построения региональной системы осуществляются:

    • разработка концепции региональной ИАС ЖКХ, согласование и утверждение ее региональными органами власти;
    • формирование организационной структуры управления реализацией проекта по созданию региональной системы;
    • определение общих требований к системе;
    • разработка системного проекта, технического задания всей системы и на отдельные ее компоненты с учетом мер по защите информации;
    • подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок создания и последующего использования системы.

     Большинство муниципальных образований Челябинской области используют различные информационные системы, в первую очередь предназначенные для автоматизации учета потребления ресурсов и проведения взаиморасчетов между участниками сферы ЖКХ. Как правило, внедрение данных систем носило разрозненный характер с применением различных программных продуктов и платформ, что не позволяло объединить информационные потоки с целью их дальнейшего комплексного использования органами исполнительной власти автономного округа. Практически вся первичная информация "привязана" к конкретным объектам, субъектам и процессам и собирается территориальными органами управления. В то же время значительная часть этих информационных потоков имеет восходящий характер и должна сосредоточиваться в ведомственных информационных системах. Практически отсутствуют окружные и территориальные информационные системы для коммуникации власти и населения в области функционирования ЖКХ.

     На  уровне предприятий организации, составляющие основу ЖКХ (жилищные предприятия, предприятия  водо-, газо- и теплоснабжения, расчетно-кассовые центры и др.), зачастую вынуждены  развивать собственные информационные ресурсы. Каждая организация имеет  собственную вычислительную базу и  специалистов в области информационных технологий. При этом вопросы взаимодействия и интеграции подобных информационных структур уровня предприятия и существующих информационных систем муниципального уровня не проработаны в достаточной  степени, что приводит к дублированию работ по введению и сопровождению  информации, нерациональному использованию  финансовых и людских ресурсов, т.е. корпоративный сегмент системы  пока не смыкается с сегментом  управления ЖКХ на основе единых региональных стандартов информационного взаимодействия.

     ИАС ЖКК Челябинской области можно быть создана как иерархическая трехуровневая территориально-распределенная система: предприятие ЖКК (1-й уровень) - муниципальное образование (2-й уровень) - автономный округ (регион) (3-й уровень). Ее структура определяется общей структурой системы служб и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность ЖКК, органов государственной власти и органов местного самоуправления и уровнем их информатизации.

     С учетом этого архитектура ИАС  ЖКК Челябинской области разрабатывается исходя из конкретных характеристик и состояния информатизации ЖКК каждого муниципального образования. Для муниципальных образований с низким уровнем информатизации ЖКК рекомендуется использовать типовой программный комплекс для уровней предприятия и муниципалитета. В остальных муниципалитетах проводится аттестация функционирующих информационных систем с определением конкретных рекомендаций по доработке систем для успешного их функционирования в рамках системы ИАС ЖКК Челябинской области.

     Стандартообразующая роль для всех элементов инфраструктуры ЖКК отводится Порталу ЖКК - Челябинка, который становится базисом для разработки и развития всех сегментов системы ИАС ЖКК Челябинской области.

     К функциям создаваемого Портала относятся:

    • формирование единой информационно-технологической инфраструктуры в сфере ЖКХ;
    • обеспечение оперативного информационного взаимодействия потенциальных пользователей Портала как с субъектами ЖКК, так и между собой на основе организации "единой точки входа" посредством форумов, публикаций, интерфейсов обмена данными и прочих сервисов;
    • изменение подхода к использованию информации и информационных ресурсов ЖКК (как создание сегмента Портала для реализации функций государственного управления, так и формирование сегмента, предназначенного для вовлечения государственных информационных ресурсов в общественный оборот);
    • обеспечение поддержки экономической деятельности отрасли в целях ее эффективной интеграции в общерегиональное и федеральное информационное пространство;
    • развитие информационных ресурсов и услуг, способствующих объективному восприятию субъекта Российской Федерации, укреплению доверия в различных сферах сотрудничества, в том числе международного.

     Функционирование  Портала в силу своей масштабности и многофункциональности является элементом электронного правительства  автономного округа, так как на нем представлены жизненно важные для  граждан сервисы - калькулятор расчета  субсидий и размера квартплаты, планируется  развитие сервисов визуализации данных потребляемых коммунальных услуг и  их оплаты, полученных с приборов учета.

Заключение

 

     В выпускной квалификационной работы достигнута цель-  проведен анализ муниципального управления коммунальным хозяйством и  произведен выбор путей его совершенствования.

     Для достижения цели решены задачи:

     1. Изучены теоретические положения муниципального управления хозяйством. Под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность

     Следует отметить, что:

     - сфера ЖКХ в ближайшее время станет площадкой для интенсивной и комплексной информатизации как путем внедрения однородных решений, так и посредством аттестации и интеграции в единые комплексы уже работающих разрозненных систем;

     - процесс создания единых региональных информационных операторов, эксплуатирующих многофункциональные и многоуровневые региональные ИАС ЖКХ, будет сопровождать процессы информатизации и вести к унификации используемых решений;

     - условием развития информатизации сферы ЖКХ является масштабное нормативно-правовое обеспечение процесса консолидации информационных ресурсов в руках единых региональных информационных операторов на основе соглашений о сотрудничестве, либо на коммерческой основе, либо на основе правового принуждения участников отношений в сфере ЖКХ;

     - результатом указанных процессов должна стать информационная открытость сферы ЖКХ при условии единства исходных источников данных и обеспечения доступа различных целевых аудиторий потребителей информационных ресурсов и услуг (власти, бизнеса, граждан) к адресно формируемым сегментам единого информационного пространства.

     2. Изучено нормативно-правовое обеспечение реализации программы преобразований ЖКХ в г. Челябинске. В целях реализации реформы ЖКХ в г. Челябинске, а также в связи с изменениями действующего законодательства, были разработаны и приняты следующие распорядительные и нормативные акты:

     - распоряжение Главы города от 26.01.2009 г. № 226 «Об утверждении  плана мероприятий по реформированию  ЖКК города Челябинска на 2009-2011 годы» [21],

     - распоряжение Главы города от 09.10.2009 г. № 4215 «О внесении изменений  в распоряжение Главы города  от 18.06.2008 г. «О создании комиссии  по оценке качества выполненных  работ по капитальному ремонту  МКД в г. Челябинске»,

     - решение Челябинской городской  Думы от 26.11.2009 г. № 8/4 « Об  утверждении инвестиционной программы  МУП «ПОВВ» по развитию и  модернизации объектов водоснабжения  и водоотведения г. Челябинска  на 2010-2012 годы», и другие.

    3. Представлена краткая характеристика Управления жилищно - коммунального хозяйства г. Челябинска. Управлении ЖКХ г. Челябинска является самостоятельным структурным подразделением Администрации города с правами юридического лица.

    4. Проведен анализ целей деятельности  УЖКХ г. Челябинска. Целью деятельности Управления является реализация политики, направленной на обеспечение устойчивого функционирования и развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства и проведение жилищно-коммунальной реформы в городе Челябинске.

    Управление  обеспечивает разработку и утверждение  городских и отраслевых целевых  программ в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, которые являются расходными обязательствами бюджета города.

     5 Проведен анализ эффективности деятельности УЖКХ г. Челябинска. За 2010 год руководителями Администрации города Челябинска по вопросам ЖХК проведено более 160 выездных встреч с населением, проведено 125 телевизионных сюжета и более 500 публикаций в различных СМИ, на более чем 300 обращений граждан в Интернет-приемную были даны ответы и разъяснения законодательства.

     Управляющие организации проводят регулярную работу по взысканию с населения задолженности  за жилищно-коммунальные услуги , в  т.ч. в судебном порядке.

     Исходя  из дерева целей для достижения своей  главной цели УЖКХ должно решить следующую задачу обеспечение комплексного, сбалансированного и пропорционального развития жилищно-коммунального хозяйства. Для обеспечения данной задачи УЖКХ г. Челябинска необходимо учитывать все переменные, оказывающие воздействие.

       Так политический фактор - внедрение федеральных программ по реформированию ЖКЖ – отражен в функции УЖКХ г. Челябинска внедрения в городе Челябинске передового опыта городов Российской Федерации по реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, но в то же время не проведено создание подходящей  отчетности, характеризующую степень выполнения стратегических задач при использовании целевых средств.

     Также не отражены в функциях УЖКХ г. Челябинска  возможности по координации модернизации ОФ в сфере ЖКХ, что прямым образом, отвечает задаче по  обеспечению комплексного, сбалансированного и пропорционального развития жилищно-коммунального хозяйства.

     Таким образом,  не все цели и задачи УЖКХ г. Челябинска отражены в его  функциях, что мешает эффективности  достижения его цели и стратегических задач.

     Задачи УЖКХ решены с разной эффективностью. К основным проблемным местам деятельности УЖКХ можно отнести:

  1. отсутствие обратной связи с населением, направленной на анализ координации работы аварийно-диспетчерских служб в системе жилищно-коммунального хозяйства города;
  2. неэффективная работа по модернизации и внедрению ресурсосберегающих технологий в рамках федеральной государственной программы «реформы ЖКХ» в связи с отсутствием налаженного механизма стимулирования, либо наказания предприятий сферы ЖКХ.
  3. Не адекватно используются существующие ресурсы, в том числе информационное обеспечение ЖКХ.

     7. Предложены пути совершенствования деятельности Управления ЖКХ. управлять сферой ЖКХ невозможно без получения детальной информации о состоянии объекта управления. Напрашивается вывод о неизбежном появлении крупных информационных интеграторов в рамках информационно-аналитических систем в ЖКХ регионов. Так для формирования обратной связи с населением, направленной на анализ координации работы аварийно-диспетчерских служб в системе жилищно-коммунального хозяйства города необходимо  использовать как уже существующие ресурсы, так и подключить специальные акции. Возможными методами являются создание на базе существующей информационной системы УЖКХ специальной страницы связи с сотрудниками по поводу аварийной ситуации, отсутствия ремонта, возможности ухудшения коммунальной системы в конкретном районе, улице, доме.  После сообщения о данной ситуации сотрудники УЖКХ должны обязать соответствующую коммунальную службу, управляющую компанию, либо предприятие исправить ситуацию, используя административный ресурс.

     Повышение эффективности выполнения задачи по модернизации и внедрению ресурсосберегающих технологий в рамках федеральной  государственной программы «реформы ЖКХ» возможно путем создания  налаженного  механизма стимулирования, либо наказания  предприятий сферы ЖКХ. Для этого требуются оценить уровень существующего ресурсосбережения на предприятия ЖКХ г. Челябинска.

     Подобные  показатели должны быть указаны для  каждого предприятия в сфере  ЖКХ. Далее производится мониторинг, выявляются текущие тенденции. На основании  полученных показателей производится работа с предприятиями с целью  стимулирования их модернизации. Так  при выявлении положительных  тенденций ресурсосбережения:

Информация о работе Муниципальное управление коммунальным хозяйством