Управление рабочим стрессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. Стресс—это адаптивная реакция на внешнюю ситуацию, которая приводит к физиологическим, психологическим и поведенческим отклонениям у людей[2, c. 145].
Само понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" канадского ученого, лауреата Нобелевской премии ГансаСелье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, Селье случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (generaladaptationsyndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

Оглавление

Введение……………….………………………………………………………......31. Понятие стресса…………………………….…………………………………..5
Факторы стресса……………………………………………………….…...6
Эффекты стресса на рабочем месте…………………………………...…. 9
Предупреждение стресса…………………………………………………12
2. Борьба со стрессом. Управление стрессом. Методы управления стрессом………………………………………………………………..…………15
2.1 Первая помощь при «остром» стрессе………………………………..……20
3.Организационные программы борьбы со стрессом на примере ООО «Салон студия Д-Люкс»………………………………………………………………….24
3.1. Характеристика предприятия ООО «Салон студия Д-Люкс»……………………………………………………………………………..24
3.2.Анализ и рекомендации по управлению стрессом ООО «Салон студия Д-Люкс»………………………………………………………………………….….25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………............31

Файлы: 1 файл

Орг повед РАСПЕЧ.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Однако некоторые  современные исследования [7] утверждают, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В.Что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.

Таким образом, в контексте данной работы, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и поведенческим изменениям у работников организации.Реакции на стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.[10, с. 108]

 

      1.  Эффекты стресса на рабочем месте.

 

Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное  воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров.

Легкий стресс также  улучшает кровообращение, приводит к  усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.

Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо - но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов, стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, не будем останавливаться на этом вопросе.

В то время как взаимосвязи  между стрессом и физическим здоровьем  человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные, что есть прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

Высокий уровень стресса  оказывает также не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие  на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.

Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют, когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

Еще одним аспектом воздействия  стресса является изменение в  поведении человека. Прямым результатом  сильных стрессов на работе могут  являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.

Можно также отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков - типичная стрессовая реакция - гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают" на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать "неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы". Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем.

 

      1.  Предупреждение стресса.

 

Существует достаточно много способов и методов "борьбы со стрессом", как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.

Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный  отдых;

2) релаксация (занятия  йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков  самоконтроля поведения;

4) планирование собственного  времени;

5) обеспечение достаточной  продолжительности сна;

6) когнитивная терапия и др.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение  в социальный пакет работника  оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются  обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании "Би-би-си" издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.

Однако применения таких  мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить комплексно, не просто помогать сотрудникам бороться с уже возникшим  сильным стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Выше приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

На уровне организации  целесообразно применять следующие меры по управлению стрессом:

  • регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;
  • оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;
  • исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
  • максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;
  • обогащение содержания обязанностей работников;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);
  • предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;
  • обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;
  • предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень  стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

 

 

2.  БОРЬБА СО СТРЕССОМ. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ.

МЕТОДЫ УПРАЛЕНИЯ СТРЕССОМ.

 

Стресс оказывает заметное влияние на состояние здоровья, поэтому существуют программы по нейтрализации стрессов на уровне предприятия. Это могут быть структурные, производственные и другие изменения, которые способствовали бы в итоге улучшению самочувствия сотрудников фирмы. Например, Levis Strauss & С° проводила программу, в которой на ежедневных семинарах участвовало 1500 сотрудников. Преподавались техники расслабления, самомотивационные процедуры, исследовались жизненные задачи, проводилось обучение способам изменения поведения. Программа может быть сосредоточена и на выявлении индивидуальных стрессов. Служба управления персоналом должна играть важнейшую роль в программе борьбы со стрессами[1, с.234].

К сожалению, эффективные методы управления стрессом, такие как аутотренинг Шульца, ци-гун и тому подобные, достаточно сложны, а использование адаптогенов (в частности, алкоголя, наркотиков, психотропных средств) дает побочный эффект, по степени вреда превосходящий саму проблему[1, с.235].

Существует различные способы и методы «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения.

На уровне организации[2, с. 146]:

  1. введение максимально справедливой оплаты труда;
  2. улучшение условий труда;
  3. совершенствование систем коммуникаций и распространение информации;
  4. создание в организации атмосферы взаимной поддержки;
  5. смягчение конфликтов и уточнение организационных ролей;
  6. планирование карьеры и расширение возможностей для продвижения сотрудников по служебной лестнице;
  7. социальная поддержка в организации и за ее пределами, направленная на удовлетворение основных потребностей работника.

В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение  в социальный пакет работника  оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются  обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях [7]. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помогает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.

На уровне индивида:

В борьбе со стрессом многое для себя может сделать и сам  человек. Так, к индивидуальным методам можно отнести:

1) регулярный активный  отдых;

2) релаксация (занятия  йогой, медитация, аутотренинг);

3) тренинг навыков  самоконтроля поведения;

4) планирование собственного времени;

4) обеспечение достаточной продолжительности  сна;

5) когнитивная терапия и др.

Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Методы релаксации нужно  осваивать заранее, чтобы в критический  момент можно было запросто противостоять  раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Релаксационные  упражнения.

Большинство из нас уже  настолько привыкло к душевному  и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что, освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию.

Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние “идейной пустоты”. Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.

Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела (ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

Приведем примеры некоторых  релаксационных упражнений.

1. Лежите спокойно  примерно 2 минуты, глаза закрыты.  Попытайтесь представить помещение,  в котором находитесь. Сначала  попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.

Информация о работе Управление рабочим стрессом