Управление затратами. Концепция «бережливого производства»

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:12, научная работа

Краткое описание

Цель данного учебного модуля состоит в ознакомлении обучающихся с современной методологией управления затратами, создании у них устойчивой мотивации к самостоятельному изучению публикаций по данной тематике, а также в воспитании бережливого отношения к расходованию всевозможных ресурсов, используемых при осуществлении различных видов деятельности.

Оглавление

1. Основные понятия и классификация затрат предприятия
1.1 Основные понятия
1.2 Общая классификация затрат
1. по времени реализации управленческих решений
2. по наличию специфических особенностей
3. по экономическим элементам
4. по статьям калькуляции себестоимости
5. по способу отнесения на себестоимость продукта
6. по сложности учета
7. по методу калькуляции
8. по результативности (полезности)
9. по отношению к объему производства
10. по участию в образовании стоимости продукции
11. по степени отражения в учетной документации
12. по использованию в управленческом учете
13. по возможности планирования
14. по месту возникновения и носителям затрат
2. Основные факторы, влияющие на затраты
2.1 Основные понятия и классификация факторов, влияющих на затраты
2.2 Внешние факторы
2.3 Внутренние факторы
2.3.1 Продуктовые факторы
2.2.2 Технологические факторы
- Классификация технологических процессов при создании и обращении продукции
- Определение состава и структуры определения технологических процессов
- Качество технологической подготовки производства
- Технологическая унификация, качество технологической документации
- Уровень экономичности производственных процессов и качество управления
- Уровень механизации и автоматизации технологических процессов
- Применение ресурсно и энергосберегающих технологий
2.3.3 Технические факторы
- Видовой состав и структура основных и оборотных материальных технических средств
- Технические характеристики и состояние материальных технических средств
- Уровень использования материальных технических средств
2.3.4 Структурные факторы производства (обращения)
- Организационные структурные факторы
- Виды, формы и методы организации процесса непосредственного производства
- Производственные структурные факторы
- Интегральные структурные факторы
2.3.5 Организационно-управленческие факторы
2.3.6 Факторы, связанные с социально-экономическими отношениями
- Основные понятия формирования системы управления
- Эффективность системы мотивации и стимулирования работников
- Формы и системы оплаты труда
- Должностные оклады
- Система стимулирования труда работников предприятия
- Условия труда и степени удовлетворенности персонала
3. Система управления затратами
3.1 Основные понятия в области управления затратами на предприятии
3.2 Разработка политики в области управления затратами предприятия
3.3 Нормирование затрат, составление расчетов и смет, планирование затрат
- Нормирование использования основных видов ресурсов
- Определение потребности основных видов ресурсов, проведение расчетов
- Планирование составление смет, калькулирование себестоимости продукции
3.4 Бюджетирование затрат
3.5 Программа, планы и бюджет предприятия по сокращению затрат
3.6 Оперативный учет и контроль в процессе тактического управления затратами
3.7 Оперативный анализ затрат факторов в процессе тактического управления
- Анализ общей сметы затрат
- Анализ себестоимости единицы продукции
- Анализ комплексной оценки использования ресурсов
- Выявление резервов снижения затрат и существенных управляемых факторов
- Проведение оценки эффективности выполненных мероприятий по сокращению затрат
- Анализ уровня затрат предприятия и оценка эффективности мероприятий по их сокращению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление затратами. Концепция «бережливого производства» Введе.doc

— 1.42 Мб (Скачать)

·  обеспечивать создание необходимых условий для роста профессионального и предпринимательского потенциала работников предприятия;

·  обеспечивать разграничение стратегической, тактической и оперативной работы.

Административная  реакция определяется потенциалом общефирменного управления, т.е. возможностью и способностью действовать таким образом, чтобы оптимизировать достижение краткосрочных и долгосрочных целей.

В общем случае потенциал общефирменного управления формируется из трех компонент:

Организационный климат - стремление руководителей реагировать определенным образом на управленческие ситуации (приветствовать и поощрять перемены или контролировать их и пытаться «загнать» в рамки стандартов, процедур и правил, избегать или не замечать перемен и т.п.) 
Компетенция - способность руководителей адекватно отображать ситуацию и реагировать на нее; 
Управленческие возможности - это объем работы, с которым может эффективно и своевременно справиться общее руководство предприятия с учетом целеполагающих принципов предпринимательской деятельности данного предприятия

Состояние каждого из названных  компонент, безусловно, зависит от личности руководителя. Однако суммарное их состояние в большей степени определяется типом организационной структуры предприятия, в рамках которой руководители вынуждены выполнять свою работу. 
 
Так, например, в условиях массового производства стандартизированного товара административная реакция сводится к выработке производственных, технологических и экономических нормативов, установлению контроля за их соблюдением и в своевременном внесении корректировок. И, напротив, в условиях высокой степени нестабильности внешней среды административная реакция предполагает необходимость предвидения новых потребностей и неожиданных ситуаций, быструю адаптацию и создание внутри предприятия мобильных комплексных групп работников и управленцев, способных оперативно решить новую задачу. 
 
Очевидно, что для адекватного отображения внешней среды предприятие должна располагать всеми типами реакций. Общие типы поведенческих реакций на потребности внешней среды для любых видов деятельности и предприятий представлены в таблице 4. 
Поскольку в конкретных условиях значимость одной или нескольких реакций часто бывает выше всех остальных, то для этих случаев рассмотренные типы реакций можно использовать в качестве параметров при выборе организационной структуры. 
 
Различают следующие основные типы организационных структур [14]: функциональная, дивизиональная, двойная; матричная, множественная.

Функциональная  организационная структура - структура, построенная на принципе объединения однородных видов производственных и (или) управленческих работ.

Процесс формирования функциональной структуры требует:

  • обоснования необходимого и достаточного набора и последовательности производственных и управленческих функций;
  • объединения однородных функций в виде самостоятельного подразделения предприятия (департамента);
  • установления ответственности и полномочий для подразделений и отдельных работников;
  • определения методов и процедур взаимодействия подразделений и работников в процессе достижения общей цели.
  • определения методов и процедур взаимодействия подразделений и работников в процессе достижения общей цели.

Пример функциональной структуры  показан на рисунке.

 

Функциональная структура промышленного  предприятия.

 
Преимуществом функциональной структуры  является возможность обеспечения  высокоэффективного производства. Это  объясняется принципиально встроенной специализацией деятельности по функциям, а также проявлением эффекта  масштаба производства, экономией на накладных расходах и использованием высокой квалификации узкоспециализированных работников. 
 
Не менее важным достоинством является простота формирования этого типа структуры и простота ее понимания, т.е. адаптации к ней каждого работника. В целом это приводит, как правило, к минимизации управленческих издержек. 
 
Кроме того, пока предприятие остается монопродуктовой и небольшой по размерам, функциональная структура хорошо реагирует и на изменение конкурентной среды. В этих условиях все решения касаются единственного товара и единственного рынка, высшее руководство предприятия четко реагирует на рыночные сигналы, т.к. коммуникации достаточно короткие.

Типы поведенческих  реакций предприятия на потребности  внешней среды для любых видов  деятельности и предприятий

 

Реакция

Назначение

Содержание

Производственная

Направлена на максимизацию объема производства и продаж стандартизированного (однородного) товара при стремлении к минимальным индивидуальным издержкам. 
Максимальный уровень реакции достигается тогда, когда производство стандартизовано, накладные расходы минимизированы, принятие решений децентрализовано.

Для производственных процессов: повышение производительности труда за счет рационального разделения труда, автоматизации и механизации и т.п. 
Для инновационных процессов: совершенствование технологии и повышение качества продукции. 
Для процессов маркетинга: повышение эффективности сбыта и ценовой политики. 
В общем управлении: поддержание строгой ценовой и технологической дисциплины, введение стандартов на все основные виды деятельности и контроль соблюдения их требований, стимулирование снижения затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Конкурентная 

Поддерживает стремление фирмы  обеспечить высокую прибыльность за счет использования преимуществ  перед конкурентами. 
Максимальный уровень реакции достигается в случае, когда высший уровень управления контролирует ограниченный круг функций, а на среднем уровне выделяются автономные организационные единицы со своим руководством

Для производственных процессов: обеспечение своевременного перехода на новую модификацию товара, организация многономенклатурного, обслуживающего и сопровождающего производств, снижение серийности продукции с учетом динамики спроса. 
Для инновационных процессов: придание товару необходимого и комплексного набора потребительских свойств и снижение себестоимости его единицы. 
Для маркетинговых процессов: изучение конъюнктуры ранка и выработка эффективной стратегии рыночного поведения. 
В общем управлении: балансирование роли маркетинга и производства, обеспечение их сотрудничества, стимулирование повышения рентабельности каждого вида деятельности, разработка долгосрочных планов производства и продаж.

Инновационная

Состоит в активизации разработок новой продукции (товаров и услуг). 
Максимальный уровень реакции достигается в случаях, когда руководитель проекта обладает полномочиями для “покупки” необходимых ресурсов и услуг у других подразделений фирмы.

Для производственных процессов: обеспечение гибкости производства в соответствии с необходимыми темпами обновления номенклатуры и ассортимента продукции. 
Для инновационных процессов: отслеживание тенденций развития новых технологий и на их сокращение цикла “ разработка – производство – сбыт”. 
Для маркетинговых процессов: обеспечение прогнозирования тенденций спроса, конкуренции и факторов конкурентного преимущества фирмы. 
В общем управлении: обеспечение быстрой управленческой реакции за счет перехода на модель управления по проектам, стимулирование новаторства и комплексных решений.

Стратегическая

Направлена на балансирование видов  деятельности и стратегических ресурсов фирмы с учетом влияния элементов  внешней среды.  
Максимальный уровень реакции достигается при распределении полномочий и ответственности между уровнями иерархии управления в соответствии с наличием у них потенциальных возможностей для решения данной проблемы.

Для производственных процессов: обеспечение гибкости производства, подкрепленной методами гибкого использования рабочей силы. 
Для инновационных процессов: переход от отслеживания к разработке новых технологий и их адаптация к существующим производственным возможностям. 
Для маркетинговых процессов: стратегическое сегментирование, прогнозирование новых потребностей и формирование спроса на новую продукцию. 
В общем управлении: наблюдение за внешней средой фирмы, прогнозирование ее качественных изменений, налаживание системы выявления и регистрации сильных и слабых сигналов.

Административная

Направлена на оптимизацию способов достижения краткосрочных и долгосрочных целей. 
Максимальный уровень реакции достигается за счет прогноза новых потребностей и неожиданных ситуаций, обеспечения условий для быстрой адаптации и создания внутри фирмы комплексных групп работников и управленцев, способных оперативно решить новую задачу

В условиях высокой степени нестабильности внешней среды предполагает накопление и развитие административного потенциала, состоящего из следующих компонентов: 
-организационного климата – стремления руководства реагировать соответствующим образом на управленческие ситуации (приветствовать и поощрять перемены, контролировать их или пытаться ограничить их рамками стандартов, правил, процедур и т.п., избегать или не замечать перемен); 
-компетенции – способности руководителей адекватно отображать ситуацию и реагировать на нее; 
-управленческих возможностей - объема работы, с которым может эффективно и своевременно справиться общее руководство фирмы с учетом стратегических целей фирмы.


 
Однако, как только возникает необходимость  увеличения размера предприятия  или диверсификации товаров и рынков, перечисленные достоинства функциональной структуры превращаются в тормоз для процессов развития. Положение усугубляется еще и тем, что эта структура не нацелена на инновационную деятельность, т.к. это потребовало бы создания научно-исследовательских подразделений и службы маркетинга и снизило бы серийность производства. 
 
В условиях насыщенного спроса, когда большинство покупателей уже не устраивает стандартный набор товаров, наиболее адекватной динамике внешней среды является дивизиональная организационная структура. Пример дивизиональной структуры показан на рисунке.

 

Дивизиональная структура  промышленного предприятия

 
Принципиальным ее отличием является то, что деятельность предприятия организуется не по функциональному признаку, а по четко различаемым продуктовым рынкам. Предприятие делится не на функционально обособленные подразделения, а на продуктово - рыночные отделения, имеющие в своем распоряжении необходимый и достаточный потенциал для осуществления всех и производственных и управленческих функций в рамках данного целевого направления. 
 
Каждое отделение является своеобразным «центром ответственности» и его руководитель наделен в полной мере полномочиями и ответственностью за эффективность его деятельности. Центральный аппарат управления при этом обладает ответственностью общего руководства, включая назначение руководителей отделений, утверждение финансовых планов, распределение стратегических ресурсов, привлечение внешних источников финансирования, планирование развития предприятия и т.п. 
 
Достоинства этой структуры состоят в следующем:

  • руководитель «центра ответственности» обладает полным набором полномочий, необходимых для эффективной работы на данном рынке и при этом он несет персональную ответственность за конечные результаты;
  • улучшается координация действий как в пределах отдельно взятого центра, так и в целом на предприятии;
  • достигаются лучшие конкурентные позиции по всем товарам, так как каждый из них курируется самостоятельным специализированным руководителем;
  • не требуется серьезной реорганизации всей структуры предприятия в связи с расширением (сворачиванием) видов деятельности.

то же время дивизиональная структура  обладает определенными недостатками. 
 
Например, с увеличением числа отдельных производств общефирменный эффект масштаба падает, что приводит, прежде всего, к сравнительному росту издержек производства. Одновременно, каждый руководитель отделения стремится создать у себя весь набор функциональных подразделений, даже если они и не оказывают существенного влияния на эффективность данного центра прибыли (например, собственная бухгалтерия). Это приводит к росту затрат также и на управление предприятием. 
 
Кроме того, по мере роста отделений возникает проблема, присущая функциональной структуре, а именно подавления инновационных аспектов, поскольку все внимание уделяется производственной деятельности. 
 
При дивизиональной структуре во многих предприятиях объективно возникает и развивается конфликт между руководителями отделений и руководителями общефирменных служб. Истоки этого конфликта лежат в неоднозначности распределения ролей между этими руководителями. Данная проблема решается либо выдвижением на первый план руководителя общефирменной службы и тогда руководитель отделения теряет определенные полномочия (при этом он не может нести полную ответственность за деятельность отделения), либо - руководителя «центра ответственности» и тогда общефирменные службы становятся в разряд «обслуживающих» для всех центров, т.е. их неявными придатками. В любом случае такое положение подрывает главный принцип управления - единство полномочий и ответственности. 
 
Современные условия, характеризуемые усиливающейся интернационализацией предпринимательской деятельности, истощением привычных видов природных ресурсов, нарастающим давлением общества (например, борьба различных социальных и политических движений с негативными побочными явлениями предпринимательской деятельности: загрязнением окружающей среды, инфляцией, плохим послепродажным обслуживанием и т.п.), вынуждают предприятия внедрять соответствующие мероприятия, развивать обслуживающие производства и управляющие подсистемы, что, в итоге, разрушает единство существующей организационной структуры. 
 
С другой стороны, внутри предприятия происходит распад традиционных отношений между работниками, которым уже недостаточно просто достойной заработной платы: они требуют участия в творческом труде, увеличения времени на повышение квалификации и отдых. Работников не устраивает работа, направленная исключительно на благо акционеров, они хотят сами участвовать и в управлении предприятием и в распределении прибыли. В этих условиях успешная деятельность управляющего «центром ответственности» во многом определяется переменными, находящимися в компетенции других управляющих. 
 
Таким образом, в зависимости от специфики деятельности, для одних предприятий требуется усиливать стратегические позиции в будущем, а для других основой конкурентного успеха становится инновационная деятельность. Эти особенности породили две модификации «чистой» дивизиональной структуры двойную структуру и матричную. 
 
Двойная структураявляется реакцией на потребность предприятия в стратегическом развитии. Ее особенность состоит в том, что в дополнение к «чистой» дивизиональной структуре вводятся подразделения или отдельные управляющие, ответственные за развитие того или иного направления деятельности. Пример реализации двойной структуры показан на рисунке.

Двойная структура промышленного  предприятия

 
Основное преимуществом двойной  структуры перед «чистой» дивизиональной заключается в появлении самостоятельных  управляющих по стратегическому  планированию конкретного направления деятельности. Они располагают необходимыми ресурсами и полномочиями для выполнения стратегических планов, вплоть до разработки новой продукции, поиска новых рынков, обоснования потребного внутрифирменного потенциала. 
 
При этом законченные результаты своих разработок они передают другим управляющим, ответственным за текущее получение прибыли (продуктовым или региональным отделениям). Такая структурная модификация существенно повышает стратегический потенциал предприятия в условиях нарастающей нестабильности внешней среды, но одновременно еще более подрывает принцип концентрации ответственности и полномочий. 
 
На предприятиях, где эффект масштаба производства не существенен и основой конкурентного успеха является инновационная деятельность, наиболее эффективной считается матричная структура. Пример матричной структуры показан на рисунке.

 

Матричная структура  промышленного предприятия

 
Примечание: ПГ- производственная группа; ГКТ – группа конструкторов и технологов; ГМТС и С – группа снабженцев и специалистов по сбыту; ГБ – группа бухгалтеров. 
 
Подчинение по линии управляющего проектом. 
Подчинение по линии функционального управления. 
 
Для этой структуры характерно наличие матрицы двух размерностей (векторов управления). Одна размерность матрицы - это совокупность ресурсов и работников, объединенных по функциональному признаку (разработки, маркетинг, производство и т.п.), а другая - совокупность ответственности и полномочий по проекту.При этом понятие «проект» имеет достаточно широкие границы. Это может быть разработка новой идеи или разработки, характерные для консультационной деятельности. Также под проектом может пониматься производственный заказ, ограниченный временем выполнения, объемом финансирования или другими индивидуальными характеристиками. 
 
В матричной структуре каждый работник подчиняется как управляющему по функциональному отделению, так и управляющему по проекту. В связи с этим в такой структуре появляется два типа организационных полномочий:

  • управляющие по проектам (обладают проектными полномочиями и отвечают за интеграцию и кооперацию всех видов деятельности и ресурсов, относящихся к данному проекту);
  • функциональные управляющие (осуществляют административное управление в своем отделении, распределяют работников по проектам, решают как, где и с привлечением каких ресурсов должна быть выполнена та или иная работа).

Очевидно, что матричная структура  позволяет достичь высокой оперативной гибкости с точки зрения управления проектами в зависимости от потребности рынка. Одновременно инновационная деятельность является «встроенной», т.к. составляет одну из размерностей матрицы. Автоматически усиливается координация работ внутри каждого проекта, что позволяет их рассматривать как «временные центры прибыли»- на срок реализации проекта. 
 
Эти очевидные преимущества обусловили широкое распространение матричной структуры. Однако данной структуре присущи глубинные противоречия. 
 
Прежде всего, данная структура характеризуется изначальной сложностью построения организационной структуры предприятия, которая усиливается с ростом количества одновременно поддерживаемых проектов и их качественным разнообразием. При этом временность проектной размерности матрицы приводит к полному размыванию структуры, что существенно затрудняет административное управление. 
 
Также объективно проявляются противоречия между проектными и функциональными полномочиями, которые, в конечном счете, приводят к конфликтам и сбоям в процессе управления, т.к. разрушается принцип единоначалия. Это вынуждает руководство предприятий разрабатывать и внедрять мероприятия, сглаживающие разрыв в полномочиях и ответственности. Кроме того, издержки по поддержанию матричной структуры особенно в крупной, широко диверсифицированной фирме настолько высоки, что ставят под сомнение ее управленческий эффект. 
 
Общей чертой рассмотренных выше организационных структур является то, что все они моноструктурны, т.е. один и тот же организационный принцип используется во всех подразделениях предприятия. Это означает, что они имеют единую систему взаимодействия, планирования, мотивации и т.п. Однако одновременно с развитием и совершенствованием моноструктур стали появляться фирмы с множественной структурой, т.е. те, где подразделения организационно не унифицированы. 
 
Исходным вариантом множественной структуры является холдинговая компания, особенность которой состоит в том, что она владеет контрольными пакетами многих предприятий и в силу разнообразия деятельности, а также юридической их самостоятельности не в состоянии непосредственно контролировать структурную организацию этих предприятий. 
 
Особенностью холдинга является то, что он базируется в основном на аккумулировании части финансовых результатов, входящих в него самостоятельных предприятий и дальнейшем их распределении с точки зрения своих интересов. Поэтому, с одной стороны, в пределах холдинга сложно реализовать единую стратегическую политику, а с другой - довольно сильно проявляются тенденции к полной самостоятельности у отдельных высокоэффективных предприятий, входящих в него. Пример реализации множественной структуры показан на рисунке.

Информация о работе Управление затратами. Концепция «бережливого производства»