Виды и функции менеджмента предприятий сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:42, контрольная работа

Краткое описание

Процесс управления предприятием сферы сервиса имеет множество общих черт с процессом управления любой организацией, действующей в любой другой отрасли.

Оглавление

Введение. 5
Виды и функции менеджмента предприятий сервиса. 8
1.Функция управления 8
2.Функция планирования 9
а) стратегическое планирование 10
б) среднесрочные планы 11
в) текущее (оперативное) планирование 11
3.Организационная функция 12
а) принципы организационной функции: 12
б) классификация организационных структур 13
4. Мотивация как функция управления 14
5. Координация как функция менеджмента 15
6. Функция контроля 16
а) этапы контроля 16
б) виды контроля 17
7.Стимулирование 19
Заключение 22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент и маркетинг в сервисе.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

    Бюджет  фирмы охватывает все стороны её деятельности и основывается на оперативных планах отделов и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы. 
 

    3. Организационная  функция 

    Организационная функция тесно связана с функцией планирования. Ее сущность превосходно выразил великий полководец А. В. Суворов: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Если офицер не сумел организовать своих подчиненных в согласованно действующую боевую единицу — он погибает вместе со всеми. Для обычного менеджера ситуация лучше — в худшем случае разорится его фирма. Фирма, имеющая много разных планов, при отсутствии цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь обречена на провал.

    Организационный этап — это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании (формировании) структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления — этапе планирования.

    Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством  этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.

    Принципы  организационной  функции:

    Существует  ряд принципов, которыми следует  руководствоваться в процессе реализации организационной функции:

    -определение  и детализация целей фирмы,  которые были обозначены в  ходе планирования;

    -определение  видов деятельности, необходимых  для достижения этих целей;

    -поручение  различных задач индивидуумам (разделение  труда) и объединение их в  управляемые рабочие группы или подразделения;

    -координация  различных видов деятельности, порученных  каждой группе, посредством установления  рабочих взаимоотношений, включая  четкое определение того, кто  осуществляет руководство (у одного  подчиненного не может быть  двух начальников), то есть каждый член группы должен знать, что он обязан сделать и в какие сроки, а также кто им руководит (управляет);

    -единство  цели — каждый член организации  работает на общее благо, то  есть никто не должен действовать  против целей организации;

    -размах  контроля, или размах менеджмента,  — каждый менеджер отвечает  за управляемых им работников.

   Функция организации заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  фирмы, определении порядка и  условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

   Функция организации реализуется двумя  путями:  через  административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

   Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

   Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

   Существует  два основных аспекта организационного процесса:

   1. Деление организации на подразделения  соответственно целям и стратегиям.

   2. Делегирование полномочий.

   Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

   Под организационной структурой фирмы  понимается ее организация из отдельных  подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными  перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

   Основные  проблемы, возникающие при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств.

   Проблема  совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделении, определение прав и обязанностей каждого руководителя  и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

   Организационная структура направлена прежде всего  на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями  фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней  реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

   Организационная структура фирмы и ее управление постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями. Важнейшими факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перестройки компаний, являются следующие:

   -ускоренная  разработка новых видов продуктов под воздействием научно 
технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;

   -интенсивное  внедрение наиболее передовых  технологий;

   -систематическое  внедрение новых методов организации  и управления производством на базе активного использования компьютерной техники.

   Организация как процесс представляет собой  функцию по координации многих задач: существует два основных аспекта  организационного процесса:

   1. Деление организации на подразделения  соответственно целям и стратегиям.

   2.  Делегирование полномочий.

   Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач  и полномочий лицу, которое принимает  на себя ответственность за их выполнение.

   Классификация организационных  структур.

   -Организационная структура по продукту предполагает создание в структуре фирмы самостоятельных хозяйственных подразделении - производственных отделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов. При этом предполагается  специализация производственных отделений в материнской компании по отдельным видам или группам продуктов и передача им полномочий по управлению производственными и сбытовыми дочерними компаниями. Функциональные службы производственных отделений одновременно поддерживают тесные контакты с соответствующими центральными службами, получая от них указания по всем вопросам проведения единой политики и координации деятельности в рамках фирмы в целом..

    Поскольку производственное отделение само выступает  центром прибыли, оно осуществляет не только финансовый, но и оперативный контроль за деятельностью предприятий во всемирном масштабе. Этот контроль часто реализуется путём совместных или переплетающихся директоратов  дополняется поездками руководителя производственного отделения на конкретные дочерние предприятия.

    -Организационная структура по региону предполагается, что управленческая ответственность за деятельность ТНК  распределяется между самостоятельными подразделениями. Эти подразделения по содержанию и характеру деятельности могут выступать как производственные отделения и быть центром прибыли и ответственности. Они осуществляют координацию деятельности дочерних и производственных компаний по всем видам продуктов. Подразделение возглавляет распорядитель, который подчиняется непосредственно высшему руководству и осуществляет свою деятельность в тесном контакте со всеми центральными службами. Он может иметь в своем подчинении управляющих отдельными отделами.

    -Смешанная структура предполагает сочетание различных типов организационных структур управления.

    Наиболее  распространено сочетание отраслевого  и регионального принципов при  построении организационной структуры. Эта структура наиболее распространена. Это отражает общие закономерности развития процесса производства в современных  условиях, который требует комплексного подхода к формированию организационной структуры фирмы с учетом охвата всех сторон, направлений и сфер деятельности. В этих условиях сочетание отраслевого и регионального аспектов наиболее полно удовлетворяет потребностям развития фирмы 

    4. Мотивация как  функция управления 

    При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно  должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

    Мотивация как основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

    Мотив – это побудительная причина, повод к деятельности. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, … волю, знания, определив величину вознаграждения, связав его с результатом деятельности, а также выявив систему ценностей человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.  Чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сна чала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно  непосредственно  наблюдать  или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности служат мотивом к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы. Теория мотивации представляет собой специальную область знаний, которая формировалась последовательно с начала 20 века.

Содержательные  теории мотивации в первую очередь  стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы

    Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы  в плане повышения эффективности  их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.

    При рассмотрении данного вопроса менеджмент предприятия сферы сервиса и  туризма ориентируется на два  аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) потребителей услуг и мотивацию  трудовых отношений.

    Рассмотрим  мотивацию потребителей услуг на примере туристской сферы.

    Мотивы  путешествий — это причина, цель поездки, при отсутствии которой  данная поездка не состоялась бы. Информация о цели путешествия необходима прежде всего для того, чтобы правильно  разделить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами.

Информация о работе Виды и функции менеджмента предприятий сервиса