Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:44, курсовая работа
В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. Стресс—это адаптивная реакция на внешнюю ситуацию, которая приводит к физиологическим, психологическим и поведенческим отклонениям у людей[2, c. 145].
Само понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" канадского ученого, лауреата Нобелевской премии ГансаСелье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, Селье случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (generaladaptationsyndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».
Введение……………….………………………………………………………......31. Понятие стресса…………………………….…………………………………..5
Факторы стресса……………………………………………………….…...6
Эффекты стресса на рабочем месте…………………………………...…. 9
Предупреждение стресса…………………………………………………12
2. Борьба со стрессом. Управление стрессом. Методы управления стрессом………………………………………………………………..…………15
2.1 Первая помощь при «остром» стрессе………………………………..……20
3.Организационные программы борьбы со стрессом на примере ООО «Салон студия Д-Люкс»………………………………………………………………….24
3.1. Характеристика предприятия ООО «Салон студия Д-Люкс»……………………………………………………………………………..24
3.2.Анализ и рекомендации по управлению стрессом ООО «Салон студия Д-Люкс»………………………………………………………………………….….25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………............31
Министерство
образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»
г. Нижний Новгород
Факультет Менеджмента
Кафедра Менеджмента
Дисциплина Организационное поведение
Курсовая работа
Тема:
Управление рабочим стрессом
Выполнила студентка 5 курса_ЗФО___________ Группа | |
Проверил Преподаватель
Оценка________________________ Дата «_____»_____________2012 г. Подпись преподавателя_________________ | |
Дата поступления работы «___»____2012 г. |
Нижний Новгород
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………….………………………………………
2. Борьба со стрессом. Управление стрессом. Методы управления
стрессом…………………………………………………………
2.1 Первая помощь при «остром» стрессе………………………………..……20
3.Организационные программы борьбы со
стрессом на примере ООО «Салон студия Д-Люкс»……………………………………………………………
3.1. Характеристика предприятия ООО «Салон студия Д-Люкс»……………………………………………………………
3.2.Анализ и рекомендации по управлению стрессом ООО «Салон студия Д-Люкс»……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
«Правило номер один: не изводите себя по
мелочам, правило номер два: все на свете мелочи».
Специалист по стрессу кардиолог Роберт Элиот[1, с.231].
В последнее время понятие «стресс» приобрело большую популярность – недаром прошедший 20 век назвали веком стресса. Сегодня на дворе 21 век, но стресс, не признавая никаких границ, с легкостью шагнул в новое тысячелетие, и продолжает свои позиции.
Во времена СССР стресс практически не упоминался в отечественных учебниках по психиатрии, хотя исследования в этой области ведутся достаточно давно. Сейчас это понятие становится весьма популярным, стресс стал объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом.
В частности, можно отметить, что современные отечественные организации вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования ограниченных ресурсов, в том числе человеческих. Постепенно приходит понимание, что одной из значимых статей непродуктивных расходов организации являются издержки, обусловленные стрессом.
Одним из эффектов
длительного воздействия
Но отрицательные последствия не исчерпываются только негативным экономическим эффектом. Врачи считают, что 90% жалоб пациентов связаны с различными расстройствами из-за стресса. И хотя удовлетворительный уровень стресса на работе относится скорее к гигиеническим факторам, чем к мотивационным, нельзя забывать о его значимости для работников.
Таким образом, длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых "дорогостоящих" видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.
Все вышесказанное
подтверждает актуальность исследований
стресса на рабочем месте с
целью минимизации его
Целью данной работы является изучения понятия стресса и фактор, оказывающий влияния на работника и на организацию в целом,борьба со стрессом на рабочем месте, как организационного, так и индивидуального применения.
Объектом практического исследованияявляется ООО «Салон студия Д-Люкс».
Задача контрольной работы осуществляется в следующем:
– Дать полную характеристику понятию стресса;
– Выявить причины стресса на рабочем месте;
– Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;
При подготовке курсовой работы широко использовалась литература Аширов Д.А,Глумаков, В.Н. Джуэлл Л., и др., а также периодические издания – статьи Веденяпина О. и электронные ресурсы.
1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА
В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. Стресс—это адаптивная реакция на внешнюю ситуацию, которая приводит к физиологическим, психологическим и поведенческим отклонениям у людей[2, c. 145].
Само понятие "стресс" появилось сравнительно недавно – в 1936 году "с легкой руки" канадского ученого, лауреата Нобелевской премии ГансаСелье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, Селье случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (generaladaptationsyndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».
Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому и поведенческому
Физиологические отклонения сопровождаются повышением артериального давления, сердечно-сосудистыми заболеваниями, а иногда язвенной болезнью и артритом.
Психологические отклонения выражаются в том, что у людей появляется раздражительность, агрессивность, депрессия. Человек начинает плохо относиться к своим обязанностям на рабочем месте, сопротивляется распоряжениям начальства или впадает в неверие в свои способности.
Поведенческие отклонения проявляются в снижении производительности труда, прогулов, текучести кадров. По последним подсчетам, стресс обходится США в 68 миллиардов долларов в год [2, с. 145].
Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.
Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление (реакция работника на выговор начальника и др.). Но существует и позитивный стресс«ю-стресс» (греческое «eu» означает хороший), который может быть вызван приятными событиями (повышение по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.
Все факторы стресса (стрессоры) можно разделить на факторы стресса вне организации (внешние), факторы стресса, связанные с организацией (организационные), групповые факторы стресса и индивидуальные факторы стресса[1, с. 233].
Внешние. Естественно на сотрудников организаций воздействуют внешние факторы, такие как экономическая и политическая нестабильность в обществе, финансовые условия, инфляция безработицаизменения, вызванные научно-техническим прогрессом. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).
Организационные. Это – различия систем ценностей сотрудника и организации, организационные изменения (особенно приостановка производства или перевод на другую работу), фрустрация (блокирование мотивации – стремление индивида достичь желаемой цели), автократическое руководство, атмосфера незащищенности на рабочем месте, давление фактора времени, рабочие перегрузки и др.
К наиболее ярким стрессорам, связанным с производственной средой, я бы отнесла:
Групповые. Сюда относится отсутствие групповой сплоченности и взаимной поддержки, наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов[2, с. 146].
Индивидуальные. Они связаны либо с ролевым конфликтом и неопределенностью, когда работник не уверен в правильности своих действий или ожиданий коллег и менеджеров, либо с индивидуальными различиями в характерах людей. Такие различия выражены в известной классификации и поведения людей по типу А и типу В[2, с. 146].
Согласно этой классификации человек типа А:
В отличии от такого человека человек типа В:
В конце 1960-х гг. авторы данной классификации Фридман и Розенман [7] начали изучение полярных типов характера А и В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам». На основании проведенных исследований, считают, что люди типа А испытывают чрезвычайное давление и более склонны к стрессу и одному из самых серьезных его последствий – сердечным приступам. В то же время представители типа В умеют быстрее адаптироваться к различным ситуациям, спокойно воспринимают установление самых жестких временных рамок и потому менее подвержены стрессу.