Понятие должностного лица в УК РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:55, реферат

Краткое описание

Проблема понятия должностного лица является одной из сложных и важных в учении о служебных (должностных) преступлениях. В уголовно-правовой науке этой проблеме уделяется большое количество внимания. Однако до настоящего времени не все вопросы решены до конца и однозначно.
Актуальность изучения проблемы квалификации должностных преступлений и правильного разграничения субъекта данных преступлений определяется не достаточной разработанностью в Российском уголовном законодательстве.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Общая характеристика понятия должностного лица и его признаков…4
Отличие от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации……………………………………………………..7
Соотношение с понятием «государственный служащий»………………8
Заключение…………………………………………………………………10
Список использованных источников……………………………………..12

Файлы: 1 файл

реферат уголовка.docx

— 32.13 Кб (Скачать)

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Омская академия

 

Кафедра уголовного права

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема № 31

Понятие должностного лица в УК РФ.

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

курсант 301 – ПСП учебной группы

Король Д.С.

Работу проверил:

преподаватель

к.ю.н.

Иванов А. В.

 

 

 

 

 

Омск 2012

План

 

Введение……………………………………………………………………3

  1. Общая характеристика понятия должностного лица и его признаков…4
  2. Отличие от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации……………………………………………………..7
  3. Соотношение с понятием «государственный служащий»………………8

Заключение…………………………………………………………………10

Список использованных источников……………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Проблема понятия должностного лица является одной из сложных и важных в учении о служебных (должностных) преступлениях. В уголовно-правовой науке этой проблеме уделяется большое количество внимания. Однако до настоящего времени не все вопросы решены до конца и однозначно.

     Актуальность изучения проблемы квалификации должностных преступлений и правильного разграничения субъекта данных преступлений определяется не достаточной разработанностью в Российском уголовном законодательстве.

    На практике возникают затруднения также в связи с признанием должностным лицом в зависимости от занимаемого служебного положения и отнесения органа или учреждения, где он выполняет присущие должностному лицу функции, к названным в законе органам, учреждениям, войскам или воинским формированиям РФ.

     Функции должностного лица регламентируются федеральными законами: "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об общественных объединениях", другими законами, указами Президента и иными нормативными правовыми актами.

В российской следственной и судебной практике возникает еще немало трудностей при решении вопросов о признании  отдельных категорий работников должностными лицами и имеются тенденции как к расширению, так и к сужению круга лиц, признаваемых субъектами должностных преступлений

 

 

 

 

  1. Общая характеристика понятия должностного лица и его признаков.

      В теории российского права специального определения должностного лица нет, однако имеются общие определения должностного лица применительно к различным видам деятельности, в том числе и служебной.          

     Так, Ц.А. Ямпольская в своей работе, посвященной должностным лицам, отмечает, что "должностными лицами являются государственные служащие, которые при осуществлении служебной компетенции имеют право на совершение юридически значимых действий" 1

     Н.С. Лазарева указывает, что должностными лицами являются те служащие, которые совершают материально-технические операции либо названные операции и юридические действия исполнительно-распорядительного, властного характера.2

     П.И. Кононов характеризует должностное лицо как "лицо, работающее по выборам, назначению или на контрактной основе в любой государственной или негосударственной организации, которое выполняет функции управления людьми, имуществом и финансовыми ресурсами как внутри, так и вне этой организации, совершает юридически значимые действия от имени и в интересах этой организации и под свою личную ответственность". 3 Исследованию категории "должностное лицо" посвящен также и ряд иных исследований.

    Уголовное законодательство дает определение понятия должностного лица в примечании 1 к статье 285 Уголовного кодекса РФ: «Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях».

     Существенно отличается понятие должностного лица в действующем Уголовном кодексе РФ от определения понятия должностного лица, содержащегося ранее в Уголовном кодексе РСФСР. В действующем уголовном законодательстве из категории должностных лиц исключаются лица, выполняющие определенные функции в государственных предприятиях. Это прежде всего начальники производств, главные инженеры, генеральные директора государственных и муниципальных унитарных предприятий. Которые согласно закону теперь являются управленцами коммерческих и иных организаций и в случае совершения ими злоупотреблений должны привлекаться к уголовной ответственности по статьям главы 23 Уголовного кодекса РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».

     Сразу возникает вопрос относительно положения, содержащееся в п. 10 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 года "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения", где интерес судов обращен на то, что в случае, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а если в действиях лица имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями, то лицо несет также ответственность соответственно по статье 285 Уголовного кодекса РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

     Также необходимо выделить, что п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 года "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" увеличивает круг лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях посредством отнесения к ним также поверенных, представляющих в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций, долей, вкладом которых закреплена в федеральной собственности.

     Также необходимо отметить тот факт, что относительно большинство практикующих работников подвергают критике существующее понятие должностного лица и советуют вернуться к тому, чтобы к должностным относить и лиц, занимающих определенные должности на государственных и муниципальных предприятиях.

     Интересно также будет изучить подход к разграничению указанных выше лиц в уголовном праве зарубежных стран. Так Примерный уголовный кодексе США содержит разделение субъектов коррупции на: публичных служащих и субъектов коммерческого взяточничества, к ним относятся также и бухгалтеры, директора инкорпорированных или неинкорпорированных объединений, врачи и адвокаты. Также, что в соответствии с законодательством США партийные должностные лица несут ответственность за коррупционные преступления также как и государственные служащие, и преступления обоих категорий лиц относятся к посягающим на деятельность публичной администрации. По мнению американского законодателя, деятельность политических партий - это не сфера частного бизнеса, а сфера общественных интересов, тесно связанных с государственными. Профессор А. Наумов считает, что такой зарубежный опыт необходимо перенять и вывести партийных чиновников из круга субъектов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, сделав их субъектами преступлений против государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.4

     Необходимо отметить, что судам при рассмотрении определенной категории уголовных дел необходимо точное установление, является ли подсудимый должностным лицом и правильно отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

  1. Отличие от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.

     К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции в этих организациях.

     Например, генеральный директор, председатель производственного или потребительского кооператива, член правления акционерного общества, руководитель общественного объединения, религиозной организации и др.

В теории также остается дискуссионным  вопрос об отнесении к должностным  лицам преподавателей и врачей. Исходя из материалов судебной практики преподаватель учебного заведения был признан субъектом должностного преступления. Так, Курганским областным судом 5 ноября 1998 года М. осужден по ч. 2 ст. 173, ст. 175 УК РСФСР, п. "б" ч. 4 ст. 290 и ст. 292 Уголовного кодекса РФ. Он признан виновным в неоднократном получении взяток от студентов заочного факультета Курганского государственного университета, должностных и служебных подлогах, совершенных в 1996 - 1997 годах.

     Общим основанием для признания тех или иных лиц должностными следует считать характер выполняемых ими функций. Одни и те же категории работников по характеру и содержанию деятельности могут выполнять и функции, связанные с административно - хозяйственными либо организационно - распорядительными обязанностями, и функции профессиональные. Поэтому решающим признаком в этих случаях будет установление того, выполняло ли данное лицо в конкретном случае должностные или профессиональные функции. Этот критерий применим ко всем названным и другим категориям работников.

  1. Соотношение с понятием «государственный служащий»

     Понятие должностного лица не следует смешивать с понятием государственного или муниципального служащего. "Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации" К должностям государственной службы относятся должности категорий "Б" и "В". Уголовно - правовое значение понятия государственного и муниципального служащего в том, что эти лица являются субъектами преступлений, предусмотренных ст. 288 Уголовного кодекса РФ (присвоение полномочий должностного лица) и ст. 292 (служебный подлог). Вместе с тем следует отметить:

     1) Не все должностные лица являются муниципальными или государственными служащими. Так, не относятся к этой категории: лица, выполняющие функции должностного лица по специальному полномочию; лица, занимающие должности категории "А", должностные лица учреждений, должности которых не внесены в Реестры.

     2) С другой стороны, не все муниципальные и государственные служащие являются должностными лицами. В каждом конкретном случае суд должен установить наличие признаков должностного лица, указанных в примечании к статье 285. Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 Постановления от 10 февраля 2000 года устанавливает сходный критерий применительно к понятию должностного лица: "Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно - распорядительным или административно - хозяйственным функциям".5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Согласно УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

     Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

     Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

     Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность в случаях, специально предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

     На основании анализа уголовного законодательства и судебной практики, можно сделать вывод, о том что однозначного понятия и разграничения этих категорий субъектов в уголовном законодательстве и правовой литературе нет. Данный факт существенно осложняет для правовприменителя установления правильной квалификации преступления.

Информация о работе Понятие должностного лица в УК РФ