Конфликты и стрессы в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:07, контрольная работа

Краткое описание

В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармонического функционирования организации. По мнению из авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации – условие не только невозможное, но и нежелательное.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность стресса………………………………………………….……...5
Явление стресса и его признаки…………………………….…….5
Причины стресса…………………………………………….……..7
Сущность конфликта…………………………………………………..…9
Особенности организационно-управленческого конфликта…....9
Виды конфликта…………………………………………………..14
Причины организационно-управленческого конфликта…….…14
Способы преодоления стрессов и разрешения конфликтов…………..16
Способы борьбы со стрессом…………………………………….18
Управление конфликтной ситуацией……………………………22
Заключение……………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Конфликты и стрессы в системе управления.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Челябинский государственный педагогический университет

(ГОУВПО  «ЧГПУ»)

Профессионально-педагогический институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по менеджменту 

на тему:

«Конфликты  и стрессы в  системе управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнила: студентка Чикирова Е. О.

                                                                    Группа: 304 

                                             Проверил: Корнеев Д.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЧЕЛЯБИНСК, 2009 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

С. 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Сущность стресса………………………………………………….……...5
    1. Явление стресса и его признаки…………………………….…….5
    2. Причины стресса…………………………………………….……..7
  2. Сущность конфликта…………………………………………………..…9
    1. Особенности организационно-управленческого конфликта…....9
    2. Виды конфликта…………………………………………………..14
    3. Причины организационно-управленческого конфликта…….…14
  3. Способы преодоления стрессов и разрешения конфликтов…………..16
    1. Способы борьбы со стрессом…………………………………….18
    2. Управление конфликтной ситуацией……………………………22

Заключение……………………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………………..28 
 
 
 
 

 

    Введение 

     Целью написания данной работы является рассмотрение конфликтов и стрессов в системе управления, причин их возникновения и путей разрешения. Таким образом, предметом исследования является система управления, объектом исследования – стрессы и конфликты в организации.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что необходимость повышения производительности труда всегда приводит к структурно-организационным изменениям.

     Даже  улучшить планировку рабочего помещения  не всегда просто, многие  привыкли  работать  при  определенном  размещении оборудования. Ежечасно и ежедневно возникает необходимость многочисленных больших и малых изменений — менеджер должен задуматься, как то или иное изменение подействует на настроение персонала, как сотрудники отнесутся к этому изменению, как это повлияет на производительность труда, ведь мелкие изменения затрагивают многих людей. Любая перемена может стать причиной конфликта или стресса.

     В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармонического функционирования организации. По мнению из авторов, если найти правильную формулу, организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникавшие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации – условие не только невозможное, но и нежелательное. Конфликт является неотъемлемым элементом функционирования любого общества, а значит и организации, поэтому для успешного ведения управленческой деятельности необходимо понимать природу этого социального явления и управлять им на практике.

     В свою очередь, стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала.

     Для наиболее полного раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:

    1. Выяснить, что представляет собой стресс в системе управления и какие организационные факторы его вызывают.
    2. Раскрыть сущность организационно-управленческого конфликта, его особенности и причины возникновения.
    3. Рассмотреть методы управления конфликтными ситуациями и методы профилактики стресса.
    4. Рассмотреть способы борьбы со стрессом.

     Для решения данных задач будет изучено  и сопоставлено мнение специалистов в области менеджмента и управления, таких как М. Мескон, Л.М. Попова, Д.П. Зеркин, З.П. Румянцева и др. по данной проблеме.

     В заключении подведём итог исследования и выскажем личное мнение по данной теме. 

 

    1.Сущность  стресса

    1.1.Явление стресса и его признаки 

      Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем его. Незначительные стрессы неизбежны  и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. 

     Учёными приводятся несколько определений понятия “стресс”. Наиболее широкоупотребимым определением является следующее: ”Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое”.

     В переводе с английского языка  слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) ”. Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.

     Исследования  показывают, что к физиологическим  признакам стресса относятся  язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. 

     Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

     Итак, стресс - это напряженное состояние  организма, т.е. неспецифический ответ  организма на предъявленное ему  требование (стрессовую ситуацию). Под  воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Учёными изучены различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

     Признаки  стрессового напряжения:

    1. Невозможность сосредоточиться на чем-то
    2. Слишком частые ошибки в работе
    3. Ухудшается память
    4. Слишком часто возникает чувство усталости
    5. Очень быстрая речь
    6.   Мысли часто улетучиваются
    7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
    8. Повышенная возбудимость
    9. Работа не доставляет прежней радости
    10. Потеря чувства юмора
    11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
    12. Пристрастие к алкогольным напиткам
    13. Постоянное ощущение недоедания или потерян вкус к еде
    14. Невозможность вовремя закончить работу.

      После выяснения признаков стрессового напряжения организма, необходимо изучить его причины.

    1.2.Причины стресса 

     Стресс  может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

     Рассмотрим  те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

     1.Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

     Работнику поручили непомерное количество заданий  на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство  безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

     2. Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания.

     Конфликт  ролей может также возникнуть в результате различий между нормами  неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать  напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

     3. Неопределенность  ролей. Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

     4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

     По  мнению некоторых учёных существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

     Идеальным будет такое положение, когда  производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы  достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.  
 
 
 

 

    2.Сущность  конфликта

    2.1.Особенности  организационно-управленческого  конфликта 

     Обобщая многообразие определений конфликта, встречающихся в литературе, можно  предложить такое его определение. Конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. И в данном, и во многих других определениях, конфликт прежде всего связывается с противоречием или одним и его моментов – борьбой противоположностей. Одним из существенных признаков конфликта является противоположность интересов, которые в свою очередь сопрягаются с ценностями, целями и ориентациями. Таким образом, интересы – главное понятие, необходимое для анализа конфликта.

Информация о работе Конфликты и стрессы в системе управления