Анализ проблем организации местного самоуправления в Республике Дагестан на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является предложение по созданию республиканской программы по доведению до жителей республики обязанностей органов местного самоуправления, для более полного понимания ими прав на их доступ в осуществление политики местного самоуправления
Данная цель конкретизируется в ряде следующих задач:
Основные задачи:
- раскрыть сущность, содержание, структуру развития местного самоуправления в Республике Дагестан;
- выявить условия и факторы, влияющие на развитие местного самоуправления, и основные проблемы и направления развития в Республике Дагестан;

Оглавление

Введение
Общая характеристика системы местного самоуправления в Республике Дагестан
1.1 Понятие, задачи, структура местного самоуправления в Республике Дагестан
1.2 Законодательная основа местного самоуправления в Республике Дагестан 1.3 Анализ деятельности местного самоуправления в Республике Дагестан
2. Анализ проблем организации местного самоуправления в Республике Дагестан на современном этапе
2.1 Основные проблемы развития системы местного самоуправления в Республике Дагестан
2.2 Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Республике Дагестан
2.3 Проблемы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Ali_Diplomnaya 111.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:

- целесообразность и логика, четкое  разграничение функциональных блоков;

- избежание дублирования и параллелизма;

- полнота охвата и избежание  пробелов в решении вопросов  местного значения местной администрацией  в целом;

- результативность, что предусматривает  возможность оценки (измерения) достигаемого  результата работы;

- достаточность обеспечения, что предполагает предоставление структурному подразделению для надлежащего выполнения им своих функциональных обязанностей в достаточном объеме материального, правового, информационного и других видов обеспечения;

- системность и взаимосвязь с другими подразделениями, т. е. учет при описании функций подразделения его взаимосвязей с другими структурами;

- структурирование, т. е. разделение  функции структурного подразделения  на функции специалистов, которые  вменены им в виде должностных обязанностей;

- эффективность, что означает достижение  обозначенной цели и решение  задач подразделения с наименьшими  затратами;

- недопущение принципа создания  структур "под людей";

- унифицированный подход к формированию  структур и определению штатной численности органов местного самоуправления.

Использование программно-целевых методов в построении организационной структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций, осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии, приводящие к решению поставленных задач).

Таким образом, деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Законодательная основа местного самоуправления в Республике Дагестан

 

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.

Правовая база местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует (Приложение Д).

Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. 130-133).

Правовую основу местного самоуправления в Республике Дагестан образуют:

1) общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.

Россия, подписав вышеназванную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:

- обеспечение права и способности  органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;

- основные полномочия органов  местного самоуправления устанавливаются  Конституцией или законом;

- органы местного самоуправления  в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий  для осуществления собственных  инициатив;

- осуществление государственных  полномочий должно преимущественно  возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам;

- предоставляемые органам местного  самоуправления полномочия должны  быть полными и исключительными;

2) федеральные Конституционные  законы и федеральные законы (Федеральный  закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 19.05.2013 г.); Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.); Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и др.).

3) федеральные нормативные правовые  акты подзаконного характера: Указы  и Распоряжения Президента РФ; Постановления и Распоряжения Правительства РФ, ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

4) Конституция Республики Дагестан принятая Конституционным Собранием 10 июля 2003 г. глава 8 целиком посвящена местному самоуправлению

 

5) Закон Республики Дагестан в от 29.12.2004 N 43 (ред. от 06.07.2009) "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" (принят Народным Собранием РД 21.12.2004);

6) Законом Республики Дагестан от 21 декабря 2004 года "О местном референдуме в Республике Дагестан"

7) Закон Республики Дагестан от 06 июля 2009 года N 50 «о Муниципальных выборах в Республике Дагестан»

 

6) муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и др.

Муниципальные правовые акты могут приниматься населением муниципального образования непосредственно органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Такие акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Особые права законодательство закрепило за сходами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках. Если прежде сходы граждан действовали наряду с местными органами власти, то сегодня в небольших городских и сельских поселениях собрания, сходы граждан все чаще выступают в качестве органов населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы не образуются.

Федеральный закон 2003 года № 131-ФЗ предусматривает кардинальное изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования (за исключением городов федерального значения) разделяются в правовом отношении на 3 типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ.

В настоящее время на территории Российской Федерации существует 23118 муниципальных образований, в том числе 1821 муниципальный район, 517 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 20554 сельских поселений. Система муниципальных образований в Российской Федерации представлена в Приложении В.

Территориальную основу местного самоуправления составляют территории муниципальных образований. В России насчитывается более 150 тыс. населенных пунктов. Не все они являются муниципальными образованиями, однако в результате реформы местного самоуправления органы местного самоуправления максимально приближены к населению в целях качественного и своевременного оказания всем гражданам социальных и бытовых услуг. Вместо 12 тыс. муниципальных образований, существовавших в 2003 г., в 2006 г. уже было более 24 тыс. муниципальных образований, в том числе более 19 тыс. сельских поселений.

Именно территория муниципального образования определяет пространственный предел осуществления местного самоуправления, действия муниципальных правовых актов.

Закон предусматривает следующие виды муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований, а также основания для их объединения, разделения, изменения статуса устанавливаются законами субъектов РФ на основе ряда принципов.

Эффективное местное самоуправление должно обладать соответствующей экономической основой. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности (частной и государственной). Имущество, которое может находиться в собственности отдельных видов муниципальных образований – поселений, муниципальных районов и округов – несколько различается, что обусловлено предметами ведения соответствующих муниципальных образований. В части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, формируемый за счет различных источников: средств самообложения граждан; доходов от региональных налогов и сборов; доходов от федеральных налогов и сборов; дотаций, субвенций, субсидий, иных средств финансовой помощи из бюджетов других уровней; доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, части прибыли муниципальных предприятий; штрафов; добровольных пожертвований и иных поступлений. Финансовые полномочия осуществляются органами местного самоуправления в строгом соответствии с нормами бюджетного и налогового законодательства.

Таким образом, местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Анализ деятельности местного  самоуправления в Республике Дагестан

 

Как показывает практика демократических государств, местный уровень власти – это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человека проблем. Эффективность власти люди оценивают по элементарным, понятным для каждого критериям – тепло в домах, освещенность улиц, качество дорог, транспортное обеспечение и т.п. Эти вопросы рациональнее решать с учетом мнения населения в местах непосредственного проживания граждан – в городах, поселках, селах, хуторах и пр. Именно поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики России является развитие местного самоуправления, налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия муниципальных органов и населения.

Формирование эффективной системы местной власти – всегда длительный и довольно сложный процесс. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Республике Дагестан0 данный процесс до сих пор находится в стадии развития и включает множество нерешенных проблем, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.

Кроме того, большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. При этом государственная власть – учитывая расходные полномочия муниципалитетов – могла бы обеспечить им долгосрочные нормативы отчислений от регулирующих налогов". государственный

Чтобы преодолеть препятствия, мешавшие развитию местного самоуправления, приближению его к населению, в Республике в последние два года была проделана большая работа, Особенно важно то, что руководство государства приступило к разбору законодательных завалов, определилось с правами и обязательствами муниципалитетов, вплотную подошло к решению вопросов их собственности и финансовой обеспеченности. Тем самым были намечены пути к избавлению от длительного противостояния местной и региональной властей, хотя полностью решить эту проблему пока еще до конца не удалось.

Для того чтобы цели нового этапа муниципальной реформы были достигнуты, всем уровням власти в самое ближайшее время предстоит приложить серьезные усилия в направлении укрепления организационно-правовых и экономических основ местного самоуправления. Для того чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки не только законодательного характера. Важно отметить что проводит программу по сближению народа с органами местного самоуправления одним из результатов этой деятельности является интернет портал "Общественный надзор" запущенный в июле 2013 года.«Общественный надзор» позволяет решать проблемы адресно. Каждый гражданин может зарегистрировать на Портале nadzor.e-dag.ru и через личный кабинет и оставить заявку в системе «Общественный надзор». Преимущество в том, что к заявке можно прикреплять фотографии разбитых дорог, ям, утечек воды, самовольного строительства, мусорных свалок и т.п.

Информация о работе Анализ проблем организации местного самоуправления в Республике Дагестан на современном этапе