Понятие менеджмента, его виды, формы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:52, реферат

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает множество таких целей и задач, которые при командно-административном управлении организации самостоятельно не решали и, даже, не ставили. Под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности, создается много новых предприятий, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, так как менеджмент - мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

Файлы: 1 файл

Понятие менеджмента.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Понятие менеджмента, его  виды, формы и функции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает  множество таких  целей  и задач, которые при командно-административном управлении организации самостоятельно не решали и, даже, не ставили. Под влиянием процессов приватизации меняются формы  собственности, создается много  новых предприятий, налаживаются новые  хозяйственные связи, формируются  рыночные механизмы управления. Все  возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более  того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его  роль будет расти, так как менеджмент - мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

В мировой  литературе по управлению понятию «менеджмент», дается очень широкая трактовка. В соответствии с одним из наиболее распространенных взглядов, место менеджмента  в общественных отношениях очерчивается следующими аспектами:

-способ, манера обращения с людьми;

-власть  и искусство управления;

-особого  рода умелость и административные  навыки;

-орган  управления, административная единица.

В некоторых  публикациях понятию «менеджмент» дается более ограниченное толкование как управлению производством и  как совокупности принципов, методов, средств и форм управления производством  с целью повышения эффективности  производства и его прибыльности. Сущность и содержание менеджмента  в специальной литературе по теории управления рассматриваются с разных сторон, а именно как:

-процесс;

-функция  ( вид деятельности);

-категория  людей;

-аппарат  управления;

-наука  и искусство.

Менеджмент  определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально  подготовленные специалисты формируют  организации, управляют ими путем  постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента  предполагает выполнение функций планирования, организации, мотивации, контроля, осуществляя  которые менеджеры обеспечивают условия для производительного  и эффективного труда занятых  в организации работников и получение  результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и  умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения  людей, работающих в организации. Это  является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния  на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом  с целью достижения максимальных результатов.

Умение  ставить и реализовывать цели основатель школы научного управления Ф.У.Тейлор определил, как искусство  точно знать, что предстоит сделать  и как это сделать самым  лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья  работа состоит в организации  и руководстве усилиями всего  персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с аппаратом  управления. Без аппарата управления организация как целостное образование  не может существовать и работать эффективно. Главная задача менеджеров - это эффективное использование  и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В ХХ в. менеджмент выделился в самостоятельную  область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические  проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в  виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как  наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий ,разрабатывать, в соответствии с этим, стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические  системы, на функционирование которых  воздействуют многочисленные и разнообразные  факторы как внешней, так и  внутренней среды. Люди, работающие в  организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования  научного подхода, но и искусства  его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим  особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к  труду и т.д. Поэтому нередко  менеджмент рассматривается как  искусство, которое подобно медицине или инженерному делу, должно опираться  на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить  науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных  знаний, но и развития личностных качеств  менеджеров, способностей применять  знания в практической работе. Чтобы  люди, работающие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры  должны постоянно взаимодействовать  с ними и создавать условия  для наиболее полного раскрытия  потенциала работников.

Управленческий  труд по сравнению с другими видами деятельности в организации имеет  ряд особенностей, выражающихся в  его характере, предмете, результатах  и применяемых средствах.

Специфика решаемых задач предопределяется преимущественно  умственным, творческим характером управленческого  труда. Постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также  организация совместной деятельности составляют главный смысл  и содержание труда управленческого персонала. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают  решения, необходимые для изменения  состояния управляемого объекта. Поэтому  в качестве орудий труда работников менеджмента выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат  же их деятельности оценивается по степени достижения поставленных целей.

Содержание  самого понятия “управленческий  персонал” трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация  труда, например, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой  категории работников, в которую  кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь  в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая  в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.

Чтобы выполнять  свои сложные и ответственные  функции, менеджеры должны иметь  специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в такой специальной области как менеджмент. Они включают:

1.Понимание  природы управленческого труда  и процессов менеджмента.

2.Знание  должностных и функциональных  обязанностей менеджера, способов  достижения целей и повышения  эффективности работы организации.

3.Умение  использовать современные информационные  технологии и средства коммуникации, необходимые в управленческом  процессе.

4.Умение  обосновывать и принимать решения  в ситуациях, для которых характерны  высокая динамичность и неопределенность.

5.Высокую  информированность по вопросам  развития отрасли, в которой  работает предприятие: состояние  исследований, техники, технологии, конкуренции, динамика спроса  на продукцию.

6.Знакомство  с опытом менеджмента на других  предприятиях и в разных отраслях.

7.Способность  управлять ресурсами, планировать  и прогнозировать работу предприятия,  владение способами повышения  эффективности управления.

Эти и  многие другие знания и умения приобретаются  в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов,. методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность хозяйствования.

Вторая  группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана  с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. Это:

1.Владение  искусством управления человеческими  ресурсами.

2.Владение  искусством налаживания внешних  связей.

3.Способность  к самооценке, умение делать правильно  выводы и непрерывно повышать  квалификацию - знания и умения.

В процессе выполнения своих функций менеджеры  взаимодействуют с широким кругом лиц - коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими  людьми и организациями, прямо или  косвенно связанными с деятельностью  данной организации. Чтобы работать с людьми, столь резко отличающимися  по своему статусу и интересам, менеджеры  должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и  уважение со стороны тех, с кем  они вступают в контакт. Это, прежде всего:

высокое чувство долга и преданности  делу;

честность в отношениях с людьми и доверие  к партнерам;

умение  четко выражать свои мысли и убеждать;

уважительное  и заботливое отношение к людям  вне зависимости от их положения  в иерархии предприятия;

способность быстро восстанавливать свои физические  и душевные силы и критически оценивать  собственную деятельность.

От ошибок в работе не застрахованы даже самые  опытные и квалифицированные  менеджеры, но настоящие профессионалы  вырабатывают в себе способность  сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над  исправлением положения, а не искать виновных.

До недавнего  времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди либо награждаются от природы, либо они приобретают  их в процессе многолетней работы, методом проб и ошибок. Однако последние  достижения науки (в том числе  социологии, психологии и др.) позволяют  изучать природу человеческих взаимоотношений  и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь  только на собственный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ  И ФОРМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Выделяются следующие основные виды менеджмент: организационный, стратегический, тактический (текущий) и оперативный.

Объектом организационного менеджмента являются процессы создания организации, разработки структуры и системы управления организацией, системы осуществления управленческих функций, выработки стандартов, положений, инструкций. В результате обеспечивается нормальное функционирование организации, успешное достижение стоящих перед организацией целей. Достижение целей организации основано на стратегическом менеджменте, тактическом или текущем менеджменте и оперативном менеджменте.

Стратегический менеджмент определяет человеческий потенциал как основу организации, ориентирует организацию производства на потребности и желания потребителей, осуществляет приспособление организации к внешней среде, результатом чего является достижение перспективных целей организации. Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Результаты стратегического менеджмента не обнаруживаются полностью в течение нескольких лет. В рамках стратегического менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются пути их достижения, обеспечивается ее будущая жизнедеятельность.

Тактический (текущий) менеджмент разрабатывается в развитие стратегии. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический (текущий) менеджмент вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического (текущего) менеджмента рассчитаны на меньший отрезок времени, чем стратегический менеджмент. Обычно он охватывает годовой период. Результаты тактического (текущего) менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Тактический (текущий) менеджмент связан с деятельностью, имеющей место в данное время; относится к повседневной работе. Он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации, таких как маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственных, финансовых, кадровых, социальных; реализацию краткосрочных планов. Краткосрочные планы составляются в организациях на период до одного года. Затем они конкретизируются на полугодие, квартал, месяц, декаду, в зависимости от производственной необходимости.

Оперативный менеджмент включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов и диспетчеризацию. Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы, ход выполнения текущих заданий. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях. Тактический (текущий) и оперативный менеджмент связаны с постановкой конкретных среднесрочных и краткосрочных задач, координацией их решения с обеспечением необходимыми людскими, финансовыми, материальными, информационными ресурсами, контролем достигнутых результатов, их оценкой, анализом и осуществлением необходимых корректирующих действий.

Информация о работе Понятие менеджмента, его виды, формы и функции