Понятие менеджмента, его виды, формы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:52, реферат

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает множество таких целей и задач, которые при командно-административном управлении организации самостоятельно не решали и, даже, не ставили. Под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности, создается много новых предприятий, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, так как менеджмент - мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

Файлы: 1 файл

Понятие менеджмента.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

Стратегический, тактический (текущий), оперативный менеджмент имеют такие  объекты управления, как маркетинг, производство, материально-техническое  снабжение, сбыт продукции, кадры, финансы, нововведения, учет и анализ хозяйственных  процессов в организации (эккаутинг).

Маркетинг - менеджмент занимается процессами управления изучения рынков, сложившейся и перспективной конъюнктуры, созданием каналов сбыта, формированием ценовой политики, рекламной деятельностью.

Производственный менеджмент включает в себя управление основными, вспомогательными и обеспечивающими процессами, в результате которых производятся товары, поставляемые организацией на рынок.

Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта продукции заключается в управлении процессами оформления хозяйственных договоров на поставку материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их доставку, процессами входного контроля, упаковки, хранения и поставки готовой продукции потребителям.

Менеджмент персонала направлен на планирование трудовых ресурсов; отбор персонала; оценку кадров и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; определение заработной платы и льгот; профессиональную ориентацию и адаптацию, обучение и повышение квалификации, оценку трудовой деятельности.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и управление финансовыми отношениями, возникающими между хозяйственными субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами организации и осуществления воздействия на финансы с помощью методов (планирования, кредитования, системы расчетов, страхования) и финансовых средств (прибыли, амортизационных отчислений, цены, арендной платы) для достижения поставленной цели.

Инновационный менеджмент направлен на управление материализацией (овеществлением) творческой деятельности людей по созданию продуктов, которые техническими, организационными, экономическими характеристиками превосходят существующие или не имеют себе аналогов.

Эккаутинг - менеджмент связан с управлением процессами сбора, обработки и анализа данных о работе организации, сравнением с базовыми и плановыми показателями других организаций с целью своевременного выявления нерешенных вопросов и установления резервов для более полного использования потенциала организации.

Форма менеджмента представляет собой определенное сочетание во времени и пространстве элементов процесса менеджмента при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.

Среди форм менеджмента выделяют:

управление по целям;

управление по результатам;

управление на основе систематических  проверок и распоряжений;

управление на основе учета потребностей и интересов;

управление в особых ситуациях;

управление, опирающееся на активизацию  деятельности;

управление, основанное на искусственном  интеллекте.

Управление по целям применяется, когда не все цели подразделений являются обоснованными, отсутствует методика формирования целей, отсутствует статистика реализации целей и задач, нет документального анализа осуществления целей и задач. В основе управления по целям лежит бизнес-план, составленный для организации и для каждого сотрудника. Используется простое целевое управление, программно-целевое управление, регламентное управление. Простое целевое управление предусматривает подготовку руководителем сроков и конечной цели управления, но не системы ее реализации. Простое целевое управление открывает простор для инициативных действий сотрудников. Программно-целевое управление обеспечивает разработку менеджером целей управления и системы их претворения. Регламентное управление основано на определении руководителем конечной цели управления и ограничений на параметры и ресурсы. Цели должны быть достигнуты, но сроки их достижения заранее трудноопределимы.

Управление по целям обеспечивает решение проблем, связанных с  рисками. Это включает уклонение  от деятельности, содержащей определенный риск; ответственность за риск с  полной компенсацией за счет собственных  средств, передачу ответственности  за риск страхователю, использование всех ресурсов в одной сфере деятельности.

Управление по результатам как форма менеджмента используется в случае, когда работа для большинства сотрудников организации ограничивается их рабочим местом; они не интересуются сбытовой политикой организации; имеет место хищение изделий организации для домашних нужд; плохо организовано стимулирование результатов труда; склады заполнены изделиями организации.

Управление по результатам основывается на принятии управленческих решений  после получения результата по предыдущему  решению. Для реализации этой формы  менеджмента создается подразделение, в рамках которого формируется аналитическая  группа с матричной структурой управления. В группу входят специалисты в  области психологии и социологии, маркетинга, финансов. Функции аналитической  группы: анализ информации, проведение опросов, определение нерешенных вопросов и подготовка предложений по корректировке  принятых решений, создание информационной базы данных.

Одной из форм менеджмента является управление на основе систематических проверок и распоряжений или, по другому, путем постоянных проверок и указаний. Такая форма менеджмента используется, когда имеет место недостаточная координация в деятельности работников и подразделений, неэффективны квалификационные требования к работникам, взаимодействие подразделений плохо наложено, при выполнении принятых решений нет быстроты исполнения, оперативный контроль за результатами работы подчиненных отсутствует, имеет место разобщенность между собой работников организации.

Управление на основе систематических  проверок и распоряжений применяется, когда имеется строго регламентированная технология с четким распределением управленческой и производственной деятельности. Наложено взаимодействие с поставщиками и потребителями. Сотрудники организации способны профессионально выполнять работу. Структура управления носит доверительный характер.

Форма управления путем постоянных проверок и указаний основывается на жестком планировании работы подчиненных, постоянном отслеживании менеджером их текущих дел. Она эффективна для  средних организаций в случае высокого авторитета и профессионализма руководителя. Реализуется в наставничестве, коллективных формах обучения с индивидуальным контролем, осуществляемом менеджером при периодическом контроле путем  проверок, бесед, разборов ситуаций.

Форма менеджмента на основе учета потребностей и интересов используется, когда нет планов формирования гибких структур производства и адаптивных структур управления; работники недостаточно осведомлены о перспективах развития организации; большая текучесть кадров; работники часто болеют простудными заболеваниями; места для курения всегда заполнены рабочими и служащими; высок производственный травматизм; встречаются противодействия руководителям со стороны работников.

Управление, опирающееся на активизацию  деятельности, как форма менеджмента, применяется когда работники безынициативны; в мотивациях преобладает материальное поощрение; работники имеют представление о своем вкладе в результаты организации; много времени уходит на разбор производственных конфликтов; рабочие династии практически отсутствуют; в организации очень много пожилых работников.

Форма менеджмента – управление на основе активизации деятельности персонала – реализуется за счет эффективного стимулирования сотрудников, удовлетворения их материальных и общественных интересов. Применение этой формы менеджмента учитывает, что удовлетворение работниками первичных потребностей гарантирует минимальную эффективность труда. Удовлетворение общественных (вторичных) потребностей действенными стимулами повышает эффективность труда работника до высшей точки физического потенциала человека. Когда обеспечено единство материальных и общественных интересов, эмоциональное состояние сотрудников организации достигает синергетического эффекта и отдача работников становится еще более эффективной.

Форма менеджмента, основанная на искусственном интеллекте, на базе информационной системы, возможна в ситуации, когда в организации система документооборота усложнена; оперативность ее обработки низкая; организация испытывает недостаток опытных специалистов и менеджеров; маркетинговая служба или вообще отсутствует, или работа ее неэффективна; издается много распоряжений; до работников доводят большое количество объявлений; много времени уходит на проведение собраний и совещаний; рабочий день большинства менеджеров превышает установленное время; организация выплачивается большие объемы штрафных санкций.

Рассмотрев основные виды и формы  менеджмента, стоит отметить, что  каждый вид менеджмента в определенной ситуации имеет свою форму или  их сочетание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных  функций:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

Функция планирования предполагает решение  о том, какими должны быть цели организации  и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих вопроса:

1.Где  мы находимся в данный момент?

2.Куда  мы хотим двигаться?

3.Как  мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство стремится  установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат  единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это  один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление  усилий всех членов организации к  достижению общих целей.

Планирование  должно осуществляться непрерывно, так  как внешняя среда постоянно  меняется и планы необходимо время  от времени пересматривать, чтобы  они согласовывались с реальностью.

Организовать - это значит создать некую структуру. Существует множество элементов, которые  необходимо структурировать, чтобы  организация могла выполнять  свои планы и тем самым достигать  своей цели. Одним из этих элементов  является работа, конкретные задания  организации, такие как строительство  жилых домов, или сборка радиоприемников, или подготовка высококачественных специалистов.

Поскольку в организации работы выполняют  люди, другим важным аспектом функции  организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование - это средство руководства осуществлять выполнение работы с помощью других лиц.

Мотивация. Руководитель  всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная  структура организации не имеют  никакого смысла, если кто-то не выполняет  фактическую работу организации. Поэтому, задача функции мотивации заключается  в том, чтобы члены организации  выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями  и в соответствии с планом.

Руководители  всегда осуществляли функцию мотивации  своих работников, осознавая это  или нет. Первоначально было широко распространено убеждение, что люди всегда будут работать больше, если у них имеется возможность  заработать больше. Исследования в  области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода. Доказано, что мотивация (т.е. создание внутреннего побуждения к действиям) является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Задача руководителя состоит в том, чтобы определить эти потребности и найти способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль. Почти все, что делает руководитель, обращено в будущее. Руководитель планирует достичь цель в какое-то время, точно зафиксированное как день, неделя, месяц, год или более отдаленный момент в будущем. За этот период многое может случиться, в том числе и много неблагоприятных изменений. Работники могут отказаться выполнять свои обязанности в соответствии с планом. Могут быть приняты законы, запрещающие или затрудняющие подход, избранный руководством. На рынке может появиться новый, сильный конкурент, значительно затрудняющий организации реализацию ее целей. Или просто люди могут совершить ошибку при выполнении ими своих обязанностей.

Такие непредвиденные обстоятельства могут заставить  организацию отклониться от основного  курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным  найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем  организации будет нанесен серьезный  ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под  угрозу.

Контроль - это процесс обеспечения достижения целей организации.

Существует  три этапа управленческого контроля:

Установление  стандартов - это точное определение  целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных  в процессе планирования.

Второй  этап- это измерение того, что  было достигнуто за определенный период времени, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе  эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации  существует проблема, но и знает  источник этой проблемы. Это знание необходимо для осуществления третьей  стадии, на которой предпринимаются  действия для коррекции серьезных  отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий - это  пересмотр целей для того, чтобы  они стали более реалистичными  и соответствовали ситуации.

Информация о работе Понятие менеджмента, его виды, формы и функции