Анализ моделей организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:07, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование основных моделей организационных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные модели организации;
2) изучить закономерности существования бюрократической, неоклассической, профессиональной моделей и модели принятия решений организаций;

Оглавление

Введение 2
1. Понятие «Организация» и «Организационная структура» 4
2. Модели организации
2.1 Классическая модель 8
2.2 Бюрократическая модель 9
2.3 Неоклассическая модель 11
2.4 Профессиональная модель 13
3. Системный подход и процесс организации 14
4. Структура системы управления 16
5 Модель принятия решений 19
Заключение 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ 2011.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство  по образованию

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики 

Старорусский  филиал


Контрольная работа

 

По дисциплине «Организационное поведение»

По теме «Анализ моделей организации»

 

 

 

 

студентки 4 курса

заочной формы  обучения

по профессии  080507

«менеджмент организации»

Антюхиной Н.С.

 

 

 

 

 

Старая  Русса

2011

 

 

Содержание

Введение 2

1. Понятие  «Организация» и «Организационная  структура»       4

2. Модели  организации

2.1 Классическая  модель       8

2.2 Бюрократическая  модель      9

2.3 Неоклассическая  модель      11

2.4 Профессиональная  модель      13

3. Системный подход  и процесс организации      14

4. Структура системы  управления       16

5 Модель принятия  решений     19

Заключение       23

Список литературы      25

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние десятилетия  изучение организаций и их поведения  стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями  нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации. Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология.

Актуальность  темы контрольной работы обусловлена возрастающим интересом, проявляемым специалистами по общественным наукам к исследованию предприятия, закономерностям построения организаций.

Целью контрольной  работы является исследование основных моделей организационных систем.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть основные модели организации;

2) изучить закономерности  существования бюрократической,  неоклассической, профессиональной  моделей и модели принятия  решений организаций;

3) проанализировать современный  подход к теории организации.

1. Понятие  «Организация» и «Организационная структура»

Организация представляет собой единство функций  и структуры.

Организация - это всегда, прежде всего организация людей, а не вещей. Однажды возникнув, организация  приобретает ту или иную степень  самостоятельности, позволяющую ей вступать в определенные отношения со своими создателями. Организация, в свою очередь, применяет возможности объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих участников наличия определенного опыта, знаний, квалификации, разделения своих целей и ценностей, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся нормам поведения. В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той и с другой стороны.

Все организации обладают некоторыми общими элементами.

Организации - это:

1) социальные системы,  т.е. люди, объединенные в группы;

2) их деятельность интегрирована  (люди работают вместе, сообща)

3) их действия целенаправленны  (люди имеют цель, намерение).

Организация представляет собой  единство функций и структуры.

Структура организации, то есть упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных  частей, существует в трех формах:

1. Техническая структура - жесткая структура - представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещение, оборудование, условия труда, технологии) которые в единстве образуют базу остальных.

2. Социальная  структура - образуется совокупностью  ее участников и связей между ними. Сюда включают, формальны и неформальные группы, должности, служебные и личные связи, ценности, сферы влияния, линии подчинения и пр. Все элементы социальной структуры являются изменчивыми, а поэтому называются «мягкими».

3. Социотехническая структура - это совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологически. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры.

Организационная структура -- это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Структура управления организацией", или "организационная структура  управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ  могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре  создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно  руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в  ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

Вертикальные связи - это  связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха.

Горизонтальные связи - это  связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.

Линейные связи - это связи  подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что  руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное  руководство подчиненными по всем функциям управления.

Функциональные связи - это  связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В  зависимости от принятых в организации  принципов управления и вида организационной  структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

Инвариантные связи - это  связи, которые могут оставаться практически неизменными при  любых условиях, что обусловлено  сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации.

Вариабельные  связи - это связи, которые при  изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться  в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.

2. Модели организации

2.1 Классическая  модель

Основой классической модели является представление о том, что  организация - лишь результат действия управляющих, которые ее полностью  конструируют и владеют ею. Ее сердцевина - процесс труда. Организация рассматривается как административная пирамида с различными уровнями управления, пронизанными формальными связями. Внутренняя жизнь организации протекает по строго определенной системе правил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всех членов организации.

Система носит принудительный характер, а структурные элементы должны работать как хорошо отлаженный безличностный механизм. Личность существует изолированно от других и должна быть приспособлена к нуждам организации с помощью формальных экономических рычагов.

К важнейшим достижениям  классической школы можно отнести  Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2005.- с.27.:

попытку осознания природы  административных и производственных организаций, а также роль и природу власти в организации;

постановку вопроса о  критериях эффективности организации;

определение путей рационализации и интенсификации трудовой деятельности;

рассмотрение управления человеческими ресурсами в качестве центральной проблемы управления;

формирование принципов  формальной организации в административных системах;

осознание роли и установление принципов специализации простого исполнительского труда;

признание необходимости  разделения управленческого труда  на управленческий труд и труд функциональных специалистов;

решение проблемы стимулирования человеческой деятельности;

попытку определения специфики  административной деятельности, принципов  руководства и управления;

постановку вопроса о  контроле и координации деятельности;

создание первых научно обоснованных управленческих структур и выделение управленческих функций.

2.2 Бюрократическая  модель

Макс Вебер сформулировал  представление об организации, которое  стало традиционным для ученых, исследующих  общественные отношения, но которое  в меньшей степени поддерживается специалистами, рассматривающими все с точки зрения управления организацией. Вебер считал, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной в современном ему обществе. Он хотел создать основы идеальной организации, которая обеспечила бы максимум разумности поведения человека. Это его представление явно отличается от принятого понимания термина “бюрократическая организация”, употребляемого нередко для обозначения больших и громоздких правительственных учреждений или частных предприятий, которые, как правило, в своей деятельности не учитывают индивидуальные запросы людей. Говоря о технических преимуществах бюрократической системы, Вебер писал: “Решающее преимущество бюрократической организации перед любым другим видом организации состоит в том, что она всегда обладает чисто техническим превосходством. Совершенный механизм бюрократической организации по сравнению со всеми другими видами организации дает такие же преимущества, как и машина по сравнению с немеханизированными способами производства.

Точность, скорость, отсутствие неопределенности, четкое делопроизводство, непрерывность, благоразумие, единство, строгая субординация, уменьшение трений между членами организаций и  сокращение затрат труда и материалов- все это доведено до совершенства в чисто бюрократической организации, и особенно в той форме, где строго проводится единоначалие”. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 2003. - с.45-48.

Информация о работе Анализ моделей организации