Анализ проблем организации местного самоуправления в Республике Дагестан на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является предложение по созданию республиканской программы по доведению до жителей республики обязанностей органов местного самоуправления, для более полного понимания ими прав на их доступ в осуществление политики местного самоуправления
Данная цель конкретизируется в ряде следующих задач:
Основные задачи:
- раскрыть сущность, содержание, структуру развития местного самоуправления в Республике Дагестан;
- выявить условия и факторы, влияющие на развитие местного самоуправления, и основные проблемы и направления развития в Республике Дагестан;

Оглавление

Введение
Общая характеристика системы местного самоуправления в Республике Дагестан
1.1 Понятие, задачи, структура местного самоуправления в Республике Дагестан
1.2 Законодательная основа местного самоуправления в Республике Дагестан 1.3 Анализ деятельности местного самоуправления в Республике Дагестан
2. Анализ проблем организации местного самоуправления в Республике Дагестан на современном этапе
2.1 Основные проблемы развития системы местного самоуправления в Республике Дагестан
2.2 Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Республике Дагестан
2.3 Проблемы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Ali_Diplomnaya 111.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

2. Рассылка специальных обращений к населению с просьбой высказать замечания и предложения по вопросам повестки предстоящего заседания представительного органа.

3. Осуществление работы с местными  активистами и общественными  группами, с органами территориального  общественного самоуправления. Привлечение активных представителей населения к подготовке вопросов, выносимых на обсуждение представительного органа муниципального образования.

Для реализации названной задачи могут быть созданы специальные интернет порталы где жители муниципалитетов не выходя из дома смогут обсуждать и решать свои проблемы, попытка создания таких сайтов уже проводится но она еще только в самом начале но они пока не функционируют должным образом и по результатам соц. Опроса жителей г. Буйнакск 10 из 10 не знают о существовании сайта города буйнакска. Так же если рассмотреть форум и разделы вопросов они пусты.

Очевидно, что привлечение населения к участию в местном самоуправлении следует рассматривать как первоочередную задачу не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и самих граждан. Планомерная и систематическая деятельность со стороны органов власти может оказаться результативной, если основной интерес к местному самоуправлению будет исходить "снизу", от самого населения.

Таким образом, для эффективности местного самоуправления необходимы прежде всего воля и стремление самих граждан, а также должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления решать данную проблему совместно.

История неоднократно доказывала, что местное самоуправление не может быть долговечным без активной поддержки населения. Будучи установлено "сверху", по инициативе власти, оно должно получить прочную опору "снизу".

Участвуя в муниципальных выборах, местных референдумах, голосованиях по отзыву депутата, опросах населения, направляя обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления и др., граждане выражают свою индивидуальную позицию относительно вопросов местного значения. Как правило, такое участие в процессе осуществления муниципальной власти носит разовый характер.

Наиболее систематической формой участия населения в местном самоуправлении является коллективная работа жителей. Данная деятельность может осуществляться посредством участия в территориальном общественном самоуправлении, в организации собраний, конференций граждан и др.

Одной из главных проблем становления отечественного местного самоуправления на протяжении всей его истории выступало практическое отсутствие сплоченных организованных добровольных общественных союзов и ассоциаций, способных к самостоятельному решению вопросов на муниципальном уровне. В этом видится своеобразие отечественных процессов муниципального уровня, когда население из субъекта управления постоянно превращалось в объект управления. По причине отсутствия сплоченных, добровольных объединений большинство реформ местного самоуправления проходило "сверху" (как и в настоящее время), а не "снизу"

Зарубежная практика и отечественные теоретические разработки свидетельствуют о необходимости образования различных общественных объединений населения, действующих на территории муниципального образования. Основными принципами их деятельности должны стать следующие: работа с активными представителями населения, постоянное участие в решении вопросов местного значения, деятельность активистов на безвозмездной основе при возрастающем общественном значении и уважении к их труду.

Жители муниципальных образований могут участвовать в создании и работе органов территориального общественного самоуправления, домовых комитетов, общественных советов при местных администрациях и других общественных объединений, деятельность которых направлена на активизацию местного самоуправления.

Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, создаваемое для совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Следует, однако, заметить, что в настоящее время органы общественной самодеятельности отсутствуют во многих муниципальных образованиях.

Представляется, что для изменения сложившейся ситуации необходимо принять Федеральный закон "Об органах общественной самодеятельности", регламентирующий цели, задачи и принципы деятельности органов общественной самодеятельности, порядок их формирования и ликвидации, устанавливающий механизмы взаимодействия органов общественной самодеятельности с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другие вопросы организации и деятельности органов общественной самодеятельности.

В завершение еще раз подчеркнем, что для повышения степени участия населения в местном самоуправлении необходимо планирование и проведение ряда согласованных мероприятий как со стороны государственных, так и со стороны муниципальных органов власти при активном участии в этом процессе самих граждан.

При этом особое внимание необходимо уделять повышению значимости, общественного признания и уважения к работе органов общественной самодеятельности как со стороны населения, так и со стороны должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Местное самоуправление может стать жизненной формой осуществления народом принадлежащей ему власти в том случае, когда идея его организации станет понятной населению и каждый найдет приемлемые для себя формы участия в этом процессе.

Можно сделать вывод о том, что органам местного самоуправления необходимо обратить внимание на серьезную работу среди населения по разъяснению сути местного самоуправления, формированию основ осознанного участия населения в осуществлении местного самоуправлении, созданию условий для реализации прав граждан на самоуправление, расширенному привлечению населения к решению вопросов местного значения.

 

 

Заключение

 

Таким образом, выявленные практикой проблемы Дагестанского местного самоуправления остры и нуждаются в комплексном решении. Республика Дагестан, отвечая на вызовы XXI века, нуждается в эффективном функционировании и отлаженном взаимодействии всех уровней публичной власти – федеральной, региональной, местной. На федеральном и региональном уровне в последние годы предприняты многие давно назревшие преобразования. Республика восстанавливает властную вертикаль, создает дееспособные территориальные органы. Приводится в соответствие с федеральными нормами региональное законодательство. Выработаны и подходы к совершенствованию местного уровня публичной власти. Осуществление политических, экономических, законодательных мер в соответствии с предлагаемой системой приоритетов позволит существенно продвинуться в направлении выстраивания гармоничной, эффективной, соответствующей современным требованиям системы взаимодействия всех уровней публичной власти в Республике Дагестан.

В настоящее время Республика находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.

Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.

Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой – ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.

Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей и задач в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, а не политической борьбы.

Эффективность деятельности местной администрации зависит не только от эффективности работы ее подразделений, принимаемых решений и следования букве закона, но и от организационной структуры. Использование более современных типов организационных структур (матричной, дивизиональной) в муниципальном управлении ограничено или невозможно, поэтому необходимо рассматривать различные варианты совершенствования используемых структур управления.

Серьезной проработки требует вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Реформирование требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач. Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.

Проведенный анализ становления современной модели организации местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

Анализ проблем показывает наличие системного кризиса в организации и осуществлении местного самоуправления в Российской Федерации. Только целенаправленное объединение усилий всех ветвей власти позволит избежать дальнейшего накопления проблем и обострения общей политической и социально-экономической ситуации, потери у населения доверия к местному самоуправлению как институту народовластия.

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты

1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации 

 

2. Гражданский Кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013 г) (с изм. и доп., вступающими с 1.03.2013)

 

3. Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации: Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ (с изм. и доп., вступающими  в силу с 19.05.2013 г)

 

4. Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 07.05.2013) (с изм. и доп. от 19.05.2013 г.)

 

5. Об оценке эффективности деятельности  органов местного самоуправления  городских округов и муниципальных районов: Указ Президента Российской Федерации от 20.04.2008 г. № 607

 

6. Конституция Республики Дагестан (принята Конституционным Собранием 10 июля 2003 г.)

 

7. Закон Республики Дагестан от 29.12.2004 N 43 (ред. от 06.07.2009) "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 21.12.2004);

8. Закон Республики Дагестан от 06 июля 2009 года N 50 «о Муниципальных выборах в Республике Дагестан»

 

  1. Алексеев, Ю. П. Основы местного самоуправления [текст] – М.: Бек, 2012. – с. 243.

 

  1. Аникин, Л. С. Местное самоуправление и власть в постсоветской России  Философия и власти. – Саратов, 2012. – с. 86.

 

  1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации [текст]: Учебник. – М.: Норма, 2012. – с. 387

Информация о работе Анализ проблем организации местного самоуправления в Республике Дагестан на современном этапе