Управление стрессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.

Оглавление

Введение
1.Что такое стресс?
1.1 Причины стрессов.
2. Способы борьбы со стрессом.
3. Взаимосвязь конфликта и стресса
3.1 Основные тактики разрешения конфликта
4. Методы предупреждения стресса.
4.1 Противострессовая «переделка» дня.
4.2 Первая помощь при остром стрессе.
4.3 Аутоанализ личного стресса.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контр. менеджмент.docx

— 43.98 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ  СПО «Ирбитский мотоциклетный техникум» 
 
 
 

Контрольная работа

 Дисциплина: Менеджмент

на  тему:

  «Управление стрессами» 
 
 
 

Выполнила:

студентка гр

Проверила:

преподаватель  
 
 
 

2009

Содержание:

Введение

1.Что такое  стресс?

    1. Причины стрессов.

2. Способы борьбы  со стрессом.

3. Взаимосвязь  конфликта и стресса

3.1 Основные тактики разрешения конфликта

4. Методы предупреждения стресса.

4.1 Противострессовая  «переделка» дня.

4.2 Первая помощь при остром стрессе.

4.3 Аутоанализ  личного стресса.

Заключение

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Распространенная  в начале века фраза «все болезни  от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».

    По  данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник – это  практически здоровые люди, нуждающиеся  лишь в улучшение эмоционального состояния.

    Немногим  лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильных странах дальнего зарубежья. К примеру, по материал американского  журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, пятая часть рабочих  Великобритании, 45% наемных рабочих  США. Частые жалобы при этом – депрессия  и тревога, головные боли.

    В тоже время автор учения о стрессе  Ганс Селье считает, что стресс может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становиться болезнетворным. Наверное, каждый из нас может найти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря, на беспрерывные, многочисленные стрессы. В тоже время, есть и другие – болезненные и недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут вроде без напряжений.

    Задачи:

    Ответить  на вопросы: Что такое стресс? Какие есть методы снятия стресса? Каковы пути предупреждения стрессовых ситуаций

1.Что такое стресс?

     В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Психологи применяют еще термин дистресс (distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда), которым обозначают, говоря простым языком, сильный стресс неприятной направленности. Не вдаваясь в научно-терминологические тонкости, будем понимать под стрессом сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какими-то событиями вашей жизни.

Современное определение стресса: стресс есть реакция человека на то, что с ним случается в жизни. Большинство событий и обстоятельств, за исключением физических травм, не должны быть стрессовыми. Наша собственная реакция делает их такими.

Стресс (от англ. stress — напряжение), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий . 
Стресс (стресс-реакция), особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя — физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие). 
 
 
 
 

1.1 Причины стрессов.

    Факторы, вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), очень разнообразны и многочисленны. Особенно часто стрессовые ситуации возникают у жителей крупных городов. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических именно для нее стрессоров.

    Наиболее  частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие: 
1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...).

    Интересный  факт: Оказывается, тишина тоже имеет свойство раздражать. Сотрудники бюро по контрактам Телевизионного центра «Би-би-си» в Уайт Сити, Западный Лондон, пожаловались, что в их новых офисах слишком тихо и любой неожиданный звук, например телефонный звонок, сразу лишает их возможности сосредоточиться. Консультант по шумам из Гринвичского университета посоветовал установить в офисах «бормочущие автоматы», которые будут создавать шумовой фон и изгонят тишину. «Би-би-си» объявила, что с удовольствием приобретет автоматы с «консервированными шумами», которые уже окрестили «болтушками».

2. Нагрузки (повышенной  интенсивности):

- физические (мышечные);

- физиологические  (болезнь, расстройство, травма, беременность);

- информационные (чрезмерный объем информации, которую  нужно воспринять, запомнить);

- эмоциональные  (нагрузки, превышающие комфортный  для индивида уровень эмоционального  насыщения);

- рабочие (значительные  изменения на работе, трудности  и конфликты в трудовой среде);

3. Монотония  в трудовой деятельности, в эмоциональных  контактах.

4. Повседневные  раздражители: отсутствие необходимых  удобств, мелкие ссоры с окружающими,  дискомфортная психологическая  атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.

5. Отсутствие  привычных, желаемых социальных  связей, социальная изоляция или  депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.

6. Тяжелые жизненные  ситуации: болезни, смерть близких  людей, трудности, переживаемые  близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные изменения  условий жизни.

7. Переломные  этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей  из дома, начало или окончание  обучения, ситуации конкурса или  испытания, новая работа, выход  на пенсию, новое место проживания.

8. Материальная  необеспеченность.

9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

    Ученые  Т. Холмс и Р. Рейх на основе многолетних  исследований составили перечень наиболее частых перемен в жизни, вызывающих стресс. Некоторые из них приведены  ниже. Последовательность в этом списке определяется на основании эмоциональной  значимости каждого события. 
 
 
 
 
 

    Таблица №1.

    Событие жизни Единица значимости
    1. Смерть супруга (супруги) 100
    2. Развод 73
    3. Разрыв  с партнером 65
    4. Отбывание  наказания в тюрьме 63
    5. Смерть  близкого родственника 63
    6. Травма или болезнь 53
    7. Уход  на пенсию 45
    8. Болезнь  члена семьи 44
    9. Смена  места работы 36
    10. Растущие  долги 30
    11. Конфликты с начальством 23
    12. Нарушение сна 16
    13. Штраф за нарушение правил  уличного движения 12
 

    Как видно из таблицы, наиболее опасны для  человека интенсивные психотравмирующие  события, обусловленные потерей  очень близких людей. 

    Особую  проблему представляет городская среда (плотность населения, напряженное  дорожное движение, шум и другие экологические неблагополучия). К  числу механизмов защиты от ее стрессогенного воздействия относят аутизм (уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потеря эмоционального контакта с окружающими), депрессию, употребление наркотиков. Изучение средовых стрессоров (неблагоприятных факторов) на выборках горожан в Индии и Америке выявило сходные результаты. Фактор перенаселенности оказался ведущим, более сильным, чем остальные стрессоры. Он усугубляет патогенное воздействие острых социальных стрессоров на психику человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Способы борьбы со стрессом.

Согласно его  определению, стресс - это все, что  ведет  к  быстрому  старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий  организм может противостоять стрессу и управлять им?

      Рассмотрим возможные реакции  организма на стресс  и  основные  способы борьбы со стрессом:

  • релаксацию;
  • концентрацию;
  • ауторегуляцию дыхания.
  1. Релаксация.

Релаксация –  это метод, с помощью которого можно частично или полностью  избавляться от физического или  психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку  овладеть ею довольно легко – для  этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие  – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить  релаксацию.

    Методы  релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно  было запросто противостоять раздражению  и психической усталости. При  регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными  впечатлениями, хотя для того чтобы  их освоить, необходимо упорство и терпение.

    Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень  психического возбуждения, позволяет  ослабить или сбросить вызванное  стрессом психическое и мышечное напряжение.

    Пример  релаксационного упражнения: внимательно  следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько  холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь  на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

  1. Концентрация.

Неумение сосредоточиться  – фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного  внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих  внимание женщины от выполняемой  в данный момент деятельности и способных  вызвать стрессовую ситуацию. Такое  разрывание на части изо дня в  день приводит, в конце концов, к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы.  Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или – еще лучше – сразу же после возвращения домой.

    Пример  концентрационного упражнения: концентрация на счете: мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться, и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

  1. Ауторегуляция дыхания.

     В нормальных условиях о дыхании никто  не думает и не вспоминает. Но когда  по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и  тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации.  И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

     Человек имеет возможность, сознательно  управляя дыханием использовать его  для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания  может стать действенным средством  борьбы со стрессом, наряду с релаксацией  и концентрацией.

    Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять  в любом положении. Обязательно  лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или  горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать  мышцы  грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную  клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном  дыхании, постоянно контролируя  его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление стрессами