Понятие контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель данного исследования - рассмотреть правовые основы контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Задачи, решаемые в данной работе:
1. рассмотреть понятие контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления,
2. охарактеризовать виды данного контроля.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления
2. Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления
2.1 Государственный контроль
2.2 Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан
2.3 Прокурорский надзор
2.4 Государственная регистрация уставов муниципальных образований
2.5 Судебный контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Доклад по муниципальному праву.rtf

— 225.46 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления

2. Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления

2.1 Государственный контроль

2.2 Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

2.3 Прокурорский надзор

2.4 Государственная регистрация уставов муниципальных образований

2.5 Судебный контроль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

контроль деятельность местное самоуправление

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы государственного строительства и выбор оптимальных форм управления страной, повышение эффективности управленческих решений являются весьма актуальными в современных условиях, когда Россия выходит из продолжительного экономического, политического и социального кризиса. Один из таких вопросов - обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определяемых законами, в том числе в области нормотворческой деятельности.  Предусмотренные Конституцией РФ гарантии местного самоуправления зачастую рассматривались как независимость от органов государственной власти, вседозволенность отдельных "удельных князьков", строивших работу не на основе права, а исходя из усмотренческих решений и собственных представлений о целесообразности тех или иных действий. Положение осложнялось тем, что на законодательном уровне не были решены вопросы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, что свидетельствовало о еще не сложившейся системе государственного управления. В определенной степени указанный правовой пробел устранен Федеральным законом от 4 августа 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации". Данный Закон, при всем разнообразии мнений о нем, является важным звеном в выработке единой системы управления страной, обеспечении единого правового пространства и безусловного выполнения Конституции РФ и федеральных законов.

Цель данного исследования - рассмотреть правовые основы контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Задачи, решаемые в данной работе:

1. рассмотреть понятие контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления,

2. охарактеризовать виды данного контроля.

Для написания работы использовалась специальная литература и нормативно-правовые акты.

 

1. Понятие контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления

 

В ст. 15 Конституции РФ указывается на обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законов, иными словами, закреплен принцип соблюдения законности. Следует отметить, что в целом формы обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц не отличаются от форм, обеспечивающих законность деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Это выполнение норм действующего законодательства, действие строго в рамках своих полномочий, доступность к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность решать возникающие проблемы населения, неукоснительно соблюдать устав муниципального образования и т.д.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

Наведение порядка в стране предусматривает соблюдение законов не только гражданами, но и органами местного самоуправления, неотвратимость ответственности за их нарушение. Такая ответственность и механизм ее реализации предусмотрены ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 4 августа 2000 г.). Эта статья не покушается на самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, установленных законами, а направлена на создание надежного механизма обеспечения верховенства на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов.

Подобный подход не предусматривает подчиненности органов местного самоуправления органам государственной власти. Но в то же время он позволяет последним реагировать на нарушения законности со стороны органов местного самоуправления и глав муниципальных образований и принимать соответствующие меры, предусмотренные законом. Установлены государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства этими органами и главами.

Статья 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. устанавливает усложненный порядок инициирования и решения вопроса об ответственности представительного органа местного самоуправления и главы местного самоуправления перед государством.

 

2. Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления

 

2.1 Государственный контроль

 

Анализ действующего законодательства и практики его применения показывает, что можно выделить следующие виды контроля за органами местного самоуправления и их должностными лицами:

- контроль со стороны государства в лице соответствующих должностных лиц и органов государственной власти (внешний контроль);

- контроль со стороны граждан (населения) и их организаций (внешний контроль);

- контроль со стороны одних органов местного самоуправления за деятельностью других (внутренний контроль).

Примером последнего вида контроля может быть контроль представительного органа за деятельностью главы муниципального образования, контрольного органа за деятельностью местной администрации и т.п.

Государственный контроль осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и по объекту контроля может быть подразделен на два вида:

1) контроль за соблюдением законов, который включает:

- контроль за соблюдением законов о местном самоуправлении и как следствие - установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления;

- контроль за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (а также прокурорский надзор в этой сфере) и, следовательно, регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;

- контроль, осуществляемый иными самостоятельными государственными органами;

2) контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Каждый из перечисленных видов контроля имеет свою специфику, что обусловлено особенностями статуса и полномочий органов государственной власти, осуществляющих контрольную деятельность. Контроль со стороны органов исполнительной власти обычно называется административным.

Анализируя государственный контроль местного самоуправления, следует заметить, что условия и порядок контроля определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ. При этом непременным условием эффективности контроля является его адекватность. Как предусмотрено в статье 8 Европейской хартии местного самоуправления, любой административный контроль за органами местного самоуправления должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство имеет в виду защитить.

Однако некоторые ученые и практики отмечают, что "во взаимоотношениях органов государственной власти, в особенности исполнительной власти и органов местного самоуправления, только надзора за законностью явно недостаточно. Государственные органы должны также располагать и возможностью контролировать использование муниципальной собственности и муниципальных финансов. Невозможно определить необходимый уровень трансфертов муниципальному образованию, не имея возможности проведения аудита его бюджета. Органы государственной власти вынуждены работать с органами местного самоуправления по финансовым вопросам практически вслепую, что совершенно недопустимо. Муниципальные бюджеты не могут быть тайной для государственных органов. За лозунгами невмешательства в дела местного самоуправления кроются элементарная бесконтрольность и безответственность". Иными словами, предлагается кроме контроля за соблюдением законности в деятельности ввести еще контроль за целесообразностью, эффективностью деятельности. А это уже вызывает большое количество вопросов и сомнений.

Следует отметить, что объектом контроля является деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц в широком смысле, в том числе такая форма ее проявления, как злоупотребление властью.

В ст. 52 Конституции РФ установлена государственная гарантия защиты от злоупотребления властью, в том числе посредством судебной защиты. Вопросы злоупотребления властью на местном уровне в литературе очень мало исследованы. Имеются работы, посвященные исследованию в отношении отдельных форм осуществления местного самоуправления.

Например, исследуя гарантии права на публичные мероприятия, А.В. Ушаков отмечает, что наибольшая ответственность должна устанавливаться за действия лиц, препятствующих реализации права граждан на публичные мероприятия. Воспрепятствование организации или проведению массовых акций может выражаться в противоправных действиях (бездействии) должностных лиц и граждан, осуществление которых несовместимо с организацией, проведением указанных мероприятий. В случае проведения массовых акций на законных основаниях действия лиц, препятствующих проведению мероприятий, являются противоправными. За данное правонарушение в ст. 5.38 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена санкция в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере до одного минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

А.В. Ушакова, ответственность должностных лиц и граждан за воспрепятствование организации или проведению массовых акций существенно ниже, чем у организаторов и участников за нарушение установленного порядка организации либо проведения мероприятий (ст. 20.2 КоАП РФ), хотя должно быть наоборот. Кроме того, незаконное воспрепятствование проведению публичных мероприятий или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, квалифицируются как преступление, предусмотренное ст. 149 Уголовного кодекса РФ. Мера наказания - штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Говоря о воспрепятствовании организации или проведению массовых мероприятий, стоит упомянуть о том, что запрет на проведение или иное противодействие организации или проведению мероприятий, предусмотренные федеральными конституционными законами при осуществлении особых правовых режимов чрезвычайного и военного положения, не рассматривается в качестве противоправных действий и не подпадает под действие названных статей.

 

2.2 Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

 

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" урегулирован порядок обращения граждан в суд. В соответствии с названным Законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Действие статей Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность;

- он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи. Можно обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

С жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, гражданин вправе обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Таким образом, в Законе предусмотрена возможность защищать свои права гражданам, как в судебном порядке, так и в административном. Причем использование административного порядка не исключает возможности обращения в суд.

Информация о работе Понятие контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления