Управление стрессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни трансформировалась – «все болезни от стрессов».
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.

Оглавление

Введение
1.Что такое стресс?
1.1 Причины стрессов.
2. Способы борьбы со стрессом.
3. Взаимосвязь конфликта и стресса
3.1 Основные тактики разрешения конфликта
4. Методы предупреждения стресса.
4.1 Противострессовая «переделка» дня.
4.2 Первая помощь при остром стрессе.
4.3 Аутоанализ личного стресса.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контр. менеджмент.docx

— 43.98 Кб (Скачать)
    1. Взаимосвязь конфликта и стресса

      Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта  имеется  множество определений и толкований. Мы определяем КОНФЛИКТ как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть  конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне  делать  то  же  самое. Представим себе двух инженеров на собрании, где каждый настойчиво предлагает принять его спецификацию продукта. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт-явление  всегда  нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он  возникает. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и  разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большой степени  опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие  механизмы, в основном, устранят условия, способствующие  появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Авторы, принадлежащие к школе  <<человеческих  отношений>>, также  были склонны считать, что  конфликта можно и должна избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации  в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворении потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не  спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что последние поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения. Таким образом, конфликт может быть  функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей.

    3.1 Основные тактики разрешения конфликта:

Общие рекомендации - при возникновении напряжения между  партнерами следует проявлять:

внимание к  собеседнику; доброжелательность, дружелюбие, расположенность, уважительное отношение; естественность; терпимость к его слабостям; сочувствие к нему, участие; выдержку, самоконтроль; спокойный тон; лаконичность, немногословность (строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или позитивную реакцию собеседника);   постоянно поддерживать обратную связь с собеседником (с помощью вербальных и невербальных средств); чуть затягивать ритм, темп беседы, если собеседник излишне взволнован и слишком быстро говорит; следить за собеседником внимательно, при первой возможности установить с ним контакт и, стремиться, не терять его; стараться смотреть собеседнику в глаза (но не фиксировать взгляд более 10 секунд), следить за изменениями его лица, рук, позы; пытаться мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние; попытаться почувствовать: "А каково было бы мне в этом состоянии?".

Поведение на первой фазе беседы: дать выговориться, не пытаться перекричать, перебивать собеседника; внимательно слушать; сделать паузу, если собеседник излишне активен; показать мимически, двигательными средствами (без слов), что Вы заметили состояние собеседника; уменьшить социальную дистанцию с собеседником (улыбнуться, резко приблизиться, оказаться лицом к лицу, коснуться, наклониться).

Оперативные приемы поведения на второй фазе беседы: отвлечь или переключить внимание собеседника с конфликтной темы (например, предложить закурить, высказать комплимент, спросить о чем-либо); предложить сесть (причем садиться по возможности под острым углом к собеседнику на расстоянии не более 0,5 метра); сказать о своем самочувствии, состоянии, которые вызвали у Вас слова собеседника, если его статус выше и позиция сильнее, чем у Вас; спросить о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже и позиция слабее, чем у Вас; обратиться к фактам; признать свою вину, если она есть; признать правоту собеседника в тех пунктах, где он, несомненно, прав; дать понять собеседнику, что Вы понимаете, насколько важен вопрос, о котором он говорит; показать собеседнику свою заинтересованность в решении его проблемы; подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником; разделить с ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть свое доверие к собеседнику; подчеркнуть лучшие качества партнера, которые помогут ему самому справиться со своим состоянием; подчеркнуть значимость партнера, его место, роль в группе, его сильные стороны, хорошее отношение к нему со стороны значимых людей; попросить у собеседника совет, как Вам поступать с ним, как Вам помочь решить его проблему; спросить у собеседника, как он сам собирается решать свою проблему; обещать поддержку, если это не противоречит Вашим принципам и интересам общего дела; если есть возможность, решать вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок.

Специальные оперативные  приемы. Здесь важно знать об "уязвимых местах" собеседника и всегда давать ему возможность сохранить "свое лицо": повторить самые неразумные слова собеседника "как бы с недоумением" (типа того, что он, наверное "просто ошибся" или Вы сами его "не поняли"); тактично показать, что собеседник излишне резок (через сухое, холодное, формальное обращение, увеличение психологической дистанции, через подчеркнутую "вежливость"); сделать комплимент агрессору (по принципу "доброта с красотой вместе спасут мир"); свести проблему к юмористической или даже гротескно-сатирической стороне (и по возможности, вместе посмеяться над "недоразумением"); проявить по отношению к партнеру более сильную агрессию, чем продемонстрировал он Вам (естественно, если у Вас есть для этого "таланты"); сказать собеседнику о негативных сторонах и последствиях конфликтной ситуации лично для него (как бы "отрезвить" его); показать, что удовлетворение его требований может привести к негативным последствиям для людей, мнением которых он дорожит (или которых опасается), и эти люди могут порвать с ним отношения.

    1. Методы предупреждения стресса.

   Образ жизни – это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного  и релаксационного образа жизни  являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигательная активность, и качество отдыха и  сна, и взаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именно от нас зависит, каким  будет наш образ жизни –  здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

   Если  нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, чтобы релаксация и  концентрация стали составной частью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать  на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящие в организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции.

    Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции: противострессовая «переделка»  дня, оказание первой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного  стресса. Использование этих методов  при необходимости доступно каждому.

4.1. Противострессовая «переделка» дня.

     Очень часто люди при возвращении домой  переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных  впечатлений и, переступив порог  дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной  всему – наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую  традицию: возвратившись, домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.

4.2. Первая помощь при остром стрессе.

     Если  мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал  начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) – у нас  начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю  свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса.  Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы  успокоиться, необходимо найти эффективный  способ самопомощи. И тогда в критической  ситуации, которая может  возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

     Вот некоторые советы, которые могут  помочь вам выйти из состояния  острого стресса.

   1. Противострессовое  дыхание. Медленно выполняйте  глубокий вдох через нос; на  пике вдоха на мгновение задержите  дыхание, после чего сделайте  выдох как можно медленнее.  Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь  представить себе. Что с каждым  глубоким вдохом и продолжительным  выдохом вы частично избавляетесь  от стрессового напряжения.

   2. Минутная  релаксация. Расслабьте уголки рта,  увлажните губы. Расслабьте плечи.  Сосредоточьтесь на выражении  своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши  эмоции, мысли внутреннее состояние.  Вполне естественно, что вы  не хотите, чтобы окружающие знали  о вашем стрессовом состоянии.  В этом случае вы можете  изменить «язык лица и тела»  путем расслабления мышц и  глубокого дыхания.

     3. Оглянитесь вокруг и внимательно  осмотрите помещение, в котором  вы находитесь. Обращайте внимание  на мельчайшие детали, даже если  вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите»  все предметы один за другим  в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4.3 Аутоанализ личного стресса.

     Теперь  рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма  на стрессовые ситуации. Т.е. как можно  определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины  – таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся  ситуации.

     Наиболее  оправдавшим себя методом аутоанализа  личного стресса является дневник  стрессов. Метод этот несложный, однако, требующий терпения. В течение нескольких недель – по возможности ежедневно – необходимо делать в дневнике простые пометки, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло.

     Анализ  записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события  или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно  повторяющиеся ситуации, описанные  в дневнике, могут  быть причиной возникновения стресса.

     Полезно записывать свои ощущения сразу при  наступлении острого стресса, чтобы  потом  в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.

     Если  мы пролистаем собственные записи и  попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, «неуспокаивающиеся ноги» (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение.

     Проанализировав записи, можно определить, в какое  время дня чаще всего наступает  недомогание, происходит это на работе или же по возвращении домой. С  помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам  мешает в жизни, что вызывает наш  личный стресс.

 

Заключение.

    Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу  подвержены все – от новорожденного до немощного старика. Стресс не только зло, не только беда, на и великое  благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь. Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и  способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех. Со стрессом можно  справиться, нужно лишь желание и  немного свободного времени для  себя любимого. Другое дело, что нет  желания – просто человеку приятно  осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом, наверное, сочувствия, понимания. Если же есть желание и  немного свободного времени, то описанные  выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь  спортом, хобби и т.д. Если же есть желание, но нет времени, кроме всего  прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Информация о работе Управление стрессами