Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:15, курсовая работа
В соответствии с Конституцией РФ и законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.
Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальной собственностью 4
1.1 Понятие муниципальной собственности, права собственника
муниципального имущества. 4
1.2 Понятие, цели и методы управления муниципальным имуществом 10
2 Управление муниципальной собственностью в Перелюбском
муниципальном районе 17
2.1 Нормативно-правовая база управления собственностью в Перелюбском
муниципальном районе 17
2.2 Состав имущества Перелюбского муниципального района 21
2.3 Управление и распоряжение имуществом Перелюбского
муниципального района 24
3 Проблемы управления муниципальным имуществом в Перелюбском
муниципальном районе и пути их разрешения 30
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 40
Приложение А. Аренда нежилых помещений, находящихся в
муниципальной собственности Перелюбского района 40
Приложение Б. Реестр муниципальной собственности Перелюбского
муниципального района 41
Говоря конкретно о Перелюбском муниципальном районе, следует отметить, что доходы от распоряжения муниципальным имуществом этого муниципального образования невелики. Так, за 2002 бюджетный год такие доходы составили 306173,5руб.
В отношении всего бюджета муниципального образования, который в 2002 году составил около 60 млн. руб., это всего 0,5%. Если учесть, что в другие годы возможно прибавление поступлений от продажи земельных участков, то доля доходов от собственности может возрасти до 1%. Это во многом объясняется особенностями МО Перелюбского муниципального района, где имеется небольшое количество муниципального имущества, что значительно сужает возможности распоряжения им с целью получения дохода, и, как уже отмечалось выше, в настоящее время нет вариантов для расширения состава этой собственности.
Но и на данный момент у органов местного самоуправления есть возможность повышения дохода от собственности. Так, необходимо ежегодно пересматривать ставку арендной платы за нежилые помещения с учетом инфляционных процессов, протекающих в стране, экономической ситуации в муниципальном образовании и учета других факторов. Также необходимо дифференцировать ставку арендной платы исходя из местоположения сдаваемого помещения, т.к. эти помещения имеют разную коммерческую ценность. С целью повышения дохода от аренды нежилого фонда возможно заключение договоров на конкурсной основе с привлечением большого количества коммерческих предприятий и организаций.
Большие возможности для расширения собственной доходной базы муниципального образования представляет собой муниципальная земля. Хотя у местных органов власти еще не накоплен опыт в области распоряжения землей и нормативно-правовая база земельных отношений еще только устанавливается, муниципалитеты в этом вопросе должны проявить активную позицию. Они должны готовить собственную нормативную базу, а также выходить с предложениями не региональный и федеральный законодательные уровни, чтобы их интересы в наибольшей степени отражались в законодательстве.
В области распоряжения землей перспективным направлением представляется сдача ее в аренду, а не продажа в частную собственность. Об этом говорит и мировой опыт. Причем для земель сельскохозяйственного назначения предпочтительна долгосрочная аренда (30-50 и более лет)г а для земель иного назначения - краткосрочная (5-10 лет).
Заключение
Муниципальная собственность является одной из важнейших составляющих экономического базиса муниципального образования, именно муниципальная собственность представляет собой один из собственных доходных источников местного бюджета, поэтому управление собственностью муниципального образования в настоящее время является актуальной проблемой развития местного самоуправления в России, в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; имущество местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество.
Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества. Согласно Гражданскому кодексу РФ органы местного самоуправления от имени муниципального образования осуществляют следующие права собственника муниципального имущества:
- право на принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации предприятия;
- право определять предмет и цели деятельности создаваемого или реорганизуемого предприятия;
в) право на назначение руководителя предприятия;
- право на осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего предприятию;
- право на получение части прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении имущества.
Именно от действий органов местного самоуправления по управлению имуществом зависит развитие собственной доходной базы местных бюджетов и усиление самостоятельности муниципальных образований.
Система управления муниципальной недвижимостью представляет собой совокупность согласованных методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты процесса управления для достижения заданных целей.
Объектом управления является недвижимость, расположенная на территории муниципального образования или за его пределами, находящаяся в муниципальной собственности, а именно: муниципальный жилищный фонд; находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество, в том числе переданное в аренду, пользование, залог и по иным основаниям; муниципальная недвижимость, закрепленная на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за муниципальными казенными предприятиями, муниципальными учреждениями; недвижимость, приобретенная муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями; иное недвижимое имущество, приобретенное за счет средств местного бюджета, а также переданное в дар; казенное недвижимое имущество.
Непосредственным органом администрации муниципального образования, занимающимся управлением собственностью Перелюбского муниципального района, наряду с Главой администрации, который осуществляет общее руководство администрацией и принимает стратегические решения, является отдел экономики, инвестиционной политики и управления собственностью. Управление муниципальной недвижимостью следует рассматривать как совокупность эффективных действий собственника (или управляющего), направленных на сохранение основных качеств недвижимой собственности или ее приращение; как целенаправленное воздействие на объекты недвижимости и субъекты их использования в интересах муниципального образования, связанное с установлением правил, условий использования муниципальной недвижимости, с достижением поставленных целей, учитывая общественные ценности
Список использованных источников
1 Конституция РФ (от 12.12 1993г)
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.)
3 Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» (утратил силу после введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 г.)
4 Постановление ВС РФ от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»
5 Федеральный закон от 4 августа 2000 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон» «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
6 Закон Саратовской области «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Саратовской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Саратовской области» от 29 мая 1996 г. (в ред. Закона Саратовской области от 10 августа 1999 г. №353СО)
7 Закон Саратовской области от 24 сентября 2001 г. N 38-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области» «О порядке осуществления права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления муниципальных образований в Саратовской области»
8 Закон Саратовской области от 1 марта 2002 г. N Ю-ЗСО «О внесении изменения в Закон Саратовской области» «О местном самоуправлении в Саратовской области»
9 Устав Перелюбского муниципального района (от 22.12.1996г. с изм. и доп. От 15.05.1999Г, от 01.09.2000г.)
10 Постановление Главы администрации Перелюбского муниципального района «Об утверждении ставок земельного налога и базовых размеров арендной платы на 2003 год» №25 от 4.02.03 г
11 Постановление Главы администрации Перелюбского муниципального района «Об изменении ставок арендной платы» №289 от 11.10.2000 г.
12 Постановление Главы администрации Перелюбского муниципального района от 15.05.03 №174 «Об утверждении Положения по учету и ведению реестра муниципального имущества»
13 Вахрин, П.И. Финансы: учебник для вузов/ П.И. Вахрин, А.С. Нешитой - М.- Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002
14 Козельская, И.Н. Управление региональной экономикой: Учеб. Пособие/ Под ред. И.Н. Козельской, В.К. Зубковой/ Саратовский Государственный социально-экономический университет. - Саратов, 2002
Приложения
Приложение А.
Аренда нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Перелюбского района (по состоянию на 15.07.02)
№ п/п | Арендатор | Площадь арендуемых помещений, кв.м. |
I | Перелюбский районный отдел занятости населения | 38 |
2 | Учреждения юстиции. Саратовской областной регистрационная палата | 27,5 |
3 | ООО Коммерческий банк «Наратбанк», филиал в с. Перелюб | 180 |
4 | ЧП Гаврилов В. И. | 22 |
5 | Пугачевское НГДУ | 22 |
6 | Филиал №7 Саратовское региональное отделение фонда социального страхования РФ | 15 |
7 | Комитет по делам ЗАГС при правительстве Саратовской области, отдел ЗАГС по Перелюбскому району | 37,1 |
8 | АКХ «Октябрьская» | 72 |
9 | ЧП Иванов Н.К. | 35 |
10 | Перелюбский филиал ГУП «Сартехин-вентаризация» | 52,2 |
11 | ОАО Страховая компания «РОСНО-МС» | 20 |
12 | ЧП Мирнов С.А. | 60 |
13 | Нотариус Санина В.С. | 15,4 |
14 | ЧП Саморуков П.В. | 30 |
15 | РГУ Земельная кадастровая палата | 11,2 |
16 | Страховая медицинская компания «Ак-сельмед» | 16 |
17 | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Перелюбского района | 56 |
| Всего | 708,4 |
Приложение Б.
Реестр муниципальной собственности Перелюбского муниципального района
№ п/п | Наименование учреждения или организации | Балансовая стоимость | Численность работников | Кол. объектов недвижимости | В т.ч. Жил нежил | Площ. жилого помещения | Площадь нежилого помещения | Хар-ка предприятий |
Администрация Перелюбского муниципального района | ||||||||
1 | Здание администрации | 1280161 | 110 | 1 |
|
| 1033,72 |
|
2 | Гараж администрации на 5 авт. | 299064 |
| 1 |
|
| 281,2 |
|
3 | Гараж администрации на 5 авт. | 184070 |
| 1 |
|
| 117,3 |
|
4 | Гараж администрации на 1 авт. | 6218 |
| 1 |
|
| 40 |
|
5 | Здание архива | 148676 |
| 1 |
|
| 59,8 |
|
6 | Здание администрации Красноармейского округа | 462000 |
| 1 |
|
| 554 |
|
7 | Здание администрации Смородинского округа | 1856000 |
| 1 |
|
| 394,7 |
|
8 | Здание администрации Перелюбского округа | 387932 |
| 1 |
|
| 487,3 |
|
9 | Гараж и склад Перелюбского адм. округа | 76814 |
| 1 |
|
| 146,4 |
|
| Итого по администрации | 4700935 |
| 9 |
|
| 3126,43 |
|
| МУ «Отдел образования» | 85370 | 996 | 67 | 10 57 | 694 | 52817 |
|
| Перелюбская ЦРБ | 57474 | 353 | 23 | 3 20 | 219 | 10362 |
|
| Отдел культуры | 16176 | 157 | 12 | 12 |
| 12617 |
|
| Управление с/х и продовольст. | 657 | 20 |
| 1 |
| 325 |
|
| Упр. Соц. Защиты насел. | 101 | 11 |
|
|
|
|
|
| Администрация Перелюбского муниципального района | 4700 | 110 | 9 |
| 9 | 3141 |
|
| итого | 164478 | 1647 | 111 | 13 99 | 913 | 79262 |
|
| МУП Редакция газеты «Целинник» | 158 | 15 |
|
|
|
| -135 |
| МП «Разнобытовых услуг» | 143,4 | 14 | 1 | 1 |
| 1126 | -69,7 |
| МУП «Эра» |
| 5 |
|
|
|
|
|
| МП «Аптека №111» | 25 | 12 |
|
|
|
| +23,5 |
| МУП «ЖКХ» | 50553,5 | 60 | 147 | 135 12 | 24085 | 1920 | -213 |
| МУП «Водник» | 149,1 | 30 |
|
|
|
| -3 |
| итого | 51029 | 136 | 148 | 135 13 | 24085 | 3046 |
|
Информация о работе Методы управления муниципальным имуществом