Управление затратами. Концепция «бережливого производства»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:12, научная работа

Краткое описание

Цель данного учебного модуля состоит в ознакомлении обучающихся с современной методологией управления затратами, создании у них устойчивой мотивации к самостоятельному изучению публикаций по данной тематике, а также в воспитании бережливого отношения к расходованию всевозможных ресурсов, используемых при осуществлении различных видов деятельности.

Оглавление

1. Основные понятия и классификация затрат предприятия
1.1 Основные понятия
1.2 Общая классификация затрат
1. по времени реализации управленческих решений
2. по наличию специфических особенностей
3. по экономическим элементам
4. по статьям калькуляции себестоимости
5. по способу отнесения на себестоимость продукта
6. по сложности учета
7. по методу калькуляции
8. по результативности (полезности)
9. по отношению к объему производства
10. по участию в образовании стоимости продукции
11. по степени отражения в учетной документации
12. по использованию в управленческом учете
13. по возможности планирования
14. по месту возникновения и носителям затрат
2. Основные факторы, влияющие на затраты
2.1 Основные понятия и классификация факторов, влияющих на затраты
2.2 Внешние факторы
2.3 Внутренние факторы
2.3.1 Продуктовые факторы
2.2.2 Технологические факторы
- Классификация технологических процессов при создании и обращении продукции
- Определение состава и структуры определения технологических процессов
- Качество технологической подготовки производства
- Технологическая унификация, качество технологической документации
- Уровень экономичности производственных процессов и качество управления
- Уровень механизации и автоматизации технологических процессов
- Применение ресурсно и энергосберегающих технологий
2.3.3 Технические факторы
- Видовой состав и структура основных и оборотных материальных технических средств
- Технические характеристики и состояние материальных технических средств
- Уровень использования материальных технических средств
2.3.4 Структурные факторы производства (обращения)
- Организационные структурные факторы
- Виды, формы и методы организации процесса непосредственного производства
- Производственные структурные факторы
- Интегральные структурные факторы
2.3.5 Организационно-управленческие факторы
2.3.6 Факторы, связанные с социально-экономическими отношениями
- Основные понятия формирования системы управления
- Эффективность системы мотивации и стимулирования работников
- Формы и системы оплаты труда
- Должностные оклады
- Система стимулирования труда работников предприятия
- Условия труда и степени удовлетворенности персонала
3. Система управления затратами
3.1 Основные понятия в области управления затратами на предприятии
3.2 Разработка политики в области управления затратами предприятия
3.3 Нормирование затрат, составление расчетов и смет, планирование затрат
- Нормирование использования основных видов ресурсов
- Определение потребности основных видов ресурсов, проведение расчетов
- Планирование составление смет, калькулирование себестоимости продукции
3.4 Бюджетирование затрат
3.5 Программа, планы и бюджет предприятия по сокращению затрат
3.6 Оперативный учет и контроль в процессе тактического управления затратами
3.7 Оперативный анализ затрат факторов в процессе тактического управления
- Анализ общей сметы затрат
- Анализ себестоимости единицы продукции
- Анализ комплексной оценки использования ресурсов
- Выявление резервов снижения затрат и существенных управляемых факторов
- Проведение оценки эффективности выполненных мероприятий по сокращению затрат
- Анализ уровня затрат предприятия и оценка эффективности мероприятий по их сокращению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление затратами. Концепция «бережливого производства» Введе.doc

— 1.42 Мб (Скачать)

 

13. по возможности  планирования

 

По возможности охвата планом все затраты подразделяются на планируемые и непланируемые. 
 
Планируемые затраты - это неизбежные затраты предприятия, вытекающие из характера его хозяйственной деятельности и предусмотренные сметой затрат на производство продукции (работ, услуг). Они рассчитываются на определенный объем производства в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и включаются в плановую себестоимость продукции. 
 
Непланируемые затраты - это непроизводительные расходы, не являющиеся экономически неизбежными и не вытекающие из нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Это прямые потери, не включаемые в смету затрат на производство (например, недостачи, потери от порчи сырья и материалов при хранении, потери от брака и простоев и т.п.). Эти затраты отражаются только в фактической себестоимости продукции.

 

 

2. Основные  факторы, влияющие на затраты

 

Цель модуля - ознакомить пользователей  с современной методологией управления затратами, создать у них устойчивую мотивацию к оптимизации затрат на производстве, а также приучить к бережливому расходованию ресурсов, используемых при осуществлении различных видов предпринимательской деятельности. 
Представленный учебный материал может быть использован руководителями, экономистами, бухгалтерами малых или средних предприятий, участвующих в планировании, реализации и оценке мероприятий по экономии финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления уставной деятельности предприятия. Изложенные в модуле сведения могут быть использованы при проведении анализа хозяйственной деятельности предприятия, а также при разработке нормативной и методической документации для интегрированных систем менеджмента предприятия. Модуль может быть полезен студентам и преподавателям очной, вечерней и заочной форм обучения по специальности «Менеджмент».

 

2.1 Основные  понятия и классификация факторов, влияющих на затраты

 

В [2] определено, что 

фактор [от factor- делающий, производящий] означает существенное обстоятельство в каком - либо явлении, процессе. 
Исходя из этого, 
факторамы, влияющие на затраты - это совокупность причин (обстоятельств), обуславливающих изменение величины, структуры, направления и динамики развития затрат.

По степени зависимости от деятельности предприятия все факторы можно  подразделить на две основные группы:

внешние (не зависящие от деятельности предприятия); 
внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

По масштабам действия факторы, влияющие на затраты, различаются на:

общегосударственные; 
внутриотраслевые; 
внутрипроизводственные.

Общегосударственные связаны с политикой правительства в области экономических отношений. Например, к данным факторам можно отнести:

·  изменение порядка взимания налогов, пошлин и начисления акцизов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг);

·  регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий - монополистов;

·  условия сдачи в аренду (прокат) объектов государственной собственности;

·  условия выдачи субсидий и др. 
 
Внутриотраслевые факторы в современных рыночных условиях играют незначительную роль, хотя при дальнейшем развитии корпоративных и самоорганизующихся структур их значение может возрасти.  
 
Примерами данных факторов могут служить: наличие и качество нормативов системы цен на продукцию и в области планирования производственной деятельности; ценовые и тарифные, трудовые (отраслевые) соглашения, регулирующие отдельные виды затрат. 
 
Внутрипроизводственные факторы связаны с улучшением использования всех имеющихся у предприятия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Эти факторы, в основном, зависят от результатов деятельности предприятия, но могут быть и независимыми от них. 
 
Кроме перечисленных группировок, факторы по возможности их использования подразделяются на перспективные и текущие, а по способам выявления - явные и скрытые. 
 
С точки зрения оценки влияния факторов на то или иное явление различают основные и второстепенные факторы, а по их роли в иерархической структуре - факторы первого, второго и т.п. порядка. Кроме того, от объективно обусловленных факторов следует отличать субъективные, зависящие от методов оценки.

 

2.2 Внешние  факторы

 

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, они учитываются при  обосновании решения выхода предприятия  на новый рынок и позволяют  более эффективно управлять издержками на стадиях жизненного цикла продукции и услуг. 
 
К данным факторам, как правило, относятся:

Климатические условия, географическое положение  и инфраструктура региона (средства связи и коммуникации), в которой расположено предприятие. Чем они благоприятнее, тем ниже затраты, связанные с производством и обращением продукции. 
Наличие и характеристики ресурсов , имеющихся в регионе. Чем доступнее по цене и расположению, а также лучше по качеству ресурсы, тем ниже затраты, связанные с производством и обращением продукции. 
Наличие и характеристики рынка передовых технологий . Чем доступнее по цене и лучше технологии, тем ниже затраты, связанные с производством и обращением продукции. 
Наличие и характеристики национальной системы технического регулирования . Чем больше по количеству и выше по уровню обязательные требования к безопасности продукции и услуг, тем выше затраты на их обеспечение в процессе производства и обращения. 
Экологическое состояние региона . Чем оно хуже, тем выше затраты, связанные с контролем и обеспечением экологической безопасности производства и обращения продукции, а также выше величина штрафов за нанесение ущерба окружающей природной среде и отчислений на природоохранную деятельность. 
Темпы инфляции в регионе . Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма издержек по оплате труда персонала; обслуживанию заемных финансовых средств; оплате услуг поставщиков ресурсов, транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий; отчислениям на социальные мероприятия и т.п. 
Уровень отраслевой конкуренции и развития отдельных сегментов потребительского рынка . Чем выше рыночные барьеры, тем выше затраты на вход на рынок. Также в условиях «рынка продавца» уровень издержкоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на рекламу, в уровне расходов на организацию постпроизводственного или торгового обслуживания и т.п. 
Уровень креминогенности региона . Чем выше уровень коррупционности в региональных и муниципальных органах власти, тем выше издержки производства и обращения продукции на предприятиях из-за потерь на взятки, волокиты и саботажа со стороны чиновников и т.п. Чем выше уровень преступности на территории, где расположено предприятие, тем выше его издержки на обеспечение необходимого уровня безопасности. 
Изменение уровня государственных арендных ставок . В настоящее время большинство малых и средних предприятий арендует помещения у государственных (муниципальных) органов управления имуществом. Поэтому периодический рост системы государственных арендных ставок вызывает повышение суммы издержек производства и обращения. 
Изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек производства и обращения . Изменение состава видов платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне издержек предприятия.

 

2.3 Внутренние  факторы

 

Данные факторы зависят от деятельности предприятия. Оказывая на них влияние, предприятие может управлять  направлением и динамикой развития затрат, изменять их структуру и величину. 
 
В общем случае внутренние факторы можно подразделить на следующие группы:

·  факторы производства (обращения);

·  факторы, связанные с социально-экономическими отношениями, существующими на предприятии.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (ОБРАЩЕНИЯ)


 
Данные факторы обусловлены характеристиками производственной среды и трудового  процесса. 
 
Производственная среда - это физико-химические и биологические условия в производственных помещениях. Данная среда включает в себя следующие составляющие:

·  внешние природно-антропогенные воздействия (природный фон, влияние всей промышленной зоны, транспорта и т.д.);

·  цеховые условия (общий шум в производственном помещении, его запыленность и т.п.);

·  условия, создаваемые непосредственно местом работы (станком, инструментом и т.п.). 
 
В общем виде трудовой процесс связан с субъектом, предметом и средствами труда. 
 
Производственный процесс - это совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта продукции [13]. 
 
На параметры производственного процесса, а следовательно и на производственные затраты, могут оказывать влияние факторы, которые можно объединить в следующие группы:

продуктовые факторы; 
технологические факторы; 
технические факторы; 
структурные факторы производства (обращения); 
организационно-управленческие факторы.

ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ 


 
Данные факторы проявляются, главным  образом, через человеческий фактор и отражают уровень материальной и моральной заинтересованности работников в результатах своего труда и сокращении затрат в частности, а также их удовлетворенность от работы в организации. 
 
Социально - экономические факторы :

наличие и эффективность системы  мотивации и стимулирования работников; 
уровень социальных условий труда и отдыха работников; 
степень удовлетворенности персонала работой в организации.

 

2.3.1 Продуктовые  факторы

 

К продуктовым факторам относятся:

состав и структура (номенклатура) продукта предприятия; 
технический (потребительский) уровень и уровень качества продукта предприятия; 
объем производства продукта предприятия.

СОСТАВ И СТРУКТУРА (НОМЕНКЛАТУРА) ПРОДУКТА ПРЕДПРИЯТИЯ 


 
Структура и величина затрат зависит  от факторов, связанных с видами производимых на предприятии продуктов , которые имеют свою потребительную стоимость, характеризуются различными свойствами и обладают своим жизненным циклом, длительность которого может быть различной. 
 
Принято различать следующие виды продуктов предприятия [19]:

Продукция - совокупность материально-вещественных изделий, созданных в процессе производства и оказания услуг, оцениваемых в стоимостном или натуральном измерении; 
Интеллектуальный продукт - нематериальный результат труда, предназначенный для использования по назначению или для обеспечения потребления, эксплуатации или производства продукции, а также для производства или использования других интеллектуальных продуктов; 
Работа - производственная деятельность по созданию, изготовлению, обработке продукта экономики в специфических отраслях общественного производства (строительства, транспорта, связи и др.); 
Услуга - деятельность или процессы, которые не меняют натурально-вещественной формы продукта и осуществляются только исполнителем или во взаимодействии с непосредственным потребителем с целью удовлетворения потребностей последнего. Результатом услуги не является продукция.

Также выделяют продукт давальческий , под которым понимается исходный, сырьевой продукт, передаваемый заказчиком продукции ее изготовителю с целью переработки в готовую продукцию, оплачиваемую заказчиком. Наличие давальческого продукта свидетельствует об изготовлении продукции из материала заказчика. 
 
Продукт предприятия может быть товаром, а может и не быть им. Вышеуказанные виды продуктов могут быть отнесены к товарам при наличии следующих условий:

они являются объектом товарно-денежных отношений (купли и продажи); 
имеют общественную ценность; 
на них существует потребительский спрос на рынке.

Продукт предприятия может быть однородным или неоднородным как по номенклатуре , так и по составу, а также простым или сложным в техническом отношении. 
 
В общем случае различают [2]:

номенклатуру продукции; 
товарную номенклатуру; 
номенклатуру - ценник.

Номенклатура  продукции - перечень названий, терминов категорий, употребляемые в какой-либо отрасли науки, техники и пр. (например, в экономике классифицируется перечень производимой продукции). При разработке используются различные системы описания и кодирования продукции. 
 
Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц , предлагаемых покупателям конкретным продавцом и объединенных по следующим признакам:

схожести назначения и функционирования (например, транспортные средства, одежда, продукты питания и т.п.); 
ориентированности продажи на один тип потребителей (например, молодежные товары, товары для охотников и рыболовов и т.п.); 
использования для продажи одних и тех же типов предприятий (например, магазинов при организациях - изготовителях, сбытовой сети посредников и т.п.); 
ориентированности продажи в рамках одного диапазона цен (например, товары премиум, бизнес или эконом - класса). 
Товарная номенклатура характеризуется показателями: 
широты (количества ассортиментных групп); 
насыщенности (количества отдельных товаров); 
глубины (варианты предложений товара); 
гармоничности (степени близости между товарами различных ассортиментных групп).

Номенклатура-ценник представляет собой номенклатурный реестр, содержащий:

перечень наименований материалов, используемых на предприятии; 
их номенклатурный номер в классификации по виду, сорту, марке или размеру; 
наименование материалов по ГОСТ; 
характеристики материалов (марка, сорт, размер, единица измерения); 
учетная цена материалов.

Однородный по составу продукт  представляет собой только один из указанных выше видов продуктов предприятия, неоднородный - несколько. Например, в настоящее время сложные в техническом отношении продукты могут быть реализованы только в том случае, если подкреплены соответствующими услугами (предпродажными, послепродажными, предоставлением кредитов и т.п.). 
 
В [20] указывается, что в общем случае сложный в техническом отношении продукт должен включать в себя три уровня: 
 
1) продукт по замыслу; 
2) продукт в реальном исполнении; 
3) продукт с подкреплением. 
 
Однако происшедшие изменения в покупательском поведении и оценке потребителями высокотехнологичных продуктов, обусловили необходимость добавить четвертый уровень, а второй уровень продукта дополнить свойством безопасности продукта для потребителей. Современная модель технически сложного продукта представлена на рисунке.

Современная модель технически сложного продукта

 
Поясним основные элементы предложенной модели сложного продукта. 
 
Продукт по замыслу соответствует основной выгоде, воплощенной в свойствах продукта в реальном исполнении и извлекаемой потребителями при его использовании. 
 
Продукт в реальном исполнении имеет пять характеристик:

набор потребительских свойств; 
уровень качества; 
внешнее оформление; 
марочное название; 
упаковка.

Кроме перечисленных характеристик, на втором уровне предлагается выделить свойство безопасности продукта для пользователей. 
 
Продукт с подкреплением означает :

- удовлетворение индивидуальных запросов покупателя (заказчика); 
- кредитование; 
- организацию обратной связи с конечными потребителями и своевременное устранение (предупреждение) их претензий; 
- доставку, монтаж и установку (наладку) технически сложных продуктов; 
- сервисное послепродажное обслуживание; 
- гарантию возврата денег в случае отказа техники и т.д.

Изменения в покупательском поведении  и оценке потребителями высокотехнологичных  продуктов обусловлены влиянием следующих факторов:

·  объективное удорожание создания новых продуктов усиливает стремление покупателей удовлетворить свои потребности не путем покупки новых образцов продукта, а путем модернизации, направленной на повышение потребительских свойств существующих образцов;

·  проблемы охраны окружающей природной среды и ресурсосбережения заставляют уделять повышенное внимание покупателей к вопросам утилизации выработавших ресурс или морально устаревших образцов продукта, а также отходов их производства и эксплуатации. 
 
Исходя из этого, на четвертом уровне продукта предлагается учитывать:

  • безопасность в производстве;
  • экологические затраты на его производство;
  • экологические затраты и ущерб от вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации продукта потребителем;
  • возможности его модернизации (модификации);
  • экономические и экологические затраты на его утилизацию.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ 


 
По степени готовности различают  готовую и некондиционную продукцию.

Продукция готовая  - изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком. 
Продукция некондиционная - продукция, не отвечающая требованиям стандартов, технических условий или образцов, которая не может быть доведена до установленной кондиции, но пригодна для использования.

Готовая продукция в зависимости  от цели производства подразделяется на основную и побочную, по способу  использования исходного материала  – на сопряженную и несопряженную.

Продукция основная - продукция, ради получения которой организовано производство. 
Продукция побочная - продукция, которую получают параллельно с основной продукцией и которая не является целью производства. При калькуляции себестоимости продукции в одних случаях побочная продукция оценивают по установленным ценам и исключают из суммы затрат на производство, а в других - сумму затрат на производство распределяют между видами основной и побочной продукции по установленным коэффициентам.

Продукция сопряженная  - несколько видов продукции, получаемых в результате переработки одного исходного материала (совокупности материалов). При калькуляции себестоимости затраты на ее производство обычно распределяются между видами продукции по установленным коэффициентам. 
 
Для бухгалтерского и управленческого учета используют следующие понятия:

Продукция валовая  - показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в той или иной отрасли материального производства в стоимостном (денежном) выражении. Рассчитывается в сопоставимых и текущих ценах. Включает элементы продукции, не являющейся товаром (незавершенное производство). 
Продукция товарная - один из показателей объема промышленного производства, характеризующий стоимость всей продукции, произведенной объединением, предприятием и предназначенной дли реализации на сторону или для собственных нужд. 
Продукция реализованная - показатель, характеризующий в денежном выражении объем товарной продукции, отпущенной за пределы объединения, предприятия и оплаченной потребителем, сбытовой или торгующей организацией.  
Продукция отгруженная - продукция, фактически отправленная потребителям. Моментом отгрузки считается дата документа, удостоверяющего факт приема груза к перевозке транспортной организацией, или дата акта сдачи продукции заказчику в месте ее изготовления. По составу данная продукция не отличается от товарной и реализованной, но объем ее отличается от объема товарной продукции на величину изменения остатков готовой продукции на складе предприятия.

По законности обращения на рынке  продукция может быть легальной или контрафактной.

Продукция контрафактная  - продукция, выпускаемая предприятием с нарушением чьих-либо исключительных прав (например, нарушение патента на изобретение, промышленные образцы (дизайн), товарные знаки (этикетки), авторские права на тиражирование аудио-, видеопродукции, программного обеспечения, базы данных).

По способу подтверждения безопасности и качества различают продукцию  сертифицированную и не сертифицированную.

Продукция сертифицированная - продукция, соответствующая конкретному стандарту или другому нормативному документу, удостоверяющему, что производимая продукция отвечает требованиям соответствующих технических условий (техническим требованиям, требованиям технического регламента).

По уровню инновационности различают новую и обновленную продукцию.

Продукция новая  - впервые изготовленные изделия на основе передовых достижений науки и техники, соответствующие по своим экономическим и эксплуатационным свойствам лучшим мировым образцам и вполне удовлетворяющие новые потребности или уже существующие потребности принципиально другим способом по сравнению с ранее выпускаемой продукцией аналогичного назначений.

Видами обновленной (улучшенной) продукции  являются модернизированная, усовершенствованная  и модифицированная продукция. 
 
Модернизированная продукция - изделия с улучшенными основными показателями. Например, если для горюче смазочных материалов (ГСМ) достигнуты более высокие характеристики показателей теплотворности, такие продукты можно считать модернизированными. 
 
Усовершенствованная продукция - изделия с улучшенными неосновными показателями качества. Например, в составе ГСМ могут быть использованы присадки, не влияющие на основные показатели. 
 
Модифицированная продукция - изделия с дополнительной областью применения и (или) с дополнительной комплектацией. Например, ГСМ с пониженной температурой образования кристаллов льда за счет добавления соответствующих химических веществ. 
 
По назначению продукция различается на:

продукцию производственно-технического назначения (промышленную продукцию); 
научно-техническую; 
строительную; 
сельскохозяйственную и др.

Продукция производственно-технического назначения - продукция, предназначенная для производственного потребления, для оказания услуг в сфере материального производства и сфере нематериальных услуг.Данную продукцию по характеру реализации ее свойств при эксплуатации (использовании) подразделяют на два класса и семь групп (см. рисунок ).

  • Промышленная продукция первого класса расходуется в процессе использования (например, сырье, материалы - при необратимых процессах переработки, топливо - при сжигании и т.п.).
  • Промышленная продукция второго класса. При ее использовании происходит расход ее ресурса. Данная продукция используется до технического (физического) и (или) морального износа. Программные средства могут быть условно отнесены к данному классу продукции, т.к. в процессе своего использования они могут морально изнашиваться и для поддержания своего ресурса требуют проведения периодической модернизации в части усовершенствования отдельных компонентов.

К группе 1 относятся сырье и природные топлива (например, нефть, газ, полезные ископаемые, уголь, соль каменная, естественные строительные материалы и декоративные материалы, драгоценные минералы и т.п.). 
 
К группе 2 относятся расходные материалы и продукты (например, бензины, масла моторные, трансформаторные, трансмиссионные, смазки, прокат, проволока, химические продукты, строительные материалы, кино- и фотоматериалы, медицинские препараты, моющие средства и пищевые продукты, не входящие в группу 3 и т.п.). 
 
К группе 3 относятся расходные изделия, представляющие собой единицу промышленной продукции, количество которой исчисляется при помощи непрерывных величин (килограммов, метров и т.п.) и которая выпускается в специальной промышленной упаковке (например, жидкое топливо в бочках, газы в баллонах, нити, провода и кабели в катушках и бобинах, аптекарские товары в промышленной упаковке, консервы в банках, кондитерские изделия, пищевые продукты в упаковках и т.п.). 
 
К группе 4 относятся неремонтируемые изделия (например, подшипники, оси, шестерни, электровакуумные и полупроводниковые приборы, гайки, болты, кирпичи и т.п.). 
 
К группе 5 относятся программные средства, которые используются как самостоятельный программный продукт или как программное обеспечение (составная часть, комплектующее) различных конечных изделий. 
 
К группе 6 относятся ремонтируемые изделия (например, технологическое оборудование, сельскохозяйственные машины, транспортные машины и средства, средства радиоэлектроники, медицинские и бытовые приборы и т.п.). 
 
К группе 7 относятся стационарные сооружения и здания (например, офисные здания и производственные цеха, ангары, склады и т.п.).

 

Классификация продукции  производственно-технического назначения

 
Продукция научно-техническая  - предназначенные для реализации результаты завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, а также услуги по их выполнению. 
 
К научно-технической продукции относятся:

техническая документация; 
опытные образцы (опытные партии); 
экспериментальные образцы; 
модели; 
макеты; 
отчеты о научно-исследовательской работе; 
а также отдельные виды работ, выполненных по заказу (испытания, подконтрольная эксплуатация, технологические операции и т.д.).

Продукция строительная - результат деятельности строительных и монтажных, проектных и изыскательских организаций, входящих в строительство как в отрасль экономики.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОТ (УСЛУГ)


 
Различают услуги материальные и нематериальные (чистые), производственные и потребительские. Ниже рассмотрим производственные услуги, т.к. они выполняются на стадиях жизненного цикла продукции, оказывают влияние на ее себестоимость, а также могут входить в состав сложного продукта. 
 
Производственную услугу обычно называют работой. 
 
По функциональному назначению различают следующие виды производственных услуг:

  • материально-техническое снабжение;
  • заготовка сельскохозяйственной продукции, применяемой в качестве сырья при производстве промышленной продукции;
  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • услуги по испытаниям, проверке и сертифицированию продукции;
  • транспортная экспедиция;
  • консультационные и информационные услуги;
  • демонстрация сложного технического товара в действии;
  • упаковка, доставка и установка (монтаж) купленных товаров;
  • техническое обслуживание товара в гарантийный и послегарантийный период и т.п.

Практика показывает, что состав и структура (номенклатура) продукта предприятия существенно влияет на затраты при его производстве. Так, например, при повышении структурной сложности продукта растут прямые и косвенные затраты. Изменение структуры производства продуктов оказывает влияние на их материалоемкость и себестоимость, а также на объем продукции в стоимостном выражении. 
 
Объем продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции. Сумма прибыли может увеличиться вследствие увеличения удельного веса высокорентабельной продукции. 
 
Следует отметить, что при наличии структурных сдвигов стоимостные показатели объема продукции (валовая и товарная) не отражают трудовые затраты работников предприятия, связанные с выпуском продукции. 
 
Стоимость продукции, как известно, образуется из затрат овеществленного и живого труда. Соотношение этих затрат в стоимости различных изделий неодинаково. Одни изделия могут быть материалоемкими, но менее трудоемкими по производству, другие - трудоемкими, но менее материалоемкими. Поскольку между ценами и затратами живого труда нет прямой пропорциональной зависимости, то структурные сдвиги в ассортименте продукции могут вызвать значительные расхождения между объемом продукции в стоимостном выражении и трудоемкостью ее изготовления. 
 
Стоимостная оценка продукции может привести к неправильному представлению о выполнении плана и темпах роста объема продукции и всех исчисляемых на ее основе показателях эффективности производства (например, производительности труда, фондоотдачи, материалоотдачи). 
 
Чтобы исключить влияние структурных сдвигов вследствие различной материалоемкости изделий и объективно оценить трудовой вклад работников предприятия в производство продукции используют показатель «нормативно чистой продукции» или трудовые измерители (нормо-часы, нормативы заработной платы). 
 
На предприятиях серийного и массового производства обрабатывающей промышленности одними из показателей структурных сдвигов в части обновления ассортимента продукции является выпуск принципиально новых или модернизированных изделий, технический уровень которых должен соответствовать или превышать мировой аналог. Важным аналитическим показателем, характеризующим степень обновления продукции, является средний возраст выпускаемой продукции.

ТЕХНИЧЕСКИЙ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ) УРОВЕНЬ  И УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА ПРЕДПРИЯТИЯ 


 
Любой продукт наделен целым рядом  различных свойств, совокупность которых  формирует не только качество этого продукта, но и его уровень.  
 
Технический уровень продукта относительная характеристика его качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемого продукта, и соответствующих базовых значений. 
 
Качеством продукта называется совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. 
 
Уровень качества продукции - относительная характеристика качества продукта, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемого продукта с базовыми значениями. 
 
Свойства продукта - это объективная особенность продукта, которая может проявляться при его создании, эксплуатации или потреблении. 
 
Интегральным показателем качества продукта называется отношение суммарного полезного эффекта от его эксплуатации или потребления к суммарным затратам на его создание, эксплуатацию (потребление) и утилизацию. 
 
Качество продукта количественно определяется:

техническим уровнем или уровнем потребительской оценки; 
уровнем качества его разработки и изготовления; 
уровнем качества при его эксплуатации (или потреблении); 
уровнем качества при его утилизации.

Основные показатели технического уровня созданного образца приводятся в сопоставлении с базовым и лучшим мировым аналогом. 
 
Для оценки технического уровня продукта необходимо правильно определять номенклатуру основных свойств, характеризующих его техническое совершенство. Многообразие свойств требует их классификации на основе наиболее важных признаков. 
 
В таблице представлена классификация групп свойств промышленной продукции, изложенная в [20].

Группы свойств промышленной продукции и примеры их показателей 

 

№ п/п

Группы свойств качества

Примеры показателей свойств

1

Целевого назначения

Теплота сгорания топлива; грузоподъемность лифта; быстродействие ЭВМ; производительность станка

2

Состава, структуры или конструкции

Содержание компонентов в сложном  продукте; вес и габаритные размеры  изделия; кратность резервирования в техническом устройстве

3

Технологические

Трудоемкость; материалоемкость; энергоемкость; длительность изготовления (добычи) продукции

4

Экономические

Затраты на изготовление (добычу) продукции; затраты на эксплуатацию продукции; стоимость продукции

5

Сохраняемости

Средняя продолжительность хранения в заданных условиях; средняя дальность транспортирования в заданных условиях

6

Ремонтопригодности

Среднее время восстановления; вероятность  выполнения ремонта в заданное время

7

Безотказность

Интенсивность отказов; вероятность без: отказной работы в течение заданного времени; средняя наработка на отказ

8

Долговечности

Ресурс; средняя наработка до капитального ремонта

9

Эргономические

Показатели, характеризующие удобство работы, комфортабельность и т. д.

10

Стандартизации и унификации

Коэффициенты стандартизации, унификации, применяемости, повторяемости

11

Патентно-правовой защиты

Уровень известности; показатель патентной  чистоты

12

Эстетические

Балльные оценки внешнего вида продукции, соответствие современному стилю и  т. д.

13

Транспортабельности

Средняя продолжительность подготовки к транспортированию; материалоемкость упаковки и т.п.


 
С помощью указанной классификации  может быть охарактеризовано качество большинства видов промышленной продукции. Однако она имеет недостатки и требует своего дальнейшего развития по следующим причинам:

  • во-первых, в ней не отражена иерархическая многоуровневая структура свойств качества;
  • во-вторых, только первые пять групп свойств применимы для оценки уровня качества любого конкретного образца продукции, остальные восемь не имеют универсальной применимости;
  • в-третьих, в ней не выделены в отдельную группу эксплуатационные свойства, имеющие существенное значение для заказчиков и потребителей высокотехнологичной продукции.

Повышение технического уровня продукта безусловно приводит к повышению затрат при его разработке и изготовлении, т.к. формирование и достижение повышенных характеристик свойств продукта требуют дополнительных затрат интеллектуальных и материальных ресурсов. 
 
Следует отметить, что для оценки влияния рассматриваемого фактора на себестоимость продукта используются, в первую очередь, показатели, характеризующие экономичность продукта на стадиях его жизненного цикла (технико-экономические свойства). 
 
Технико-экономические свойства проявляются либо в сфере производства, либо в сфере обращения, либо в сфере потребления продукта и могут быть комплексными и простыми. При этом каждое комплексное свойство определяется рядом простых свойств. 
 
В зависимости от сферы проявления технико-экономические свойства различаются на:

производственные; 
обращенческие; 
эксплуатационные (потребительские).

Поскольку указанные свойства продукции  влияют на затраты при проектировании и разработке продукции, то для подробного изучения содержания данных свойств  рекомендуется использовать сведения, изложенные в учебном модуле системы дистанционного бизнес образования (www/businesslearning.ru): «Конкурентоспособность». 
 
Факторами, определяющими качество продукции и влияющими на производственные затраты, являются:

качество сырья и материалов; 
прогрессивность применяемой технологии; 
техническая оснащенность производства; 
организация труда и производства; 
квалификация кадров.

Следует отметить, что качество сырья  неоднозначно влияет на затраты. Чем  выше качество сырья, тем выше их цена, затраты на производство конечной продукции растут. Использование материалов с низким качеством и ценой уменьшает затраты на его приобретение, однако при этом затраты, связанные с отходами, устранением брака при производстве конечной продукции и удовлетворением претензий потребителей, могут свести на нет всю экономию. Количество израсходованных материальных ресурсов на единицу продукции также может измениться за счет качества материалов, замены одного вида материалов другим, изменения норм отходов и потерь и т.д. 
 
К сожалению, при определении себестоимости единицы продукции уровень качества еще слабо учитывается, и это является существенным недостатком калькулирования затрат.

ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКТА ПРЕДПРИЯТИЯ


 
Данный фактор оказывает наибольшее влияние на издержки производства продукта и его обращения, так как переменные затраты прямо связаны с изменением этого показателя. Например, рост объема производства продукта или товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек производства или обращения, однако уровень издержкоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных издержек обращения остается неизменной).С ростом объема производства или товарооборота до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих производственных затрат или издержек обращения предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменных преобладают виды издержек, имеющие дигрессивный характер (это связано с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия). Однако, начиная с определенного момента, рост объема производства или товарооборота вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных издержек, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы роста объема производства (товарооборота). Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста производства или реализации продукта, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды издержек производства или обращения, имеющие прогрессивный характер. 
 
Таким образом, рост объема производства или товарооборота лишь до определенных пределов может вызывать снижение уровня издержкоемкости на предприятии. 
 
Следует отметить, что различные виды производства или товарооборота имеют разный уровень издержкоемкости. 
 
Например, массовое производство требует для его организации дорогого и сложного производственного оборудования. Поточное производство и полностью автоматизированное производство с автоматическими поточными линиями позволяют выпускать большее количество единиц продукта. Однако рентабельность дорогого оборудования обеспечивается только тогда, когда на рынке продается значительное количество продукта. Если сокращается объем выпуска и продаж продукта, постоянные затраты, не зависящие от объема производства и товарооборота продукта, резко увеличивают его себестоимость (затраты на единицу продукта). 
 
В сфере обращения продукта, наибольший уровень издержек обращения приходится на единицу продажи товаров населению, меньший - на единицу мелкооптового товарооборота, еще меньший - на единицу оптового товарооборота, а наименьший - на единицу торгово - посреднического оборота.

 

 

2.2.2 Технологические факторы

 

Для того, чтобы минимизировать затраты  на стадии производства продукции с  заданным в конструкторских документах качеством и в необходимом  для рентабельности количестве, необходимо уметь проектировать и применять  наиболее эффективные технологии. 
 
Под «технологией» понимается совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в материально-вещественные и (или) нематериальные результаты на выходе. Технология охватывает машины, механизмы, устройства, инструменты, навыки и знания исполнителей. 
 
Таким образом, к технологическим факторам можно отнести:

видовой состав и структуру технологических  процессов; 
качество технологической подготовки производства; 
качество управления технологическими процессами; 
уровень механизации и автоматизации технологических процессов; 
применение ресурсо и энергосберегающих технологий.

 

- Классификация  технологических процессов при  создании и обращении продукции

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ


 
Для лучшего понимания сути и  области применения указанного фактора  для управления затратами рассмотрим основные понятия в данной области.

Технологический процесс - это часть процесса производства или обращения продукции, содержащая действия по изменению и последующему определению состояния объекта. Например, технологический процесс изготовления автомобиля представляет собой сложный комплекс взаимодействий различных видов ресурсов (оборудования, документации, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также исполнителей) по преобразованию исходных (входных) материалов в автомобиль (выходной результат).

При анализе технологический процесс  представляют в двух аспектах:

физическом; 
функциональном.

В первом аспекте рассматривается физическая сущность процесса - преобразование исходных материалов в изделие по отдельным частным технологическим процессам.

Частный технологический  процесс - часть технологического процесса, представляющая комплекс однородных по физико-химической сущности взаимодействий оборудования и исполнителей. Примерами частных технологических процессов могут служить такие процессы, как: обработка резанием; деформирование; травление; термообработка; сварка и т.д.

Разработка и осуществление  частных технологических процессов производятся специалистами соответствующей квалификации, так как в основе каждого частного процесса лежит определенная физическая теория. Частный технологический процесс является необходимым элементом классификации технологических процессов. 
 
Во втором аспекте рассматриваются функциональные связи и зависимости составляющих технологического процесса изготовления изделия. Наиболее крупной составляющей любого технологического процесса является технологическая операция.

Технологическая операция - законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.

Степень деления технологического процесса на операции диктуется техническим  уровнем, принятыми организационными формами и объемом производства. В зависимости от этих условий технологическая операция может состоять из одного или нескольких частных процессов, например: 
 
- обточка заготовки и обкатка роликами поверхности на токарном станке (операция из частных процессов, основанных на теории резания и теории пластических деформаций); 
- вытяжка полой детали из листовой заготовки (операция из одного частного процесса, основанного на теории пластических деформаций) и т.д. 
 
При этом состав операции определяется с учетом удобств и возможности оборудования и исполнителей соответствующей квалификации непрерывно выполнять необходимые действия в определенный отрезок времени. Непрерывность чередования действий обусловливается взаимной связью и зависимостью их в пределах данной операции. 
 
Таким образом, технологическая операция представляет собой комплекс непрерывно чередующихся действий оборудования и исполнителей (операторов), обеспечивающих заданное изменение свойств предмета производства при изготовлении деталей и сборочных единиц в конкретных производственных условиях. 
 
Следует заметить, что одна и та же технологическая операция, разработанная несколькими технологами, в большинстве случаев имеет различное содержание, определяемое исполнителем - его навыками, опытом и квалификацией. Это обстоятельство не позволяет использовать технологическую операцию как основание для классификации технологических процессов. 
 
Технологическая операция и частный технологический процесс могут состоять из одного или нескольких переходов.

Технологический переход - законченная часть технологической операции, характеризуемая постоянством применяемого инструмента и поверхностей, образуемых обработкой или соединяемых при сборке.

Для повышения производительности часто несколько переходов объединяют в один сложный (совмещение переходов). Для сложного перехода характерна одновременная обработка нескольких поверхностей заготовки. Переход, в свою очередь, может состоять из нескольких рабочих ходов.

Рабочий ход  - законченная часть технологического перехода, состоящая из однократного перемещения инструмента относительно заготовки, сопровождаемого изменением форм, размеров, чистоты поверхностей или свойств заготовки. Переход делят на рабочие ходы только в тех случаях, когда, например, весь слой материала, подлежащий удалению в данном переходе, нельзя снять за один раз.

Все действия, составляющие технологическую  операцию (частный технологический  процесс), делятся на два вида:

основные, направленные непосредственно на обработку предмета производства; 
вспомогательные, направленные на создание условий, необходимых для выполнения основных действий.

Например, вспомогательные действия включают:

- установку и закрепление предмета  обработки на станке или на  сборочном приспособлении; 
- пуск и остановка механизмов; 
- подвод и отвод инструмента; 
- переключение механизмов; 
- раскрепление и снятие изделия по окончании обработки или сборки и т.п.

Деление операции (частного технологического процесса) на основные и вспомогательные  действия необходимо для нормирования времени, необходимого для выполнения данной операции. 
 
Типичными для любой технологической операции (частного технологического процесса) являются вспомогательные действия, связанные с установкой и закреплением предмета обработки, в результате которых фиксируется определенное его положение на станке или на другом оборудовании. 
 
Операция (частный процесс) может включать вспомогательные действия, связанные с одной установкой и закреплением предмета обработки на оборудовании. В этом случае принято говорить, что операция выполняется за один установ. Но в операцию могут входить и несколько установок и закреплений предмета обработки. Выполнение действий, связанных с каждым установом и закреплением предмета обработки, в этом случае делит операцию на соответствующие части. Каждую такую часть технологической операции принято называть установом.

Установ - часть технологической операции, выполняемая при неизменном закреплении обрабатываемых заготовок или собираемой сборочной единицы.

Каждая новая установка предмета обработки требует дополнительного  времени. Поэтому для заготовок, которые необходимо обрабатывать в разных положениях, применяют поворотные приспособления, позволяющие изменять положение заготовки относительно инструмента без ее открепления. Каждое новое положение заготовки на станке при одном ее закреплении называют позицией.

Позиция - фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной обрабатываемой заготовкой или собираемой сборочной единицей совместно с приспособлением относительно инструмента или неподвижной части оборудования для выполнения определенной части операции.

Понятие о технологическом переходе, рабочем ходе и позиции характерны для заготовительно-обработочных процессов. В сборочных процессах некоторые  из этих понятий (например, рабочий  ход, позиция) не используются.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ОБРАЩЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ


 
Рассмотрим состав и классификацию  основных технологических процессов  при обращении промышленной продукции (промышленных товаров) на примере торговой деятельности. 
 
Под технологическими процессами торговой деятельности понимается совокупность последовательных взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные. 
 
Основные торгово-технологические процессы включают продажу товаров и обслуживание покупателей. В общем случае эти процессы включают:

организацию покупательских потоков в торговом зале; 
выкладку товаров на оборудовании, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора; 
организацию расчетов за отобранные покупателями товары; 
оказание покупателям дополнительных торговых услуг; 
другие.

Вспомогательные торгово-технологические процессы включают:

приемку товаров от поставщиков; 
доставку их на места хранения; 
обеспечение необходимых условий хранения товаров; 
подготовку товаров к продаже; 
их транспортирование в торговый зал; 
организацию хранения и сдачи тары.

Содержание основных и вспомогательных  торгово-технологических процессов  магазинов различных типов имеет  определенные особенности, обусловленные  следующими факторами:

формой товарной специализации; 
используемыми методами продажи товаров; 
размерами магазинов.

Эти особенности определяют специфику  отдельных технологических операций, осуществляемых в рамках основных и  вспомогательных торгово-технологических  процессов.

ПО ФОРМАМ ТОВАРНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 


 
Разграничение форм товарной специализации  магазинов определяется избранными торговым предприятием сегментом потребительского рынка и соответствующей рыночной ниши и представляет собой одну из форм разделения труда в организации торгового обслуживания покупателей. 
 
По формам товарной специализации указанному признаку магазины подразделяются на следующие основные группы:

Универсальные магазины реализуют, как правило, все основные группы продовольственных или непродовольственных товаров. При этом, универсальные продовольственные магазины могут включать в свой ассортимент и некоторые группы непродовольственных товаров, в то время как универсальные непродовольственные магазины (универмаги) могут реализовать и ряд групп продовольственных товаров. 
Комбинированные (или комплексные) магазины реализуют товары различных групп, объединенные общностью их потребления, т.е. удовлетворяют комплексный спрос отдельных категорий покупателей. Наиболее распространенными комбинированными (или комплексными) магазинами являются «Товары для детей»; «Товары для женщин»; «Товары для дома»; «Товары для отдыха и спорта»; «Диетические продукты» и некоторые другие. 
Специализированные магазины реализуют, как правило, две-три группы товаров, объединенных общностью спроса. Примерами специализированных магазинов могут выступать магазины одежды, обуви, хозяйственных товаров, хлебокондитерских изделий, мясо-рыбных товаров и многие другие. 
Узкоспециализированные магазины реализуют товары одной группы (а иногда и отдельной подгруппы). Видами товарной специализации таких магазинов являются, например, женская обувь, электроосветительные приборы, инструменты, мужские сорочки и другие. Еще более углубляя и ограничивая рыночный сегмент и соответственно повышая уровень обслуживания покупателей, выбор такой формы специализации магазинов таит в себе и определенные угрозы, связанные с колебаниями конъюнктуры потребительского рынка. Избежать этой угрозы можно путем выбора узкой специализации деятельности по товарам наиболее массового спроса, а также по товарам, находящимся на ранних стадиях своего жизненного цикла. 
Неспециализированные (или смешанные) магазины реализуют товары разных групп, не связанных (или слабо связанных) между собой общностью спроса. В отличие от универсальных магазинов они предлагают ограниченную номенклатуру групп продовольственных и непродовольственных товаров. Магазины такой формы специализации выбираются обычно для размещения в сельской местности.

Рассматривая формы товарной специализации  магазинов, следует обратить внимание на то, что границы ассортиментного  профиля многих из них в настоящее  время выглядят несколько «размытыми». В целом ряде специализированных и узкоспециализированных магазинов мы встречаемся с несвойственным им ассортиментом товаров, носящим случайный характер. Это породило в среде практиков мнение о том, что товарная специализация магазинов в условиях перехода к рыночной экономике теряет свое значение. 
 
Такое мнение следует рассматривать как весьма спорное. Хотя в условиях нестабильного развития потребительского рынка, поиска соответствующей рыночной ниши, необходимости обеспечения «выживания» на первоначальной стадии развития торгового предприятия определенное «разбавление» товарного профиля магазина может быть оправдано текущими коммерческими целями, в стратегической перспективе выбор соответствующей формы его специализации должен быть строго определен. Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, именно этот выбор позволяет формировать и реализовать стратегические цели развития торгового предприятия, а следовательно является важнейшей предпосылкой эффективного торгового менеджмента.

ПО МЕТОДУ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ 


 
По данному признаку магазины подразделяются на следующие основные группы:

с индивидуальным обслуживанием покупателей; 
реализующие товары по методу самообслуживания; 
реализующие товары по образцам и каталогам.

Так как отдельные магазины могут  сочетать различные методы продажи, то в процессе их выбора рассматривается  лишь определяющий из них, с помощью  которого будет осуществляться преимущественная часть реализации товаров населению. 
 
Магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей осуществляют продажу товаров через продавцов. Выбор такой технологии торгового обслуживания определяется прежде всего спецификой ассортимента реализуемых товаров. В первую очередь такой выбор оправдан для специализированных и узкоспециализированных магазинов, реализующих дорогостоящие малогабаритные товары, требующие большого объема консультации покупателей при их покупке (ювелирные изделия, меховые товары и т.п.). 
 
Кроме того, такие магазины оправдывают себя при продаже товаров, трудно поддающихся стандартизации и предварительной фасовке (свежее мясо, живая рыба и т.п.). Критерием выбора таких магазинов может служить также и необходимость обеспечения сохранности товаров, если они размещаются в местах со случайным контингентом покупателей (при рынках, автобусных и железнодорожных станциях и т.п.). 
 
Магазины, реализующие товары по методу самообслуживания, основаны на принципе свободного отбора товаров покупателями. Такие магазины наиболее эффективны при продаже товаров простого ассортимента наиболее массового спроса (например, универсам), а также при продаже товаров, хорошо известных покупателю, ассортимент которых носит относительно стабильный характер. Кроме того, выбор таких магазинов эффективен при высокой интенсивности покупательских потоков, так как этот метод продажи дает существенную экономию численности персонала. 
 
Магазины, реализующие товары по образцам или каталогам, осуществляют продажу товаров на основе предварительного ознакомления и расчета за товары, обеспечивая их последующую доставку на дом покупателям. Выбор такой определяющей технологии эффективен прежде всего при продаже технически сложных или крупногабаритных товаров (телевизоры, холодильники, стиральные машины, автомобили, мебель, основные виды стройматериалов и т.п.), образцы которых размещаются в магазинах-салонах, магазинах-складах и т.п. Торговля по каталогам может охватывать практически все основные группы непродовольственных товаров сложного ассортимента, выбор которых не может быть обеспечен в рамках лишь одного магазина (магазин посылочной торговли). 
 
Выбор определяющего метода продажи товаров формирует основу торгово-технологического процесса магазина и уровень обслуживания покупателей. Кроме того, он существенно влияет на численность персонала магазинов, размер товарных запасов, уровень расходов по обеспечению товародвижения и другие показатели, определяющие экономическую эффективность деятельности торгового предприятия.

ПО РАЗМЕРАМ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДИ


 
По этому основанию магазины подразделяются на четыре основных группы: мелкие, средние, крупные, крупнейшие. 
 
При этом для городских и сельских магазинов критерии их размерной дифференциации различны.

К мелким магазинам в условиях городской застройки относят обычно магазины с торговой площадью до 250 кв.м., а в сельской местности - соответственно до 100 кв.м. Обычно такие магазины размещаются в приспособленных помещениях и рассчитаны на обслуживание относительно небольшого контингента покупателей. 
К средним магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 250-1000 кв.м., а в сельской местности соответственно 100-400 кв.м. Такие магазины размещаются как в приспособленных помещениях, так и в специально построенных зданиях. На такой торговой площади могут быть организованы специализированные и узкоспециализированные магазины любой из групп товарной специализации, а также магазины комплексного спроса и универсальные продовольственные. 
К крупным магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 1000-3500 кв.м., а в сельской местности -соответственно 400-1000 кв.м. Такая торговая площадь позволяет создавать магазины комплексного спроса, а также универсальные продовольственные и непродовольственные магазины. 
К крупнейшим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью свыше 3500 кв.м., а в сельской местности - свыше 1000 кв.м. Такие значительные размеры торговой площади предназначаются обычно для создания универсальных непродовольственных магазинов в крупных городских и сельских населенных пунктах.

В рамках перечисленных характеристик  каждое торговое предприятие формирует свои типы магазинов, отвечающие целям и особенностям их деятельности. В процессе выбора типов магазинов может быть использована «Номенклатура основных типов городских и сельских магазинов», в соответствии с которой велось их новое строительство в последние годы. Такой подход позволяет не только упорядочить и облегчить процесс выбора типов магазинов, но и существенно удешевить их проектирование и строительство. Это не исключает, однако, возможности формирования магазинов с индивидуальными характеристиками их основных параметров.

 

 

- Определение  состава и структуры определения  технологических процессов

 

Данная процедура осуществляется в процессе проектирования технологических  процессов производства и обращения  продукции на основе их классификации, а также с учетом типа производства и обращения продукции (в частности - торговой деятельности). 
 
В отношении технологических процессов производства промышленной продукции традиционные методы проектирования процессов изготовления изделий можно подразделить на проектирование единичных и типовых технологических процессов.

Единичный технологический  процесс - технологический процесс, относящийся к изделиям одного наименования, типоразмера и исполнения независимо от типа производства. 
Типовой технологический процесс - технологический процесс, характеризуемый единством содержания и последовательности большинства технологических операций и переходов для группы изделий с общими конструктивными признаками.

Любой технологический процесс  определяется совокупностью составляющих его элементов. Например, к числу основных элементов, составляющих процесс изготовления деталей, относятся:

  • виды частных процессов и последовательность их выполнения;
  • оборудование, применяемое для осуществления частных процессов и его настройка;
  • технологическая оснастка (приспособления, обрабатывающий и измерительный инструмент) и ее настройка;
  • точность выполнения каждого частного процесса.

Проектирование единичных технологических  процессов изготовления деталей  включает несколько этапов, выполняемых в следующей последовательности:

  • изучение данных чертежа детали и технических условий на ее поставку;
  • выбор (или анализ заданных чертежом) типа и формы заготовки, необходимой для изготовления детали;
  • выбор способов и последовательности обработки и составление схемы процесса изготовления детали;
  • разработка вариантов процесса и выбор из них наиболее экономичного;
  • оформление технологической документации на принятый к исполнению вариант процесса;
  • разработка технических заданий на проектирование новых видов оборудования, технологической оснастки, контрольно-измерительного инструмента, предусмотренных процессом изготовления детали. 
     
    Основной принцип типизации технологических процессов заключается в группировании технологических процессов с целью унификации их отдельных элементов, с последующим совместным проектированием и осуществлением унифицированных элементов всех процессов, входящих в данный типовой процесс.

Информация о работе Управление затратами. Концепция «бережливого производства»