Функции менеджмента: назначение, виды и состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 03:08, курсовая работа

Краткое описание

Функция менеджмента – действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.
Функции характеризуют общие задачи и направления управленческих работ. Состав и содержание этих работ в наименьшей степени зависят от специфики конкретной организации, ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.п.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Функции менеджмента...........................................................................................3
Прогнозирование и планирование.........................................................................4
Функция организации.............................................................................................5
Контроль...................................................................................................................8
Координация и регулирование...............................................................................9
Технологические и социологические функции в менеджменте.........................9
Функция установления коммуникаций...............................................................10
Функция разработки решения. Сущность и типология управленческих решений..................................................................................................................11
Примеры управленческих решений по функциям управления.........................13
Делегирование полномочий как функция управления......................................15
Мотивация и стимулирование..............................................................................15
Список литературы................................................................................................18

Файлы: 1 файл

Функции менеджмента.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ НОУ ВПО 

«Международная  Академия Бизнеса и Новых Технологий (МУБиНТ)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По  дисциплине: Основы менеджмента

На  тему: Функции менеджмента: назначение, виды и состав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил. Студент  группы В34МН22

Ф.И.О.    Дегтярева Анастасия Владимировна

Проверил________________________

«___»,____________2012г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Вологда 2012г.

 

Содержание.

Введение..................................................................................................................3

Функции менеджмента...........................................................................................3

Прогнозирование и планирование.........................................................................4

Функция организации.............................................................................................5

Контроль...................................................................................................................8

Координация и регулирование...............................................................................9

Технологические и социологические  функции в менеджменте.........................9

Функция установления коммуникаций...............................................................10

Функция разработки решения. Сущность и типология управленческих решений..................................................................................................................11

Примеры управленческих решений по функциям управления.........................13

Делегирование полномочий как функция  управления......................................15

Мотивация и стимулирование..............................................................................15

Список литературы................................................................................................18

 

Введение

Функция менеджмента  – действие, обеспечивающее  выполнение специфического вида управленческой деятельности.

Функции характеризуют общие задачи и направления управленческих работ. Состав и содержание этих работ в наименьшей степени зависят от специфики конкретной организации, ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т.п.

Функции менеджмента.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект и характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения.

  Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Выделение функций менеджмента  позволяет регламентировать правила  и процедуры выполнения задач  и видов управленческой деятельности.

Выделяют три группы функций менеджмента:

  • Общие функции
  • Технологические функции
  • Социально-психологические функции

Общие функции менеджмента  отражают содержание основных стадий процесса управления  на всех иерархических  уровнях и по всем объектам управления.

К общим функциям менеджмента  относятся следующие:

  • Планирование
  • Организация
  • Контроль
  • Регулирование

Прогнозирование и планирование.

Экономическое прогнозирование –  это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для  конкретной организации.

Планирование – это  разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.1

В широком смысле слова  планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого  решения. План как система взаимосвязанных  решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

    • Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
    • Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
    • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
    • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.
    • Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний уровень) – это определение  промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В  основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ  планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ  и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Эффективность планирования зависит от того, какими принципами руководствуются при составлении  планов.

  1. Полнота планирования – учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
  2. Точность планирования – использование современных методов и средств для обеспечения точности прогнозов.
  3. Ясность планирования – формулировки планов должны быть доступны всем членам организации.
  4. Непрерывность планирования – планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
  5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования. 2

Функция организации

Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап менеджмента.

Под организацией понимается процесс:

    • Определение рациональных форм разделения труда;
    • Распределение работы среди работников, групп работников и подразделений;
    • Разработки структуры органов управления;
    • Регламентация функций, подфункций, работ, операций;
    • Установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
    • Подбора и расстановки кадров.

Функцию организации можно рассматривать  в двух аспектах: во-первых, как процесс  создания системы, во-вторых, как процесс  ее совершенствования, упорядочения.

Организация работ –  функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции  состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда  по горизонтали и вертикали, решение  о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. При этом задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям  и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников.

Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как  внешнее, так и внутреннее ее окружение.3

Тем не менее, организация  управления основывается на ряде основных принципов:

Принцип разделения труда. Основной смысл – все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально  способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные  виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.

Для преодоления отрицательных  последствий узкой специализации  труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ  и привлечение сотрудников к  принятию касающихся их решений (стратегия участия).

Скалярный принцип. Относится  к цепочке прямых должностных  отношений руководителей и подчиненных  в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной  властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.

Принцип диапазона управления. Для каждой управленческой должности  существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.

Еще одной важной характеристикой  организации управления является уровень  централизации (децентрализации)  полномочий (власти).

Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией. Децентрализация – передача прав низшим уровням управления.4

Контроль.

Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое  представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля.

В сомом общем виде контроль можно представить  как  процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов  с запланированными.5

Контроль – одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений  функции контроля. Одна из них – контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Посредством функции  контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения  и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.6

Эффективное сочетание  различных видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды – залог успешного функционирования организации.7

Координация и регулирование.

Сущность этой функции  заключается в обеспечении согласованности  действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержания и совершенствования  установленного режима работы производственного  механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением  системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

Цели координации и регулирования  – установление взаимодействия в  работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.8

Регулирование – деятельность по поддержанию в динамической системе  управления производством заданных параметров. Она определяется задачей  сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой.

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. 9

Технологические и социально-психологические функции  в менеджменте

Для реализации каждой из функций управления необходимо сформировать определенные коммуникационные связи  и подготовить управленческие решения. Установление коммуникаций и разработка решений, являясь технологическими функциями менеджмента, одновременно представляют  инструменты общих функций менеджмента.

Информация о работе Функции менеджмента: назначение, виды и состав